Педагог с большим стажем Алла Никифорова уверена: в профессии учителя множество плюсов, а потому без раздумий благословила на ее получение единственную дочку Ольгу. Каково было 19-летнему специалисту в первые годы работы, чему она училась у мамы и на что пошла, чтобы не расставаться с любимым классом до самого выпускного?
"В моей жизни все дежавю"
- Говорят, если найдешь своего учителя, влюбишься либо в предмет, либо в профессию. Так и у меня случилось, - с улыбкой признается Алла Никифорова.
Она уже в первом классе выбрала для себя дело всей жизни.
- Нашим первым учителем и единственным классным руководителем в средней школе № 36 Гомеля (сейчас это гимназия) была Любовь Ивановна Колесникова, - вспоминает Алла Евгеньевна. - К моменту нашего окончания начальной школы она получила еще и диплом учителя истории, поэтому вместе с нами перешла в старшую школу. Я хотела быть как Любовь Ивановна, всегда равнялась на нее. Она всю себя отдавала нам. Поэтому я обожала школу, любила учиться, была очень активной.
Алла Никифорова 20 лет отработала в СШ № 52 Гомеля. Начинала старшей пионервожатой, затем стала учителем начальных классов, замом по воспитательной работе. Учить читать, писать, считать нужно было разных детей, в том числе и с задержкой психофизического развития. Чтобы помочь особенным мальчикам и девочкам, Алла Евгеньевна решилась на второе высшее образование и так получила диплом дефектолога. Последние 15 лет она возглавляет СШ № 32 Гомеля.
За 35 лет в педагогике у нее было много удач, побед, достижений, которыми можно гордиться, но особый повод для радости у Аллы Никифоровой - дочь Ольга, которая тоже стала учителем.
- Идея поступать Оле в педагогический колледж после 9-го класса была моей, - рассказывает мама. - Я понимала, что у нее должно получиться. Правда, учительские дети не всегда хорошо относятся к профессии родителей. Оля как-то сказала: "Мама, я тобой очень горжусь, но ненавижу твою профессию, потому что она отняла тебя у меня". У настоящих педагогов так и есть - вначале 30 человек чужих детей и только потом - свой. Но все же Оля решила попробовать.
Интересные совпадения стали случаться, когда девушка окончила педагогический колледж. Ольга пришла работать не только в 52-ю школу, где ее мама начинала свою профессиональную деятельность, но даже в тот же кабинет, в котором Алла Евгеньевна учила малышей грамоте.
- Пережила дежавю: накануне приемки школы к новому учебному году пришла помочь дочери подготовиться к 1 сентября, зашла в кабинет и понимаю: это же мой! - вспоминает с улыбкой тот август Алла Никифорова.
Случилось и еще одно удивительное совпадение. Однажды Ольга поделилась планами: хочет получить еще один диплом - учителя иностранного языка, чтобы своих учеников из начальной школы вести дальше, преподавать английский и быть их классным руководителем. Именно так сделала в свое время и первая учительница Аллы Евгеньевны. Надо отметить, это достаточно редкий случай в педагогике, чтобы один и тот же учитель вел один коллектив детей с первого класса до выпускного.
- Говорят, что учитель - это тот, кто умеет отдавать себя детям. Это не высокопарные слова. Мы работаем с детьми, их душами, создаем их будущее, - подчеркивает Алла Никифорова. - Педагогика - это служение людям, Божий промысел. Не все люди могут служить другим, а у моей Оли это получается. Если вначале профессиональной деятельности у нее были мысли уйти из школы, то сейчас каждый рассказ о том, как прошел день, она начинает со слов "А мои дети…". И я понимаю: моя дочь - настоящий учитель, который вначале все отдает людям и только потом думает о себе.
"У мамы училась дипломатии"
У Ольги Никифоровой 1 сентября начался отсчет нового профессионального года - четвертого, как и у "ее детей". В классе - 29 мальчиков и девочек.
- В моем случае большую роль в выборе профессии сыграла мама: я видела ее любовь к своему делу, - отмечает Ольга. - К тому же я в 5-6 классах, помню, ходила в продленку к ученикам младших классов и помогала им с домашними заданиями. Тогда и зародилась любовь к детям. Поэтому, когда мама предложила мне после 9-го класса рассмотреть педагогическую профессию, решила попробовать.
Конечно, на первых этапах Ольге было непросто, особенно в общении с родителями. Когда начинающий 19-летний специалист пришла в кабинет на первое родительское собрание, то увидела за партами людей, старше ее на 10 лет. Но при поддержке мамы и коллег страх у Ольги быстро ушел. Она стала нарабатывать опыт, появилась уверенность.
- У мамы училась даже не столько методике преподавания, сколько дипломатии, общению с детьми и их родителями, - говорит Ольга Никифорова. - Когда я шла работать в школу, она мне сказала: "Если родители будут видеть, что ты любишь их детей, то они закроют глаза на многое". И была права. Теперь я и сама вижу: когда папы и мамы понимают, что я отношусь к их ребенку не как к работе, а как к важному для меня человеку, это дает хороший результат.
Ольга Игоревна уверяет: все эти 29 мальчиков и девочек заняли особое место в ее жизни. А потому с ними, выпускниками младших классов, она не готова расставаться. Получение диплома учителя еще и английского языка дает ей эту возможность.
- Хочу довести своих детей до 9-го или 11-го класса - как получится, - улыбается молодой педагог. - Когда приняла моих детей в первом классе, поняла: будущее этих малышей зависит от меня, поэтому вкладываюсь в них как в родных. Именно первый учитель формируется многое: отношение к учебе, другим педагогам, пробуждает интерес к разным видам деятельности, помогает раскрывать задатки и таланты.
- В корне неверна мысль, что в школе нельзя заработать деньги. Можно! Много плюсов в том, чтобы быть учителем, особенно если ты женщина. Во-первых, есть возможность всегда быть рядом с родными детьми. Во-вторых, вы гарантированно получаете отпуск летом, причем 57 дней, а во время школьных каникул - перерыв от уроков и сокращенный рабочий день. В-третьих, когда ты учитель, у тебя и компания соответствующая. Коллеги - это часто очень высоконравственные люди, - отмечает Алла Никифорова.
- Успешный ученик - это не тот, который получает девятки и десятки, а тот, кому нравится учиться. Учеба - серьезный труд, особенно в начальной школе. Поэтому с малышом с пеленок мамам и папам нужно заниматься: читать сказки, петь, лепить, рисовать. Тогда к шести годам он привыкнет трудиться и будет делать это с радостью, - уверена Алла Никифорова. - Также важно найти своего учителя. Как? Сейчас во многих учреждениях образования организуют школы будущих первоклассников для 5-летних детей. Занятия там, как правило, ведут учителя, которые будут набирать первый класс. Найдите школу, которая вам нравится, поводите своего ребенка к разным учителям на занятия. Пусть он сам выберет педагога, которого не будет бояться, а скажет о нем примерно следующее: "Тетя очень красивая. И я ее уже люблю".
- Чтобы ребенок был успешен в начальных классах, родители должны понимать: их вклад в это велик. Не нужно рассуждать так: я привел вам свое дитя в школу, а вы учите - это ваша работа. Для того чтобы ребенок развивался, с ним нужно с раннего детства заниматься. А иногда получается, что дети до 6 лет ничего не делали, а тут их усадили за парту и начали грузить информацией. Естественно, для них все это новое и непонятное, им очень тяжело, - отмечает Ольга Никифорова. - Успех каждого ребенка - в командной работе учителя и родителей, в поддержке друг друга, доверии и в оперативной связи.
Светлана КИРСАНОВА,
газета "7 дней".-0-
"В моей жизни все дежавю"
- Говорят, если найдешь своего учителя, влюбишься либо в предмет, либо в профессию. Так и у меня случилось, - с улыбкой признается Алла Никифорова.
Она уже в первом классе выбрала для себя дело всей жизни.
- Нашим первым учителем и единственным классным руководителем в средней школе № 36 Гомеля (сейчас это гимназия) была Любовь Ивановна Колесникова, - вспоминает Алла Евгеньевна. - К моменту нашего окончания начальной школы она получила еще и диплом учителя истории, поэтому вместе с нами перешла в старшую школу. Я хотела быть как Любовь Ивановна, всегда равнялась на нее. Она всю себя отдавала нам. Поэтому я обожала школу, любила учиться, была очень активной.
Алла Никифорова 20 лет отработала в СШ № 52 Гомеля. Начинала старшей пионервожатой, затем стала учителем начальных классов, замом по воспитательной работе. Учить читать, писать, считать нужно было разных детей, в том числе и с задержкой психофизического развития. Чтобы помочь особенным мальчикам и девочкам, Алла Евгеньевна решилась на второе высшее образование и так получила диплом дефектолога. Последние 15 лет она возглавляет СШ № 32 Гомеля.
За 35 лет в педагогике у нее было много удач, побед, достижений, которыми можно гордиться, но особый повод для радости у Аллы Никифоровой - дочь Ольга, которая тоже стала учителем.
- Идея поступать Оле в педагогический колледж после 9-го класса была моей, - рассказывает мама. - Я понимала, что у нее должно получиться. Правда, учительские дети не всегда хорошо относятся к профессии родителей. Оля как-то сказала: "Мама, я тобой очень горжусь, но ненавижу твою профессию, потому что она отняла тебя у меня". У настоящих педагогов так и есть - вначале 30 человек чужих детей и только потом - свой. Но все же Оля решила попробовать.
Интересные совпадения стали случаться, когда девушка окончила педагогический колледж. Ольга пришла работать не только в 52-ю школу, где ее мама начинала свою профессиональную деятельность, но даже в тот же кабинет, в котором Алла Евгеньевна учила малышей грамоте.
- Пережила дежавю: накануне приемки школы к новому учебному году пришла помочь дочери подготовиться к 1 сентября, зашла в кабинет и понимаю: это же мой! - вспоминает с улыбкой тот август Алла Никифорова.
Случилось и еще одно удивительное совпадение. Однажды Ольга поделилась планами: хочет получить еще один диплом - учителя иностранного языка, чтобы своих учеников из начальной школы вести дальше, преподавать английский и быть их классным руководителем. Именно так сделала в свое время и первая учительница Аллы Евгеньевны. Надо отметить, это достаточно редкий случай в педагогике, чтобы один и тот же учитель вел один коллектив детей с первого класса до выпускного.
- Говорят, что учитель - это тот, кто умеет отдавать себя детям. Это не высокопарные слова. Мы работаем с детьми, их душами, создаем их будущее, - подчеркивает Алла Никифорова. - Педагогика - это служение людям, Божий промысел. Не все люди могут служить другим, а у моей Оли это получается. Если вначале профессиональной деятельности у нее были мысли уйти из школы, то сейчас каждый рассказ о том, как прошел день, она начинает со слов "А мои дети…". И я понимаю: моя дочь - настоящий учитель, который вначале все отдает людям и только потом думает о себе.
"У мамы училась дипломатии"
У Ольги Никифоровой 1 сентября начался отсчет нового профессионального года - четвертого, как и у "ее детей". В классе - 29 мальчиков и девочек.
- В моем случае большую роль в выборе профессии сыграла мама: я видела ее любовь к своему делу, - отмечает Ольга. - К тому же я в 5-6 классах, помню, ходила в продленку к ученикам младших классов и помогала им с домашними заданиями. Тогда и зародилась любовь к детям. Поэтому, когда мама предложила мне после 9-го класса рассмотреть педагогическую профессию, решила попробовать.
Конечно, на первых этапах Ольге было непросто, особенно в общении с родителями. Когда начинающий 19-летний специалист пришла в кабинет на первое родительское собрание, то увидела за партами людей, старше ее на 10 лет. Но при поддержке мамы и коллег страх у Ольги быстро ушел. Она стала нарабатывать опыт, появилась уверенность.
- У мамы училась даже не столько методике преподавания, сколько дипломатии, общению с детьми и их родителями, - говорит Ольга Никифорова. - Когда я шла работать в школу, она мне сказала: "Если родители будут видеть, что ты любишь их детей, то они закроют глаза на многое". И была права. Теперь я и сама вижу: когда папы и мамы понимают, что я отношусь к их ребенку не как к работе, а как к важному для меня человеку, это дает хороший результат.
Ольга Игоревна уверяет: все эти 29 мальчиков и девочек заняли особое место в ее жизни. А потому с ними, выпускниками младших классов, она не готова расставаться. Получение диплома учителя еще и английского языка дает ей эту возможность.
- Хочу довести своих детей до 9-го или 11-го класса - как получится, - улыбается молодой педагог. - Когда приняла моих детей в первом классе, поняла: будущее этих малышей зависит от меня, поэтому вкладываюсь в них как в родных. Именно первый учитель формируется многое: отношение к учебе, другим педагогам, пробуждает интерес к разным видам деятельности, помогает раскрывать задатки и таланты.
- В корне неверна мысль, что в школе нельзя заработать деньги. Можно! Много плюсов в том, чтобы быть учителем, особенно если ты женщина. Во-первых, есть возможность всегда быть рядом с родными детьми. Во-вторых, вы гарантированно получаете отпуск летом, причем 57 дней, а во время школьных каникул - перерыв от уроков и сокращенный рабочий день. В-третьих, когда ты учитель, у тебя и компания соответствующая. Коллеги - это часто очень высоконравственные люди, - отмечает Алла Никифорова.
- Успешный ученик - это не тот, который получает девятки и десятки, а тот, кому нравится учиться. Учеба - серьезный труд, особенно в начальной школе. Поэтому с малышом с пеленок мамам и папам нужно заниматься: читать сказки, петь, лепить, рисовать. Тогда к шести годам он привыкнет трудиться и будет делать это с радостью, - уверена Алла Никифорова. - Также важно найти своего учителя. Как? Сейчас во многих учреждениях образования организуют школы будущих первоклассников для 5-летних детей. Занятия там, как правило, ведут учителя, которые будут набирать первый класс. Найдите школу, которая вам нравится, поводите своего ребенка к разным учителям на занятия. Пусть он сам выберет педагога, которого не будет бояться, а скажет о нем примерно следующее: "Тетя очень красивая. И я ее уже люблю".
- Чтобы ребенок был успешен в начальных классах, родители должны понимать: их вклад в это велик. Не нужно рассуждать так: я привел вам свое дитя в школу, а вы учите - это ваша работа. Для того чтобы ребенок развивался, с ним нужно с раннего детства заниматься. А иногда получается, что дети до 6 лет ничего не делали, а тут их усадили за парту и начали грузить информацией. Естественно, для них все это новое и непонятное, им очень тяжело, - отмечает Ольга Никифорова. - Успех каждого ребенка - в командной работе учителя и родителей, в поддержке друг друга, доверии и в оперативной связи.
Светлана КИРСАНОВА,
газета "7 дней".-0-