11 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Социологи провели исследование предпочтений белорусов в отношении традиционных и новых медиа. Об этом на пресс-конференции сообщил заведующий Центром оперативных исследований Института социологии Национальной академии наук Беларуси Александр Бельский, передает корреспондент БЕЛТА.
"Институт социологии изучает новые медиа, мы рассматриваем сайты, новостные порталы, социальные сети, мессенджеры, причем в соотношении с традиционными средствами массовой информации. Исходя из этого, мы имеем полную картину информационного пространства. В частности, мы исследовали предпочтения населения в области средств массовой информации", - сказал Александр Бельский. Телефонный опрос проводился в первом квартале 2024 года, в нем участвовали 900 респондентов из всех возрастных групп.
В ответ на вопрос "К каким источникам вы обычно обращаетесь, если хотите получить информацию по вопросам общественно-политической проблематики?" 53,9% опрошенных выбрали телевидение, 48,9% - сайты, новостные порталы, 27,1% - социальные сети, 17,6% - мессенджеры, 15,5% - прессу (газеты, журналы), 8,6% - радио. "Мы видим, что представители новых медиа суммарно уже начинают завоевывать больше внимания среди населения страны. Но если посмотреть на наиболее распространенные источники информации - это телевидение и новостные порталы, то они условно всегда плюс-минус находятся в равном соотношении между собой. И мы говорим о противостоянии этих традиционных и новых медиа и об адаптации традиционных медиа в новой реальности", - отметил ученый.
Социологи также задали уточняющий вопрос, как часто респонденты используют аналоги телевизионных эфиров в интернете (это и онлайн-вещание, и записи конкретных программ), а также электронные версии газет и аналоги радиопередач. "Оказалось, что 28,8% часто используют аналоги телеэфиров в интернете. Это значительная часть респондентов. При этом практически 50% никогда не используют электронные версии газет. Классические практики медиапотребления имеют место быть, и люди все еще хотят взять газету в руки. Это же касается и радиостанций. Многие хотят вещать только в цифре, но, учитывая распространенность автомобилей и автомагнитол, очень многие потребители именно по пути на работу, по дороге с работы слушают радио в машине и таким образом поглощают контент. Не все можно заменить простым перетеканием в интернет, и это тоже важно отмечать. Востребованность традиционных медиа в их реальном формате, классическом, привычном нам, сохранится еще на долгие годы", - уверен Александр Бельский.
Также социологи дали возможность респондентам выбрать несколько вариантов и указать всю палитру источников информации, которые для них актуальны. В качестве источников информации опять же лидировали телевидение (67,2%) и интернет (65,4%). "А если мы говорим о том, какому сегменту национального информационного пространства больше доверяют, то здесь выделяется телевидение (48,5%)", - отметил ученый.
Социологи изучили и частоту использования различных источников. "Интернет и телевидение у нас практически ежедневно используются. Интернет чаще, телевидение несколько реже. Печатная пресса используется несколько раз в неделю или раз в неделю, в зависимости от частоты выхода издания", - рассказал Александр Бельский.
Социологи также определили, какую информацию получает население из различных СМИ. "Мы видим, что интернет является для населения нашей страны больше развлекательным направлением. Есть и весомая часть тех, кто черпает оттуда информацию. Развлечение и информирование через интернет находятся в практически равном соотношении - 40,5% и 36,9%. Где-то информацию из интернета воспринимают критично, где-то несерьезно. Где-то информация, которая подается саркастически, воспринимается как достоверная. Так что здесь есть определенные проблемы. Если говорить про телевидение, то для большинства оно является именно новостным - 50,1% (а развлекательный компонент - только 37,1%). Пресса видится как сугубо новостное направление (63,3%). А вот радио наоборот. Его слушают с утра, чтобы проснуться, вечером, чтобы разгрузить свои мысли, непосредственно после работы, чаще всего в автомобилях, потому радио в первую очередь несет развлекательную составляющую (для 59,7% опрошенных)", - проинформировал Александр Бельский.-0-