27 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Начальник конструкторского бюро двигателей специального назначения управления главного конструктора Минского моторного завода Александр Никишев рассказал в YouTube-проекте БЕЛТА "По факту: решения Первого" о новой разработке предприятия - сверхмощном двигателе.
Специалист обратил внимание, что создание нового двигателя - трудоемкий, сложный процесс длительностью в среднем около пяти лет. На ММЗ к этой работе приступили в 2020 году. "Руководством завода было принято решение о создании линейки новых сверхтяжелых двигателей большой размерности. Под эти цели было создано новое конструкторское бюро, и мы приступили к разработке нового двигателя", - пояснил он.
Предназначен новый продукт прежде всего для отечественной отрасли тяжелого машиностроения. В первую очередь для карьерных самосвалов грузоподъемностью 220-290 т. Тем более востребованным этот двигатель становится после введения санкций в отношении Беларуси и прекращения поставок сюда некоторых импортных двигателей. Есть также большая заинтересованность со стороны российских предприятий.
Для испытаний двигателя на заводе построили специальный бокс. Мощность моторов, которые могут испытывать на этом оборудовании, достигает практически 5,5 тыс. лошадиных сил. "Такого в Беларуси никогда раньше не было. Уникальное оборудование", - подчеркнул специалист. Рабочий объем V16 почти в 9 раз превышает объем самого мощного серийно выпускаемого двигателя ММЗ и почти в 40 раз - двигателя среднестатистического легкового автомобиля. Его длина превышает 3 м, а высота и ширина более 2 м. "Беларусь никогда не разрабатывала таких больших двигателей. А сейчас мы создаем такой продукт, такого монстра", - заявил Александр Никишев. Для сравнения: рабочий объем четырехцилиндрового двигателя Д-245 - 4,75 л, а в новом V16 рабочий объем только одного цилиндра будет 4,3 л, общий рабочий объем - 69 л.
"Мы еще планируем создавать исполнения двигателей для дизель-генераторных установок. В перспективе можно рассматривать вопрос применения этих двигателей в качестве главных и вспомогательных судовых двигателей. Даже можно подумать насчет локомотивов, поездов и тому подобного", - считает специалист.
Вместе с тем завод не останавливается на достигнутом и планирует разработать линейку двигателей на базе V16. Уже в работе V12. Он меньше по габаритам, по мощности, но также необходим стране и в первую очередь БЕЛАЗу, который выпускает широкую линейку карьерных самосвалов, начиная от грузоподъемности 20 т и заканчивая 450 т. На подходе и следующий, третий образец - V8, "половинка" от V16.
Рассуждая о том, не исчезнет ли в будущем потребность в обычных двигателях из-за того, что их заменят электродвигатели, Александр Никишев сказал: "Почему-то на тяжелой технике никто не спешит активно внедрять эти новые разработки в плане электрификации. Да, есть попытки делать карьерные самосвалы на электротяге (условно - на батарейках). Но это пока первые образцы. Насколько они будут востребованы, эффективны, покажет время. Применение обычного двигателя внутреннего сгорания на такой большой технике еще будет долго оставаться актуальным".-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.