ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 22 декабря 2024
Минск-Уручье -1°C
Все новости
Все новости
Общество
31 августа 2023, 19:39

"Семейные реликвии - тоже урок". Педагог с 30-летним стажем о том, как заинтересовать учеников историей

Данута Волосевич
Данута Волосевич

Конец августа - время особенное. Пока школьники наслаждаются последними днями каникул, педагоги пишут планы-конспекты уроков и готовят классы к возвращению детворы. Дануту Волосевич, учителя истории и обществоведения Кухчицкой средней школы Клецкого района, мы также застаем за рабочим столом. Рядом с учебниками на нем лежат кляссеры с почтовыми марками Республики Беларусь. Уникальная коллекция помогает наставнику не только увлекать ребят историей, но и воспитывать в них патриотов. Хотя сама она уверена: истинный патриотизм начинается не в школе.

"Учитель - это не только про любовь к профессии, но и про чувство собственного достоинства"

- Нашу школу найти очень просто: въезжайте в агрогородок и перед остановкой поворачивайте налево, а дальше двигайтесь до памятника, - инструктировала Данута Михайловна в день визита.

Но мы и подумать не могли, что памятник, о котором она говорила, находится прямо на территории школы. Безымянный солдат с каской и винтовкой - собирательный образ сотен тысяч защитников, которые отстояли нашу страну в Великую Отечественную. Каждый день, спеша на занятия, ребята проходят мимо него.

- Можно сказать, что урок истории начинается у ваших учеников прямо здесь, на школьном дворе, - замечаю.

- Вы абсолютно правы. Это очень значимое место как для ребят, так и для педагогов. Памятник был воздвигнут в 1970-е годы. Благодаря ОАО "Кухчицы" его реконструировали, и за ним ухаживают наши учащиеся. Здесь проходят торжественные линейки и последние звонки, памятные мероприятия к 9 Мая и 22 июня, - рассказывает педагог, пока мы направляемся к школе.

Светлое ухоженное трехэтажное здание встречает непривычной тишиной и запахом свежей краски - школа готова к возвращению ребят. Классы тоже в идеальном порядке. На учительском столе - компьютер, рядом с меловой доской - сенсорная. Все как в городской школе, замечаю, переступая порог кабинета истории. Данута Михайловна улыбается: времена, когда наставник приходил в класс и доставал из-под стола потрепанную старенькую карту, давно прошли.

- Учителю всегда нужно шагать в ногу со временем. Не имеет значения, преподаешь ты в столичной школе или в сельской. Главное, чтобы было желание работать, - уверена она. - Дети сегодня очень много знают про интернет, разбираются в современных технологиях. Но учитель в этих знаниях все же должен быть на ступеньку выше, потому что класс берет с него пример, подмечает все: как тот зашел, как ведет себя на уроке, что говорит, как относится к ребятам. Педагог - это не только про любовь к профессии, но и про чувство собственного достоинства. Он должен транслировать это чувство сам и воспитывать его в ребятах.

Данута Михайловна уверена: разница между учителем городской и сельской школ лишь в количестве учеников.

- Поверьте, для нас неважно, пять учеников в классе или 25. Учитель так же готовится, делает раздаточный материал к уроку - правда, приносит разное количество копий. Вот и все отличия. Я всегда стараюсь, чтобы дети на моем уроке открывали что-то новое для себя. Чтобы каждому присутствующему было интересно.

"Одна из лучших научных работ началась с... фотографии"

С 1969 года в школе работает историко-этнографический музей, 11 лет назад ему был присвоен статус народного. Среди экспонатов много тех, которые принесли сами ученики.

- Сюда приходят ребята начиная с детсадовского возраста. Экскурсии тоже проводят сами школьники. Обращаемся мы к этому месту и во время уроков. Здесь собраны уникальные материалы по этнографии района, сельскому хозяйству, Великой Отечественной. Часто пользуемся музеем при проведении мероприятий, посвященных знаменитым людям Клецкого района. И, безусловно, большое внимание уделяем исследовательской деятельности. Здесь можно взять любой экспонат, и он обязательно о чем-то расскажет.

Ребята, заинтересовавшись тем или иным предметом, часто начинают задавать вопросы, углубляться в эту тему - и в итоге получаются интереснейшие научные работы. Одна из таких началась с... фотографии. А в итоге двое учеников Дануты Михайловны стали обладателями премий Специального фонда Президента.

- Ко мне пришли ученики и показали найденную в интернете фотографию, на которой были изображены несколько человек, а за ними - здание с надписью "Клецкое ссудо-сберегательное общество". Ребятам стало интересно, что это было за место, кто пользовался его услугами. Ответы на эти вопросы и были раскрыты в работе. Начав с простой фотографии, мы закончили исследованием всей ссудо-сберегательной системы Беларуси конца XIX - начала XX веков. А исторический снимок сейчас можно найти даже в учебнике. Никто не думал, что это выльется в такую хорошую исследовательскую работу, которая будет написана по материалам Национального исторического архива Республики Беларусь. За нее Михаил Пашко и Евгения Костюкевич были признаны победителями республиканского конкурса работ исследовательского характера учащихся и награждены второй премией Президента Республики Беларусь, - с гордостью рассказывает педагог о достижениях своих учеников.

"Семейные реликвии - тоже урок"

Многие ученики Дануты Михайловны на уроках рассказывают истории своей семьи, связанные с Великой Отечественной, и приносят вещи, которые остались в память от бабушек и дедушек. У кого-то это медаль, у кого-то - грамота или фотография. Кто-то принес письмо, отправленное дедушкой, который после Победы остался помогать отстраивать Берлин. В некоторых местах слова невозможно было прочесть, но письмо вызвало много эмоций и вопросов у одноклассников. Такая живая история, говорит педагог, очень важна в изучении ее предмета.

Данута Михайловна уверена: истории нужны не только факты, но и эмоции. Особенно сейчас, когда многие европейские политики пытаются переписать память о Второй мировой.

- Такая перцептивная сторона - эмоции, чувства - обязательно должна присутствовать на уроках истории. Именно это и вызывает интерес у ребенка. Факты и цифры найти не проблема. Ученик может открыть терминологический или датовый словарь - там все есть. Но чтобы он их понял и запомнил, их нужно "раскрасить", показать, что за каждым событием стоит человек. История - это прежде всего люди. А если мы говорим о войне - еще и семейные реликвии, - уверяет педагог.

"Школьник должен прочувствовать, почему его сверстники бросались на амбразуру"

Новые учебники по истории тоже построены на том, чтобы научить ребенка выражать свои мысли, помочь ему прочувствовать глубину события, вызвать эмоциональные переживания. Чтобы он сам захотел порассуждать, почему произошло то или иное событие, рассказал, как к нему относится.

- Наши дети, слава богу, не были свидетелями войны и, надеюсь, никогда не будут. Но они должны прочувствовать и понять, почему их сверстники защищали свою страну, бросались на амбразуру, - убеждена Данута Михайловна. - Педагоги, которые утверждают, что дети сегодня не умеют говорить, глубоко заблуждаются. Они все умеют: и говорить, и выражать свои мысли. Но их нужно подготовить к тому, чтобы они захотели делиться этим. Если ты действительно проработал материал, заинтересовал школьника, будешь иметь результат.

Вопреки расхожему мнению, научить ребенка патриотизму невозможно. Это чувство, уверена педагог, должно формироваться в семье с самого его рождения, идти от родителей, которые служат сыну или дочери примером.

- Совместные ужины, прогулки, экскурсии и путешествия по родному краю, чтение книг, просмотр фильмов и телепрограмм, ухаживание за могилами предков, рассказы отца, деда, дяди о службе в армии приучают любить и ценить свою семью, родных, друзей, родину. Школа формирует патриотическое мировоззрение учащихся посредством историко-краеведческой деятельности, экологического, эстетического, предметного направлений, при организации коллективной занятости учащихся, такой как КВН, диспуты, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, круглые столы и многое другое. История, наряду с другими предметами, формирует личность. Ее изучение - приоритет политики государства, где не должно быть "запретных" тем, - уверена педагог.

"Хотела вернуться на родину, меня тянуло сюда"

Одна из таких поездок когда-то давно и самой Дануте Михайловне помогла определиться с будущей профессией.

- Мой папа работал в Нагорновской школе лаборантом и вел технический труд. Часто он ездил с детьми на экскурсии, брал меня с собой. Помню, как для поездки в Брестскую крепость мама специально сшила для меня красивый кружевной белый передничек из дедерона. Запомнилась мне тогда и экскурсовод - симпатичная молодая женщина, которая очень интересно рассказывала историю этого места. Ее слова были понятны даже мне, шестилетке. После той экскурсии я сказала папе, что, когда вырасту, тоже стану историком. С той поры такие поездки стали для меня постоянными. Не страшило даже то, что приходилось ночевать в палатках, ведь мы ездили на два, а иногда и на три дня.

Данута Михайловна исполнила свою детскую мечту и после школы поступила на истфак БГУ. А окончив его, вернулась на Клетчину и, как и отец когда-то, устроилась работать в сельскую школу.

- Хотела вернуться на родину, несмотря на то, что у меня были хорошие перспективы остаться в Минске. Муж там работал, мы могли вскоре получить квартиру. Но меня тянуло сюда - казалось, что здесь смелее себя буду чувствовать. Я же родилась в этой местности - в деревне Заполье на прекрасном хуторе из трех домов, который и сейчас существует. Там было маленькое озерцо, большие ели, березы, много фруктовых деревьев. Это очень дорогой для меня уголочек. Сейчас нашего дома не осталось, но, проезжая рядом, мы всегда заглядываем в эти места.

Будущий педагог увлекалась филателией, а позже еще и нумизматикой. Эти ее хобби также пригодились в будущей профессии.

- Когда была ребенком, родителям пришло письмо из-за границы. На нем я увидела необычные картинки, которые во что бы то ни стало захотела заполучить в свою коллекцию. Первую с горем пополам оторвала, а вторую вырезала по контуру и сложила в спичечный коробок. Когда папа увидел это, поинтересовался, понравились ли мне марки, и рассказал, что это такое и как их можно коллекционировать. Спустя некоторое время у меня уже были спичечные коробки, в которых лежали марки с котиками, цветочками, архитектурными сооружениями. Взрослея, начала понимать, что могу их коллекционировать по этапам, периодам, формам и так далее. Появились первые кляссеры. А с получением нашей страной суверенитета я решила коллекционировать исключительно марки Республики Беларусь. Первой в коллекции стала выпущенная в 1992 году марка с изображением креста Евфросинии Полоцкой.

Сначала коллекцию Данута Михайловна показывала только друзьям и знакомым, но позже поняла, что марки можно использовать и в работе. Это отличные визуальные источники, ведь они затрагивают все области жизни, начиная от спортивных событий и заканчивая социально-экономическим и политическим развитием страны. Можно их применять и в исследовательской деятельности.

- Например, одна из работ моих учеников была посвящена знакам почтовой оплаты с изображениями декоративно-прикладного искусства Беларуси. В области она заняла второе место. Сейчас мы исследуем тему войны. В планах - сделать общий анализ почтовых марок Республики Беларусь и Российской Федерации. Все наши коллекции собраны по разделам. К примеру, Великая Отечественная - это и защитники Брестской крепости, и танковые сражения, и герои-подводники, и полководцы.

...Завтра, 1 сентября, школьники из агрогородка Кухчицы и соседних деревень снова соберутся у памятника солдату, чтобы возложить цветы и отдать дань памяти тем, кто сражался за нашу Родину. Шесть первоклашек сделают это впервые. И кто-то из них обязательно скажет: "А у меня тоже прадедушка воевал, и дома есть его письма и медали". И придет время, когда он или она, как и сотни ребят до них, принесут эти реликвии на урок и расскажут историю своей семьи. Историю своей страны.

Данута Волосевич - один из авторов сборника практических заданий по истории средних веков для 6-го класса. В учебном пособии есть вопросы в том числе по почтовым маркам. Изучив их изображения и ответив на вопросы, ученики смогут дополнить свои знания об истории разных стран.

Изучая марки, посвященные декоративно-прикладному искусству, Данута Волосевич вместе с учениками посетила несколько белорусских музеев. Ребята смогли в деталях рассмотреть горшки и национальные костюмы, слуцкие пояса и полотна живописцев, а позже сравнить увиденное с марками, которые посвящены этим предметам.

Готовясь к исследовательским работам, ученики Дануты Волосевич не только изучают почтовые марки, но и создают собственные наборы открыток по их мотивам.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

Юлия ГАВРИЛЕНКО,

фото - Татьяна МАТУСЕВИЧ,

газета "7 дней".-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси