С услугами ЖКХ логика проста: пользуешься ими - плати. Вроде бы, ничего сложного, но список должников за коммуналку в столице почему-то короче не становится. Выясняем, кто в него попадает.
Адреса известны
Cо злостными неплательщиками ЖКУ в столице борются мобильные группы. Их всего пять, в составе каждой - контролер водного хозяйства и слесарь, но сегодня их команда пополнится еще и журналистом газеты "7 дней". Работу начинаем в обычное для них время - 11 часов дня. Выясняется, что попасть в квартиру к должнику - та еще задача. В большинстве случаев по домофону они не отвечают. Специалистам приходится вводить код, чтобы попасть в подъезд, или звонить соседям.
- Если же в домофон человек отозвался, то мы представляемся и сообщаем причину визита. Ушлые отвечают: "Не верю. Вы мошенники!" - и моментально заканчивают разговор. Однако у всех наших сотрудников есть удостоверение, которое предъявляется по первому требованию, - уточняет контролер водного хозяйства абонентского района № 1 "Минскводоканал" Екатерина Максимова.
Визит представителей водоканала внезапным не назовешь. После неоплаты двух периодов за коммуналку должнику приходит уведомление - СМС-сообщение или по почте. Еще один вариант - приход контролера, который предлагает оплатить небольшую задолженность на месте. В среднем суммы варьируются от 70 до 100 рублей, причем чаще всего долг образуется из-за невнимательности, безалаберности и забывчивости жильцов.
- Жалко, конечно, отключать воду людям с небольшой просрочкой платежа. Бывают разные ситуации: один банально забыл оплатить коммунальные услуги, второй из-за постоянных командировок не нашел для этого время и возможность, - поясняет Екатерина Александровна.
Но есть, конечно же, и злостные неплательщики с астрономическими суммами долга. В основном это безработные, асоциальные личности или те, кто принципиально отказывается платить.
- Таким воду отключаем сразу, чтобы появился стимул погасить долг поскорее. Но наша основная цель - побудить человека рассчитаться, а не оставить его без воды, - подчеркивает контролер.
Долг - 7 тысяч, пени - в три раза больше
Нам долго приходится стучать в дверь общего коридора, чтобы попасть в квартиру первого на сегодня в списке должника. Для понимания, есть ли там вообще кто-то, специалисты смотрят на электросчетчик - потребление есть. Продолжаем настойчиво стучать в дверь, но безуспешно. Принимаем решение звонить соседям, и тут дверь открывает неопрятно одетая худощавая женщина с сальными волосами. По характерному запаху понимаем: в ее квартире живет, скорее всего, не один кот.
- Здравствуйте, водоканал. Впустите, пожалуйста, в квартиру - нам нужно сверить показания счетчиков и поговорить о задолженности за коммунальные услуги, - объясняет цель визита Екатерина Максимова.
Женщина недовольно смотрит на нас, но зайти в жилье разрешает:
- Одну минуту, закрою котов по комнатам и впущу вас.
Ожидание затянулось. Пока мы ждем приглашения, специалист рассказывает, что часто в такие рейды с мобильной группой ходят и представители РОВД - в основном по адресам злостных неплательщиков и ведущих асоциальный образ жизни. Подключаются и представители администраций районов, учреждений образования - чтобы выявить живущих в социально опасных условиях детей и помочь им, так же как и безработным или нетрудоустроенным инвалидам. Тем не менее неплательщиков меньше не становится.
Тем временем хозяйка появляется на пороге и жестом приглашает зайти. Запах кошек усиливается, в комнатах - полумрак. В них практически нет мебели, но есть множество пустых 5-литровых бутылей. При этом ремонт в квартире вполне приличный, в ней аккуратно и чисто.
Екатерина Максимова сообщает женщине: на 1 апреля ее долг за коммунальные услуги - 7 тыс. рублей, пени - еще 27 тыс. Кстати, пени насчитываются за каждый день просрочки, начиная с 26-го числа, и составляют 0,3% от суммы задолженности. Пока Екатерина Александровна общается с хозяйкой квартиры, слесарь проверяет целостность пломб и озвучивает показания счетчиков для сверки. Перед уходом специалист Минскводоканала напоминает женщине: как только она оплатит долг за коммуналку, снова сможет пользоваться водой. Пени можно погасить и позже, частями.
- Воду в этой квартире отключили года два-три назад. Тогда хозяйка хотела продать квартиру, чтобы рассчитаться с долгами, но, видимо, покупатель не нашелся. С того времени она живет без воды, а пени с каждым днем растут, - рассказывает специалист, пока мы идем к следующему неплательщику, и добавляет: - Случалось, когда на месте оплачивали долг в 30 тыс. рублей. Некоторые принципиально не платят за коммуналку и живут без воды, света, газа. Кстати, самые большие пени на моей памяти были 83 тыс. Если квартира социальная или владелец получил ее от государства, его могут выселить.
Маменькины сынки
За дежурство одна мобильная бригада посещает от 20 до 40 адресов. Если утром не удалось попасть к жильцу, к нему вернутся в течение дня или на следующие сутки. За дежурство бригада может накатать не меньше 70 км по городу, а в частном секторе - от 100 км.
По следующему адресу на пороге нас встречает сонный молодой человек в домашнем халате. Работники Минскводоканала представляются и объясняют цель визита. Мужчина впускает нас в квартиру с ремонтом из 1990-х и скрывается в темных прокуренных коридорах. Вместо него появляется другой молодой человек - брат открывшего двери. На вопрос, кто собственник квартиры, он робко отвечает: "Мама" - и начинает звонить ей. Контролер говорит жильцу о задолженности в 472 рубля и интересуется, когда ее собираются оплатить. Не услышав внятного ответа, специалист сообщает:
- За неоплату коммунальных услуг вам отключается вода.
Слесарь приступает к работе: откручивает каждый счетчик, подкладывает шайбу, закручивает обратно, пломбирует резьбовое соединение, краны и озвучивает показания устройства для сверки контролеру. Специалист выписывает акт о задолженности и приостановлении услуг, вручает его молодому человеку.
- Сумма долга небольшая. Оплатите - воду вам подключат, - на прощание говорит Екатерина Александровна.
По дороге к следующему неплательщику контролеру звонит хозяйка квартиры, в которой мобильная группа была вчера. Отчитывается: оплатила задолженность. Екатерина Максимова просит для подтверждения прислать фото чеков. Завершив разговор, отмечает: их работа часто дает хороший результат.
Поскольку в каждой квартире, где мы бывали, слесарь обязательно осматривал счетчики на предмет того, есть ли на них магниты, уточняю: неужели остались еще те, кто таким образом пытается сэкономить?
- Есть, но их становится меньше. Если на приборах учета находим магнит, то составляем соответствующий акт. После этого расчет за услуги идет уже по нормам, установленным Мингорисполкомом, - 400 литров на человека в сутки, с момента последних зафиксированных достоверных показаний. Счетчик, на котором стоял магнит, легко обнаружить во время сверки показаний. К тому же сейчас устанавливают противомагнитные счетчики, а в старых есть встроенная шайба, которая принимает на себя всю силу магнита, - уточняет контролер.
Вадим КОНДРАТЮК,
фото автора,
"7 дней".-0-
Адреса известны
Cо злостными неплательщиками ЖКУ в столице борются мобильные группы. Их всего пять, в составе каждой - контролер водного хозяйства и слесарь, но сегодня их команда пополнится еще и журналистом газеты "7 дней". Работу начинаем в обычное для них время - 11 часов дня. Выясняется, что попасть в квартиру к должнику - та еще задача. В большинстве случаев по домофону они не отвечают. Специалистам приходится вводить код, чтобы попасть в подъезд, или звонить соседям.
- Если же в домофон человек отозвался, то мы представляемся и сообщаем причину визита. Ушлые отвечают: "Не верю. Вы мошенники!" - и моментально заканчивают разговор. Однако у всех наших сотрудников есть удостоверение, которое предъявляется по первому требованию, - уточняет контролер водного хозяйства абонентского района № 1 "Минскводоканал" Екатерина Максимова.
Визит представителей водоканала внезапным не назовешь. После неоплаты двух периодов за коммуналку должнику приходит уведомление - СМС-сообщение или по почте. Еще один вариант - приход контролера, который предлагает оплатить небольшую задолженность на месте. В среднем суммы варьируются от 70 до 100 рублей, причем чаще всего долг образуется из-за невнимательности, безалаберности и забывчивости жильцов.
- Жалко, конечно, отключать воду людям с небольшой просрочкой платежа. Бывают разные ситуации: один банально забыл оплатить коммунальные услуги, второй из-за постоянных командировок не нашел для этого время и возможность, - поясняет Екатерина Александровна.
Но есть, конечно же, и злостные неплательщики с астрономическими суммами долга. В основном это безработные, асоциальные личности или те, кто принципиально отказывается платить.
- Таким воду отключаем сразу, чтобы появился стимул погасить долг поскорее. Но наша основная цель - побудить человека рассчитаться, а не оставить его без воды, - подчеркивает контролер.
Долг - 7 тысяч, пени - в три раза больше
Нам долго приходится стучать в дверь общего коридора, чтобы попасть в квартиру первого на сегодня в списке должника. Для понимания, есть ли там вообще кто-то, специалисты смотрят на электросчетчик - потребление есть. Продолжаем настойчиво стучать в дверь, но безуспешно. Принимаем решение звонить соседям, и тут дверь открывает неопрятно одетая худощавая женщина с сальными волосами. По характерному запаху понимаем: в ее квартире живет, скорее всего, не один кот.
- Здравствуйте, водоканал. Впустите, пожалуйста, в квартиру - нам нужно сверить показания счетчиков и поговорить о задолженности за коммунальные услуги, - объясняет цель визита Екатерина Максимова.
Женщина недовольно смотрит на нас, но зайти в жилье разрешает:
- Одну минуту, закрою котов по комнатам и впущу вас.
Ожидание затянулось. Пока мы ждем приглашения, специалист рассказывает, что часто в такие рейды с мобильной группой ходят и представители РОВД - в основном по адресам злостных неплательщиков и ведущих асоциальный образ жизни. Подключаются и представители администраций районов, учреждений образования - чтобы выявить живущих в социально опасных условиях детей и помочь им, так же как и безработным или нетрудоустроенным инвалидам. Тем не менее неплательщиков меньше не становится.
Тем временем хозяйка появляется на пороге и жестом приглашает зайти. Запах кошек усиливается, в комнатах - полумрак. В них практически нет мебели, но есть множество пустых 5-литровых бутылей. При этом ремонт в квартире вполне приличный, в ней аккуратно и чисто.
Екатерина Максимова сообщает женщине: на 1 апреля ее долг за коммунальные услуги - 7 тыс. рублей, пени - еще 27 тыс. Кстати, пени насчитываются за каждый день просрочки, начиная с 26-го числа, и составляют 0,3% от суммы задолженности. Пока Екатерина Александровна общается с хозяйкой квартиры, слесарь проверяет целостность пломб и озвучивает показания счетчиков для сверки. Перед уходом специалист Минскводоканала напоминает женщине: как только она оплатит долг за коммуналку, снова сможет пользоваться водой. Пени можно погасить и позже, частями.
- Воду в этой квартире отключили года два-три назад. Тогда хозяйка хотела продать квартиру, чтобы рассчитаться с долгами, но, видимо, покупатель не нашелся. С того времени она живет без воды, а пени с каждым днем растут, - рассказывает специалист, пока мы идем к следующему неплательщику, и добавляет: - Случалось, когда на месте оплачивали долг в 30 тыс. рублей. Некоторые принципиально не платят за коммуналку и живут без воды, света, газа. Кстати, самые большие пени на моей памяти были 83 тыс. Если квартира социальная или владелец получил ее от государства, его могут выселить.
Маменькины сынки
За дежурство одна мобильная бригада посещает от 20 до 40 адресов. Если утром не удалось попасть к жильцу, к нему вернутся в течение дня или на следующие сутки. За дежурство бригада может накатать не меньше 70 км по городу, а в частном секторе - от 100 км.
По следующему адресу на пороге нас встречает сонный молодой человек в домашнем халате. Работники Минскводоканала представляются и объясняют цель визита. Мужчина впускает нас в квартиру с ремонтом из 1990-х и скрывается в темных прокуренных коридорах. Вместо него появляется другой молодой человек - брат открывшего двери. На вопрос, кто собственник квартиры, он робко отвечает: "Мама" - и начинает звонить ей. Контролер говорит жильцу о задолженности в 472 рубля и интересуется, когда ее собираются оплатить. Не услышав внятного ответа, специалист сообщает:
- За неоплату коммунальных услуг вам отключается вода.
Слесарь приступает к работе: откручивает каждый счетчик, подкладывает шайбу, закручивает обратно, пломбирует резьбовое соединение, краны и озвучивает показания устройства для сверки контролеру. Специалист выписывает акт о задолженности и приостановлении услуг, вручает его молодому человеку.
- Сумма долга небольшая. Оплатите - воду вам подключат, - на прощание говорит Екатерина Александровна.
По дороге к следующему неплательщику контролеру звонит хозяйка квартиры, в которой мобильная группа была вчера. Отчитывается: оплатила задолженность. Екатерина Максимова просит для подтверждения прислать фото чеков. Завершив разговор, отмечает: их работа часто дает хороший результат.
Поскольку в каждой квартире, где мы бывали, слесарь обязательно осматривал счетчики на предмет того, есть ли на них магниты, уточняю: неужели остались еще те, кто таким образом пытается сэкономить?
- Есть, но их становится меньше. Если на приборах учета находим магнит, то составляем соответствующий акт. После этого расчет за услуги идет уже по нормам, установленным Мингорисполкомом, - 400 литров на человека в сутки, с момента последних зафиксированных достоверных показаний. Счетчик, на котором стоял магнит, легко обнаружить во время сверки показаний. К тому же сейчас устанавливают противомагнитные счетчики, а в старых есть встроенная шайба, которая принимает на себя всю силу магнита, - уточняет контролер.
Вадим КОНДРАТЮК,
фото автора,
"7 дней".-0-