30 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Археологические сведения позволяют датировать появление ручного льноткачества на белорусских землях эпохой неолита (III тыс. до н.э.) - временем возникновения земледельческих традиций и началом активного взаимодействия человека с природой. Усмотреть глубокие исторические корни, связывающие Беларусь с культурой возделывания "северного шелка", корреспонденту БЕЛТА помогла научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Элина Шиндлер.
Ко льну и изделиям из него у белорусов отношение особое. Это национальный бренд. Именно на белорусских землях традиция ручного узорного льноткачества, непосредственно связанная с культивацией льна, сохранялась в быту дольше, чем в соседних странах, и просуществовала практически в неизмененном виде до начала XX века, когда еще можно было наблюдать традицию в ее культурной, технологической, художественной и духовной целостности.
Как пояснила научный сотрудник, причины почитания льна связаны с традицией ручного сбора урожая, обработки льна, прядения и льноткачества. Культивация льна, как и зерновых культур, не только ознаменовала переход от присваивающего к натуральному хозяйству, но и привела к кардинальным изменениям в сознании и, как результат, в жизненной стратегии человека: зависимость и подчинение силам природы уступили место стремлению к противоборству. Вероятно, поэтому лен как одно из первых культурных растений, которое открыло новые возможности для человека, уважается с давних времен.
"Ручное льноткачество на белорусских землях за свою долгую историю существовало в разных формах, - заметила Элина Шиндлер. - Оно было домашним ткачеством для удовлетворения собственных нужд и в таком виде просуществовало до середины ХХ века, в ХІ-ХІІІ веках развивалось как кустарное производство в монастырских мастерских, а в XIII-XV веках - как дворовая служба при барских и хозяйских имениях. В следующие три века ручное льноткачество приобрело вид ремесленнической деятельности братских и цеховых объединений, затем вплоть до начала XIX века преобразовалось в ручное производство, в том числе в форме надомничества на магнатских ткацких мануфактурах. Как деятельность в показательно-ткацких мастерских ручное льноткачество существовало с конца ХІХ до начала ХХ века, постепенно перейдя в часть системы народных ремесел и художественных промыслов и вид декоративно-прикладного искусства".
Интересно, что ВКЛ было одним из основных поставщиков льняного волокна и полотна в Европу. По словам эксперта, этому способствовало, во-первых, наличие на территории княжества большого количества пригодной для выращивания льна глинисто-песчаной почвы, а во-вторых, развитость местных ткацких традиций. Наиболее прочной и протяженной во времени формой существования оказалось домашнее ручное льноткачество, которым занимались исключительно женщины.
"Именно на прекрасной половине человечества лежала ответственность за сохранение традиции и ее художественного кода как важного инструмента передачи мировоззрения от старших поколений младшим, - пояснила научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы. - Столетие за столетием селянки усваивали опыт преобразования природного сырья в одежду, домашний текстиль, обрядовые рушники, тем самым передавая будущим поколениям код создания определенной картины мира".
Элина Шиндлер рассказала, что изделие традиционного узорного ткачества было для женщины предметом гордости и особого уважения. Покупка льняного волокна в случае, если белоруска не могла заготовить и обработать лен для прядения и ткачества своими силами, для женщины того времени было запретным и позорным. Все виды одежды (сорочка, юбка, фартук, рубашка, брюки) и домашний текстиль (рушники, скатерти, простыни, наволочки) изготавливались изо льна.
К слову, любовь белорусов к льняной одежде белого цвета прочно сохранялась столетиями. Даже появление разноцветных магазинных ситцевых тканей в конце XIX века не могло изменить эстетические предпочтения женской половины населения белорусских земель: селянки, приобретая магазинные ткани, еще долго отдавали предпочтение белому цвету, несмотря на огромное цветовое разнообразие покупного текстиля.
"Сегодня традиция ручной обработки и заготовки льна, прядения и ткачества из вручную обработанного льна утеряна, - подытожила эксперт. - Тем не менее основные этноопределяемые черты тканых изделий сохраняются в трудах мастериц из деревень и домов ремесел. Должна заметить, что ткут современные мастерицы из покупного сырья и даже не всегда используют лен, а все чаще - хлопок и акрил. Ассортимент изделий остается преимущественно таким же, как и раньше. Хотя изделия все чаще приобретают фольклоризованные черты и переходят в разряд сувенирной продукции".
Успешно и динамично, в соответствии с современными тенденциями и запросами общества, развивается в республике промышленное производство льняного текстиля, например на Оршанском льнокомбинате. Так обеспечивается связь с давними традициями ручного льноткачества на белорусских землях.-0-
Как пояснила научный сотрудник, причины почитания льна связаны с традицией ручного сбора урожая, обработки льна, прядения и льноткачества. Культивация льна, как и зерновых культур, не только ознаменовала переход от присваивающего к натуральному хозяйству, но и привела к кардинальным изменениям в сознании и, как результат, в жизненной стратегии человека: зависимость и подчинение силам природы уступили место стремлению к противоборству. Вероятно, поэтому лен как одно из первых культурных растений, которое открыло новые возможности для человека, уважается с давних времен.
"Ручное льноткачество на белорусских землях за свою долгую историю существовало в разных формах, - заметила Элина Шиндлер. - Оно было домашним ткачеством для удовлетворения собственных нужд и в таком виде просуществовало до середины ХХ века, в ХІ-ХІІІ веках развивалось как кустарное производство в монастырских мастерских, а в XIII-XV веках - как дворовая служба при барских и хозяйских имениях. В следующие три века ручное льноткачество приобрело вид ремесленнической деятельности братских и цеховых объединений, затем вплоть до начала XIX века преобразовалось в ручное производство, в том числе в форме надомничества на магнатских ткацких мануфактурах. Как деятельность в показательно-ткацких мастерских ручное льноткачество существовало с конца ХІХ до начала ХХ века, постепенно перейдя в часть системы народных ремесел и художественных промыслов и вид декоративно-прикладного искусства".
Интересно, что ВКЛ было одним из основных поставщиков льняного волокна и полотна в Европу. По словам эксперта, этому способствовало, во-первых, наличие на территории княжества большого количества пригодной для выращивания льна глинисто-песчаной почвы, а во-вторых, развитость местных ткацких традиций. Наиболее прочной и протяженной во времени формой существования оказалось домашнее ручное льноткачество, которым занимались исключительно женщины.
"Именно на прекрасной половине человечества лежала ответственность за сохранение традиции и ее художественного кода как важного инструмента передачи мировоззрения от старших поколений младшим, - пояснила научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы. - Столетие за столетием селянки усваивали опыт преобразования природного сырья в одежду, домашний текстиль, обрядовые рушники, тем самым передавая будущим поколениям код создания определенной картины мира".
Элина Шиндлер рассказала, что изделие традиционного узорного ткачества было для женщины предметом гордости и особого уважения. Покупка льняного волокна в случае, если белоруска не могла заготовить и обработать лен для прядения и ткачества своими силами, для женщины того времени было запретным и позорным. Все виды одежды (сорочка, юбка, фартук, рубашка, брюки) и домашний текстиль (рушники, скатерти, простыни, наволочки) изготавливались изо льна.
К слову, любовь белорусов к льняной одежде белого цвета прочно сохранялась столетиями. Даже появление разноцветных магазинных ситцевых тканей в конце XIX века не могло изменить эстетические предпочтения женской половины населения белорусских земель: селянки, приобретая магазинные ткани, еще долго отдавали предпочтение белому цвету, несмотря на огромное цветовое разнообразие покупного текстиля.
"Сегодня традиция ручной обработки и заготовки льна, прядения и ткачества из вручную обработанного льна утеряна, - подытожила эксперт. - Тем не менее основные этноопределяемые черты тканых изделий сохраняются в трудах мастериц из деревень и домов ремесел. Должна заметить, что ткут современные мастерицы из покупного сырья и даже не всегда используют лен, а все чаще - хлопок и акрил. Ассортимент изделий остается преимущественно таким же, как и раньше. Хотя изделия все чаще приобретают фольклоризованные черты и переходят в разряд сувенирной продукции".
Успешно и динамично, в соответствии с современными тенденциями и запросами общества, развивается в республике промышленное производство льняного текстиля, например на Оршанском льнокомбинате. Так обеспечивается связь с давними традициями ручного льноткачества на белорусских землях.-0-