ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 23 декабря 2024
Минск-Уручье -2°C
Все новости
Все новости
Общество
23 мая 2024, 16:05

Рассказываем, как с помощью мобильного цементного завода и уникальной техники на М3 укладывают полотно

Ехать по новой и ровной дороге - одно удовольствие и для водителей, и для пассажиров. Можно разгоняться, смело идти на обгон, не опасаясь, что колесо влетит в яму. Уже к концу года так будет на части трассы, соединяющей столицу с Витебском. Хотя еще до лета 2023-го перспектива такой поездки вызывала у водителей глубокий вздох: старое, латаное-перелатаное шоссе...

Проверяем, как строят дороги, в том числе новую М3, о которой Президент упомянул на прошедшем в апреле Всебелорусском народном собрании: "Мы связали скоростными дорогами столицу практически со всеми областными центрами. Трасса Минск - Полоцк - Витебск является завершающим (проектом. - Прим.  ред.). Думаю, в ближайшие годы мы это сделаем, даже год. Все это - наш общий успех".


Жаркие будни дорожников

Строительство на участке 41-56 км трассы Минск - Витебск началось в июле 2023-го. Окончание работ запланировано на декабрь 2024-го. В районе Плещениц новую бетонку состыкуют с уже существующей.

Сегодня на дороге вовсю кипит работа. В одном месте делают основу для нового полотна, в другом на нее укладывают первый слой бетона, в третьем - поверх него технологический слой асфальта. Одновременно облагораживают склоны вдоль шоссе. Дорогу не всегда строят линейно, местами из-за логистики - в шахматном порядке. Техника на объекте в непрерывном движении, между ней снуют загорелые рабочие и инженеры. Строители рассказывают, что новую дорогу неделю назад уже попытались проверить на прочность - это оказался медведь, который шагнул на невысохший бетон и оставил след.

Полотно толщиной более метра делают по белорусской технологии. На основание из гравийно-песчаной смеси укладывается 14 см "тощего" бетона, затем 3 см - песчаного асфальтобетона, сверху еще 24 см "тяжелого" бетона, по которому и будут ездить автомобили.

В нескольких десятках километров от М3 близятся к завершению работы на трассе Р53 с 13 по 27,5 км (Смолевичи - Жодино). Строители поясняют: технологии, используемые на М3 и Р53, - идентичные, различие разве что в марках используемой техники. На Р53 "трудится" бетоноукладочный комплекс, который обслуживают 12 человек. Работы на трассе начались в августе 2022 года. В июле 2024-го их планируют закончить. На готовых участках уже наносят разметку, идет благоустройство - сделано 15 новых павильонов для остановочных пунктов.

- Технология строительства дорог из цементобетона возрождена в Беларуси в 2014 году, когда началось строительство Второй кольцевой, - поясняет заместитель начальника Филиала ДСУ № 43 ОАО "СМТ №8" Георгий Антохи. - Тогда же закупили два бетоноукладочных комплекса. Один из них - Gomaco, который используется для укладки полотна на трассе Р53. До этого с его помощью укладывали цементобетон на трассе М3, на Второй кольцевой, на второй взлетно-посадочной полосе Национального аэропорта Минск. В позапрошлом году работали на строительстве объекта "Аэродром Левашово" в Санкт-Петербурге. Россияне остались очень довольны, у них такой техники нет. За 10 лет с помощью комплекса уложили порядка 850 тыс. кубов цементобетона.
Скорость укладки у Gomaco в среднем 1-1,5 метра дорожного полотна в минуту. За сутки получается почти полкилометра! Главное, чтобы погода не вмешивалась: сильный дождь или мороз мешают цементобетону схватываться.

Смесь для полотна готовят неподалеку. Около трассы Р53 поставили мобильный бетонный завод. Цементобетон оттуда оперативно привозят на место, распределяют и уплотняют с помощью бетоноукладчика. Затем в ход идет текстуровщик, придающий покрытию ребристую поверхность. Когда полотно набирает прочность, прорезают швы, в которые заливают мастику. Гарантия на такое покрытие из цементобетона - 10 лет.

У мобильного завода производительность до 240 куб.м смеси в час. При максимальной нагрузке белорусские строители дорог выдавали на нем до 2 тыс. куб.м за смену, которых хватало, чтобы уложить более километра полотна. При необходимости завод можно разобрать, перевезти на новое место и собрать заново. На это уходит порядка двух недель.

Восстановили ко Дню Победы

Мало построить дорогу, необходимо содержать ее в хорошем состоянии - например, заниматься ямочным ремонтом. Эта обязанность закреплена за облисполкомами.
- Президент Беларуси 11 марта этого года поставил задачу восстановить дороги в стране до 9 Мая, - напомнил заместитель председателя Минобл­исполкома Виктор Рагусский.

По инициативе председателя Миноблисполкома Александра Турчина все районы в рамках месячника по благоустройству и озеленению с марта регулярно проводили субботние акции по ремонту улично-дорожной сети, в том числе с привлечением различных предприятий. На благоустройство улиц выходило более 100 единиц техники сельхозпредприятий, строительных и дорожных организаций - пользователей дорожной сети. Велись работы по грейдированию, выравниванию и подсыпке гравийных и грунтовых улиц и дорог после окончания зимнего периода. Участники акции не только восстанавливали дорожное покрытие, но и высаживали деревья, кустарники.

Порядок наводили и на дворовых территориях, причем подключались и местные жители. Им выдавали инструменты и материалы - каждый мог внести посильный вклад в общее дело.

- Когда погодные условия улучшились, мы максимально задействовали силы специализированных организаций, применяли различные технологии, которые можно использовать в благоприятный период для проведения ямочного ремонта асфальтных покрытий, - подчеркивает Виктор Рагусский.

Так к 9 Мая на улицах населенных пунктов ликвидировали ямочность на общей площади 24,6 тыс. кв.м, полностью перетянули асфальт на 41,5 км, спрофилировали 5,7 тыс. км гравийных и грунтовых улиц. Цифры постоянно растут, потому что работы ведутся непрерывно.

Ко Дню Победы преобразились также местные и республиканские автодороги: ликвидировано более 182 тыс. кв.м ямочности, сплошным покрытием заасфальтировано 172 км.

- До 9 Мая также выполнен комплекс работ по подготовке автодорог к летней эксплуатации, в том числе по нанесению дорожной разметки и покраске дорожных элементов на улицах и дорогах, улучшению дорожной инфраструктуры. Все плановые работы выполнены в установленные сроки, - отмечает заместитель председателя Миноблисполкома.

Откуда тогда берутся жалобы водителей на ямы?

- Остаются участки улиц и дорог с ямочностью, которые видны. На них проводить работы по тщательной ликвидации ямочности экономически нецелесообразно, поэтому в ближайшие месяцы там будет проведена полная замена асфальтового покрытия, - подчеркивает Виктор Рагусский. - В этом году на республиканских и местных дорогах планируется полностью переасфальтировать порядка 900 км дорог, а также не менее 240 км улиц в городах и сельских населенных пунктах. На этих участках ликвидируется только критическая ямочность.
То же самое с элементами обстановки и дорожной инфраструктуры: сейчас их не красят, потому что в течение одного-двух месяцев они будут заменены.

- Планы на этот год у дорожников очень большие, - отмечает заместитель председателя Миноблисполкома. - Общая сумма средств, выделенных из бюджета Минской области на текущий ремонт улично-дорожной сети, в этом году составляет минимум Br46 млн, на ремонт местных автомобильных дорог - не менее Br260 млн.

Он отмечает, что при ремонте и граждане могут финансово участвовать в государственно-частном партнерстве с владельцами улично-дорожной сети. В каждом конкретном случае этот вопрос рассматривается индивидуально. Возвести новую дорогу в своем населенном пункте также можно, но по согласованию с местными органами власти и соблюдением всех технических норм и правил.

Бетон или асфальт?


В Министерстве транспорта и коммуникаций уточняют, что в последние годы повышению качества автомобильных дорог уделяется значительное внимание:

- Объемы финансирования и, соответственно, объемы работ по их ремонту и реконструкции существенно увеличены. Реализация государственной программы "Дороги Беларуси" за 2021-2023 годы признана эффективной. В 2023-м автомобильных дорог республиканского и местного значения отремонтировано в 1,5 раза больше, чем в 2022-м, это более 3 тыс. км. В нынешнем году планируется отремонтировать уже более 5 тыс. км дорог.
В министерстве поясняют, что средняя стоимость реконструкции 1 км автодороги I категории зависит от покрытия. Асфальтобетонное обходится в Br9,93 млн, цементобетонное - Br10,39 млн. А вот средняя стоимость капремонта 1 км автомобильной дороги равна Br2,14 млн, текущего ремонта 1 км автодорог республиканского значения - порядка Br0,35 млн, местного значения - Br0,27 млн.

- Практика показывает, что в любых климатических условиях и при любой интенсивности движения цементобетонное покрытие является более долговечным, чем асфальтобетонное, - пояснили в Минтрансе. - Однако его устройство не всегда является экономически целесообразным.

В первую очередь цементобетонное покрытие применяется при возведении новых дорог и реконструкции существующих - расширении их до четырех и более полос. То есть в тех случаях, когда есть возможность сброса движения транзитного транспорта на соседние полосы на время набора прочности устроенного покрытия, а это почти месяц.

- Укладывать цементобетон на двухполосных автодорогах при невозможности сброса движения нецелесообразно, так как требуется устройство временных объездов, что значительно увеличивает стоимость работ. В таких случаях предпочтение отдается асфальтобетону, - отмечают в Министерстве транспорта и коммуникаций.

Перед началом реконструкции любой автодороги определяется экономическая целесообразность того или иного типа покрытия. При схожих ценовых показателях предпочтение отдается цементобетонному.
- Объемы строительства дорог с цементобетонным покрытием в последние годы увеличиваются, - сообщают в Минтрансе. - Так, в соответствии с Государственной программой "Дороги Беларуси" в этом году планируется реконструировать 63 км республиканских дорог, из которых 30 км будут иметь покрытие из цементобетона.

Александр Лукашенко, из выступления на заседании VII Всебелорусского народного собрания: "Что важно: за три десятилетия мы почти в два раза увеличили протяженность дорог, при этом в полтора раза увеличился километраж дорог с твердым покрытием и на 1 января 2024 года составил почти 80 тысяч километров. Мы связали скоростными дорогами столицу практически со всеми областными центрами. Трасса Минск - Полоцк - Витебск является завершающим (проектом. - Прим. ред.). Думаю, в ближайшие годы мы это сделаем, даже год. Все это - наш общий успех".

В Министерстве транспорта и коммуникаций сообщили, что средняя стоимость реконструкции 1 км автомобильной дороги I категории зависит от покрытия. Так, асфальтобетонное покрытие обходится в Br9,93 млн, цементобетонное - Br10,39 млн. А вот средняя стоимость капитального ремонта 1 км автомобильной дороги равна Br2,14 млн.


Алексей ГОРБУНОВ,
фото - Рамиль НАСИБУЛИН,
газета "7 дней".-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси