12 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Нужно вновь обрести полноценный суверенитет в системе образования. Об этом в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА заявила доктор политических наук, профессор МГИМО Елена Пономарева.
"Нас, во-первых, исключили из Болонской системы. Мне бы, конечно, больше по душе было, если бы мы сами из нее вышли. И получается, что мы оказываемся в ситуации перехода, как сказал Фальков (министр науки и высшего образования РФ. - Прим. БЕЛТА), на уникальную российскую систему. Но у меня сразу несколько вопросов. Первый: кто будет эту уникальную систему формировать? Те люди, которые сейчас оказываются не у дел из-за слома Болонской системы? Они другую систему формировали, - сказала Елена Пономарева. - Второй момент связан с тем, каковы основы этой новой системы будут. При том что вуз - это уже высшая ступень, но надо начинать все со школьной скамьи".
Эксперт привела пример из подготовки политологов в российских вузах. "У нас, например, самый трудный вопрос для политологов 4-го курса - это сколько союзных республик было в СССР. Вы понимаете? Они прекрасно знают все западные концепции. Они тебе будут цитировать Вебера, Лассуэлла... Но они не знают историю своей страны, - констатировала она. - Поэтому для них и удивление вызвало, даже открытие, кто внимательно прослушал, - выступление Президента России накануне спецоперации, такой исторический часовой экскурс. Потому что нет истории для политологов. Хотя история своей страны должна быть во всех гуманитарных и не только вузах. Они хорошо знают два языка. Но они не знают, кто был министром иностранных дел перед Лавровым. Я говорю про кузницу кадров. И это же получается не их вина, это беда нашей системы образования. Так мы кого готовим? Винтиков, которые будут пользоваться инструментами анализа, не зная сути проблемы. То есть получается, что те троечники, которые сегодня в Евросоюзе принимают решения об экономических ударах по России, - имеют такое же образование. И мы сами своими руками таких же здесь выращивали. Поэтому важно, кто будет стоять у истоков концепции реформирования вузовской подготовки, повторяюсь, в контексте со школьным образованием. Это процесс, конечно, длинный".
"Нам очень важно перейти на совершенно новый этап развития осознания себя в этом мире, обрести вновь полноценный суверенитет. Потому что Болонская система - это отсутствие суверенитета в системе образования. Без формирования нового человека, человека будущего, человека творца, ни о никакой независимости, ни о каком суверенитете не может идти речи. Поэтому мы можем только пожелать, что чиновники от науки все-таки будут решать не свои корыстные цели и задачи достигать, а будут выполнять волю президентов стран и ориентироваться на решение национально значимых задач. Задач, направленных на защиту наших государств", - дополнила эксперт.-0-