ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 11 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -3°C
Все новости
Все новости
Общество
09 января 2024, 14:24

Про эту династию из минского метро говорят: "Обалденная!". Мы решили познакомиться

9 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. С минским метро, которое быстро и с комфортом доставляет тысячи пассажиров в разные уголки столицы, связала свою жизнь династия семьи Лущик. По сути, сложилась своеобразная бригада: отец ремонтирует составы, сын управляет электропоездом, а жена и дочь в депо следят за выполнением режима труда и отдыха машинистов. Об этом квартете коллеги отзываются с большой теплотой, и даже один высокий начальник на вопрос о том, какими словами можно описать династию, эмоционально отвечает: "Обалденная!".

Как стать машинистом метро?


Вопрос выбора профессии стоит перед каждым, кто оканчивает школу, и не всегда получается с первой попытки пойти по верному пути. Вот и Александр Лущик, несмотря на то что старшая сестра Ольга и отец уже были тесно связаны с железной дорогой, поначалу решил пойти по "автомобильной" стезе. После 9 класса окончил Минский государственный автомеханический колледж, поступил в Белорусский аграрно-технический университет на специальность "технический сервис АПК". Отправили на отработку мастером производственного обучения в Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессионально-технический лицей. Вскоре научился водить тракторы и комбайны. Но, видимо, молодому парню хотелось двигаться на еще больших скоростях, и он сделал решительный шаг, о котором не пожалел ни на минуту.

- Давно присматривался к профессии машиниста электропоезда и однажды понял: пробил час! До начала набора на курсы был почти год, поэтому устроился слесарем в Могилевское электродепо по ремонту подвижного состава. Работал, параллельно проходил медкомиссию, без которой на обучение профессии машиниста электропоезда не берут. Отбор кандидатов очень строгий, ведь каждая рабочая смена сопряжена с большой нагрузкой на слух и зрение. Но я медкомиссию прошел без проблем, потому что никогда не пил, не курил, занимался спортом, на здоровье не жаловался, - объясняет Александр.

Обязательным условием при отборе курсантов, кроме отменного физического здоровья, является прохождение предметных собеседований и общение с психологом метрополитена. Специалист выясняет, действительно ли соискатель может нести ответственность за сотни жизней. Для этого машинисту нужно обладать повышенной эмоциональной и стрессовой устойчивостью, иметь мгновенную реакцию на непредвиденные ситуации и уметь принимать решения за доли секунды.

- Психологические тесты мы проходим не только при приеме на работу, но и в процессе - в плановом порядке, - уточняет Александр. - Тестирование длится около часа. Но тех, кто справился с заданиями не в полном объеме и допустил отдельные ошибки, не списывают со счетов. Такого специалиста допускают к работе с условием, что через год он снова должен пройти тестирование. Я проходил за время работы в метро уже дважды и всегда получал допуск по максимуму - на два года.

Будущие машинисты в Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта изучают общие предметы, а затем приступают к профильным занятиям непосредственно в классе депо.

- Поскольку я получил техническое образование, учеба давалась легко, - вспоминает собеседник. - Хотя поначалу были трудности с электрикой, но потом научился читать схемы. Выучил практически наизусть "библию" минского метрополитена - Правила технической эксплуатации (ПТЭ). Это основа основ. Их точное соблюдение обеспечивает слаженность всех звеньев метрополитена, четкую и бесперебойную их работу и безопасность движения. Изучали мы и устройство подвижного состава - пневматическое, техническое, механическое оборудование. Машинист обязан знать, как оно все работает и взаимодействует.

На заключительном этапе курсанты проходят обкатку, работу на линии. Александр Лущик никогда не забудет, как впервые сам сел за пульт поезда в подземке:

- В вагонах уже реальные, а не виртуальные пассажиры. Поэтому в первый раз трясутся коленки у всех, наверно, - ответственность слишком велика. Но пассажирам не стоит волноваться, что за рычагами может оказаться курсант. Рядом его непременно страхует настоящий профи, намотавший за время работы тысячи километров. Через несколько недель ты уже сам выполняешь все необходимые действия уверенно, а к концу обкатки становишься готовым машинистом.

Александр уточняет, что работа его и коллег - не только умение вести поезд. Если сломался автобус, водитель ставит его на обочине и ждет техпомощи. А при поломке состава в подземке останавливается вся линия, потому что рельсы одни и все едут друг за другом. Ситуация особенно осложняется, когда дело происходит в час пик, когда интервал движения 2-2,5 минуты. Времени на раздумья у машиниста немного: он должен устранить неисправность в кратчайшие сроки и принять правильное решение - высадить пассажиров или ехать в тупик, депо.

- Мы много часов отрабатывали навыки действий в самых разных ситуациях на специальном компьютеризированном тренажере. Сидя за рычагами управления составом, проехали сотни километров по виртуальным тоннелям и станциям. Но все-таки главный опыт приходит только в кабине "паровоза" - так в нашем кругу называется поезд, - уточняет Александр Лущик.

Как ремонтируют поезда метро?


Глава династии, Александр Анатольевич, после окончания Белорусского института механизации сельского хозяйства получил востребованную на все времена специальность инженера-механика. Попал по распределению на Браславщину в колхоз "Победа". Там в деревне встретил красавицу Таресу, будущую жену. По его словам, это была любовь с первого взгляда. Уже через год свиданий молодые сыграли свадьбу.

- Отработал положенных два года, потом вернулся в родной Минск с молодой женой. Карьеру начинал в строительной компании "Минскжелезобетон". Пошел работать мастером в цех металлоконструкций. Вскоре стал его начальником, - вспоминает отец семейства. - Работать в 1990 годы, когда рушились старые связи и проходил жесткий перевод экономики на рыночные рельсы, было сложно. Прежде всего морально. Да и перекосов хватало. Я как начальник цеха получал, например, 140 рублей, а слесари - от 260 до 320 рублей. Конечно, их труд очень сложен и нужен, но и ответственность за конечный результат у начальника и подчиненного, согласитесь, разная. Вскоре решил, что "командовать парадом" устал. К тому же узнал, что недалеко от дома открыли депо и нуждаются в слесарях подвижного состава. Тут же направился туда.

Александр Анатольевич прошел комиссию и попал на собеседование к тогдашнему начальнику депо Сергею Степанову. Он посмотрел трудовую книжку и предупредил: слесарем не возьмем, будешь техником.

- Это более высокая должность, когда сам командуешь и подсказываешь слесарям, - объясняет Александр Лущик.

Меньше чем через год он сделал еще один шаг по карьерной лестнице - стал мастером. И вот уже почти 20 лет работает в электродепо "Могилевское". По долгу службы занимается крупным ремонтом составов, в том числе капитальным. При соблюдении всех видов ремонта срок службы электропоезда - 31 год. Каждый этап и сроки эксплуатации и восстановления подвижного состава жестко регламентированы, отклонения недопустимы. Вагоны ремонтируют в зависимости от пробега.

К примеру, средний ремонт производится через 960 тысяч километров. Электрооборудование снимают и отправляют на ревизию. Разбирают все узлы и механизмы, проверяют зазоры и выработку деталей. По завершении ремонта состав обкатывают на парковых путях, на линии без пассажиров и только затем задействуют в перевозках.

- А после 2,5 миллиона километров пробега отправляют на капремонт, который мы в Беларуси освоили первыми на постсоветском пространстве. Его выполняем собственными силами на базе нашего электродепо "Могилевское". Загоняем в цех вагон, ставим под домкраты, поднимаем, выкатываем колеса-тележки, все просматриваем, разбираем, ремонтируем, - объясняет мастер. - Подчиненные - люди грамотные, ответственные. Да и с начальством сложились хорошие отношения. Чего еще желать?

Самый большой железнодорожный стаж - у дочери


У мужчин в семье Лущик золотые руки: починить электроприбор, собрать мебель, повесить люстру, что-то смастерить - никаких проблем! Сын Александр сам отремонтировал свою квартиру. А вот если дело касается готовки, на передний план выходит мама Тареса.

- Жена готовит отменно. Она не признает никаких ресторанов и кафе, - говорит основатель трудовой династии. - Дочь и сын выросли на здоровой домашней еде. А сейчас и четверых внуков стараемся побаловать чем-то вкусным. На праздники, дни рождения на даче за городом собирается вся родня - 20 и больше человек. Мы сохранили очень тесные родственные связи, а это в нынешнем мире дорогого стоит. Дети признаются: когда строили свои семьи, ориентировались на пример родителей. И для них семья - это уют, тепло, поддержка, доверительное общение.

Мама большой и дружной семьи, Тареса Лущик, по первой специальности - повар 4-го разряда. В Минске работала в столовой на заводе имени Козлова. Потом ушла в один декрет, в другой. В 1990-е вышла на работу и вскоре попала под сокращение. Устроилась переплетчицей в частную типографию и надолго там задержалась. А в электродепо "Могилевское" пришла шесть лет назад на должность дежурной по дому.

- В административном здании есть дом отдыха локомотивных бригад, да и по городу имеются служебные квартиры для машинистов, у которых "сбегаются" близкие смены. Скажем, закончил работать в 1:30, а в 5:30 снова заступаешь на смену. За четыре часа нужно успеть отдохнуть. Подъем в журнале прописан по минутам, на сборы - ровно 10. А если человек хочет успеть позавтракать, бужу его чуть раньше. Работаем по принципу "точность - вежливость королей", - говорит Тареса Лущик.

Дочь Ольга, несмотря на молодость, имеет среди домочадцев самый солидный железнодорожный стаж. Окончила Минский государственный колледж железнодорожного транспорта имени Е.П.Юшкевича, затем - Московский институт инженеров транспорта. Почти десять лет проработала проводницей. Объездила почти всю Россию и Украину. В последние годы работала в фирменном поезде "Беларусь", который курсирует по маршруту Минск — Москва. "Двойка" - это визитная карточка БЖД. Попасть в ее штат мечтают многие проводницы. Здесь очень комфортные условия работы, а среди пассажиров встречается немало известных личностей.

- Сейчас, как и мама, работаю дежурной комнаты отдыха в электродепо, - рассказывает Ольга. - Каждый день общаюсь с машинистами и вижу, какие ребята ответственные, целеустремленные и дисциплинированные. Им приходится всегда быть в хорошей физической форме. Ведь каждый раз, перед тем как сесть за пульт поезда, нужно пройти медкомиссию, принять подвижной состав, расписаться в соответствующих документах… Эта профессия не приемлет разгильдяйства. Все четко, строго и по инструкции!

| Елена Николаева, газета "7 дней", фото Рамиля Насибулина

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси