24 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Институт верховной власти не навязывался извне, это была необходимость. Таким мнением в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА поделился доктор исторических наук Степан Темушев, сообщает БЕЛТА.
"Появление верховной власти связывали с необходимостью самоорганизации самого общества. Институт верховной власти не навязан извне искусственно, это необходимый элемент. Он не появляется внезапно, это длительный процесс. А начало его нужно находить еще в первобытном, эгалитарном обществе равных. Хотя уже появляется big man, самый сильный человек физически, но интеллектуальные способности становятся более важными, организаторские - умение сплотить, объединить, личные качества в том числе. Такие люди появляются в обществе. И они постепенно становятся князьями, а статус закрепляется по наследству. Уже потомки этих людей тоже важное место в обществе занимают", - сказал Степан Темушев.
Историк отметил очень важный момент, который является крайне принципиальным для всех будущих налоговых обязательств. "За осуществление этих общественно важных функций, которые действительно позволяют выжить людям в тех условиях, население давало дары. Дары - это своеобразная зарплата за то, что человек этим занимается. Это со временем становится обязательными приношениями. Это один из путей формирования налогов. Хоть и не основной. По этнографическим данным мы видим, что это не основной способ, таким его не считали даже летописцы, которые пытались уже в самых первых летописях объяснить, откуда возникло обязательство выплачивать дань", - отметил Степан Темушев.
"Второй путь - это следствие завоевания, то есть право сильного. Навязывание обязательства под угрозой применения силы, даже не обязательно само применение. Мы бы это сейчас назвали контрибуцией. Захватывается племя, сжигается поселение для острастки, чтобы боялись. Кто оказал сопротивление - уничтожен, формирующаяся верховная власть тоже должна быть уничтожена, свой наместник оказывается вместо бывшего племенного князя. И все население обязывается выплачивать дань, чтобы не было повторного нападения, причем делать это нужно регулярно - как правило, после сбора урожая", - пояснил историк.
Степан Темушев добавил: "Летописец именно так понимал процесс этих даннических отношений. И в летописи, в самом начале рассказа о возникновении не государственности, а о Русской земле (а Русская земля это и есть государство в его понимании), говорит о завоевании. Завоевывает князь Олег один город, другой, подчиняет ровно 883-й, 884-й, один за другим племена соседние: древлян, северян, радимичей. И накладывает на них дань. Для летописца этот путь через завоевание оказывается более важным".-0-