В конце декабря главному информационному агентству страны исполнится 105 лет. За это время у него не раз менялось название: БелОтРОСТА, БелРОСТА, БелКТА, Белинформ, БЕЛТА, но оставался четкий курс на оперативность и достоверность новостей. Благодаря этому Белорусское телеграфное агентство остается самым авторитетным источником информации. 105 лет - дата не круглая, но отличный повод вспомнить в новой рубрике о тех, кто вместе с БЕЛТА прошел длинный путь и вписал свое имя в историю не только агентства, но и всей страны.
Фотограф президентского пула Николай Петров через объектив своей "зеркалки" наблюдал немало событий, ставших судьбоносными для государственности Беларуси. Он объехал с главой государства много стран, и со многими из них у него связана история.
Проехался по всему миру
Когда говорят: Петров не просто фиксирует мгновения жизни, а делает это для истории, он отвечает, что всего лишь качественно выполняет свое дело, излишняя патетика здесь не нужна.
- Безусловно, к работе отношусь серьезно, понимая, что фотография - это тоже политика, причем высокая, - полагает он. - Ее, в отличие от видео, будут пересматривать и через сто лет. В любое время достал снимок, вспомнил, оценил…
В БЕЛТА он пришел на практику после училища и задержался здесь почти на 40 лет. Николай Петров работает в президентском пуле, ездит с главой государства по стране и миру, снимая его официальные встречи.
Самым сложным в профессии называет напряженный график белорусского лидера, у которого нередко мероприятия идут одно за другим. Во время них остановить момент или его срежиссировать никак нельзя. Разве попросишь главу государства повторить жест или пройти к трибуне еще раз? К тому же в работе фотокорреспондента бывает и элемент неожиданности, ведь не всегда все проходит согласно протоколу. Поэтому надо быть готовым к любому развитию сценария. А еще иногда приходится противостоять зарубежной охране, которая ревностно защищает своего лидера и держит его на приличном расстоянии от журналистов. В таком случае ничего не остается, как идти на хитрость.
- Погоня за кадром - это игра без правил. Перед мероприятием в курилке с коллегами смеемся, байки травим, но наступает время съемки - там уже друзей нет. Иной раз локтями отвоевываешь себе лучшее место… А потом опять все тихо и мирно, - рассказывает Николай Петров.
Он вместе с командой Президента проехался практически по всему миру. Прикинул как-то, что сотня стран точно наберется. Каких только известных людей не удавалось поймать ему в кадр: Горбачев, Ельцин, Хилари Клинтон, Чавес, Каддафи, Кастро, Меркель…
На стене в его рабочем кабинете висит фото, на котором запечатлено рукопожатие с самим Папой Римским Бенедиктом XVI.
- Оно сделано во время официального визита Президента в Ватикан, - рассказывает фоторепортер. - Запомнилась очень красивая церемония встречи, потом были официальные переговоры Папы Римского и Александра Лукашенко, а в конце мероприятия Бенедикт XVI сделал жест доброй воли - разрешил журналистам президентского пула сфотографироваться с ним. Перед отлетом нам вручили эти снимки.
На взгляд собеседника, для фоторепортера главное - уметь запечатлеть исторический момент так, чтобы позже у человека, который рассматривает фото, было четкое понимание произошедшего. Поскольку почти каждый эпизод общественной жизни имеет огромное значение в будущем, необходимо уметь адекватно зафиксировать уникальность события.
Потеряться, но не растеряться
Курьезов в копилке Николая Петрова за долгие годы собралось немало. Во время первого посещения США он умудрился заблудиться в здании ООН, в котором почти 40 этажей. Просто забыл, на каком именно проходит заседание. Волновался, что опоздает. Мобильных телефонов тогда еще не было, а потому бедняга катался на лифте с этажа на этаж, пока на одном из них через прозрачную дверь не увидел лицо знакомого оператора.
- Вышел как ни в чем не бывало - чтобы страха и ужаса на моем лице никто не прочитал, - вспоминает он. - Вообще, с лифтами у меня не один забавный случай. Однажды в Каракасе в отеле застрял в лифте с мексиканцем. Внизу стояла машина, которая с минуты на минуту должна была уехать в аэропорт. А мы сидим с ним, как в клетке. Нажимали все кнопки, в том числе и "Help" ("Помощь"). Тишина. Оставалось одно - воспользоваться старым советским способом выхода из застрявшего лифта. Приложил силу и раздвинул двери, жестом показал пассажиру: давай, выбирайся! Тот оперся на мое плечо, я его слегка подтолкнул, и мексиканец оказался на свободе. Возникает проблема: с аппаратурой я вылезти не могу, но и оставить ее в лифте нельзя - стоит не одну тысячу долларов. Отдать незнакомцу? Вроде легкомысленно… Пришлось рискнуть - передал чемодан мексиканцу. Он охотно помог выкарабкаться мне из лифта, который тут же куда-то уехал. Осмотрелся - ни пожарной лестницы, ни ступенек, ни запасного выхода. Вызвал тот же злосчастный лифт, через три-четыре минуты зашел в него, перекрестившись, и благополучно добрался до первого этажа!
А еще на Кубе приключилась история. Николай не перевел часы и проспал: все уже уехали на встречу "в верхах" - Фиделя Кастро и Александра Лукашенко.
- Думаю: все - поезд ушел! Ловлю такси, объясняю: нужен Мемориал Хосе Марти. Таксист кивает: мол, довезу! Ехали-ехали, нутром чую - не туда, - вспоминает он. - А водитель что-то тараторит на своем испанском. Но потом все же сообразил, развернулся на 180 градусов и поехал в другую строну. В общем, с горем пополам добрались до точки назначения. А там все уже оцеплено гвардейцами. Хорошо, что на мне был бейджик, и кубинцы быстро провели в VIP-зону. Вижу, взор Фиделя Кастро направлен в строну подъезжающего кортежа… Я начинаю хватать все объективы, пячусь назад…. Впопыхах, видимо, оступился и прямо на глазах у всего политического бомонда плюхнулся спиной на землю. Охрана буквально за считаные секунды меня подняла. Еще секунда понадобилась, чтобы отряхнуться, - и вот уже я с камерой "на посту"! К счастью, все обошлось!
А однажды в Бишкеке так увлекся съемкой отъезда президентского кортежа, что не заметил, как остался один на летной полосе. Хотя должен был уехать в город вместе со всей командой. Друзья-киргизы выручили и довезли до гостиницы.
Тяжелая ноша
Каждый день Николай Петров таскает на шее 17 килограммов амуниции! Конечно, с таким грузом нелегко. Однако в работе фотожурналиста, по словам собеседника, особенно тяжело пересекать часовые и климатические пояса. Вылетаешь, скажем, из Минска, где минусовая температура, а через несколько часов приземляешься там, где +20°С и даже выше. Времени на отдых и акклиматизацию нет, день расписан по минутам. И очень радуешься, если появляется свободное время и успеваешь сделать не только официальные съемки, но и заснять страну, архитектуру, людей.
- В век компьютерных технологий развелось немало доморощенных фотографов, кулинаров, певцов, танцоров. Каждый что-то свое "лепит" и выкладывает в интернет. Другой вопрос, нравится ли их искусство людям… Да и искусство ли это? - рассуждает Николай Петров. - В нашей профессии, казалось бы, чего проще - жми на кнопочку и щелкай все подряд без разбора. Я против такого дилетантского подхода к фотографии. Настоящие мастера учатся годами. Во время съемки требуется выбрать фон, оптимальное освещение, выстроить композицию и, конечно, придумать идею, которая придает смысл фотографии. Без профессиональных навыков сделать это нереально. Я и сегодня не перестаю учиться. Камера, которой снимаю, а это Canon EOS-1D Mark III, по сути, навороченная мини-ЭВМ. Всеми ее функциями сам не до конца еще овладел. Кроме того, современному фотожурналисту надо еще разбираться в электронике и средствах связи, то есть знать, как быстро выбрать и передать нужный снимок в редакцию. Помимо специфических знаний, профессионалу необходим еще и довольно высокий общий уровень культуры. Ведь чем более фотограф начитан, интеллектуально развит, тем глубже его снимки.
| Елена ЕЛОВИК, газета "7 дней", фото Николая ПЕТРОВА.
Читайте также:
Они печатали по 500 знаков в минуту. Как БЕЛТА работала во времена телеграфов?
Небольшая команда "апантаных". Как YouTube-канал БЕЛТА набрал миллион подписчиков?
Вы не поверите, на какие вершины поднимался флаг БЕЛТА! Архивные кадры