23 июня 1944 года началась наступательная операция "Багратион", одна из крупнейших в истории. Вскоре начались бои за Борисов.
- Борисов для фашистов был значимым стратегически важным пунктом в обороне Минска: самая крупная станция на линии между Минском и Оршей. Борисов находится на реке Березине, поэтому фашисты придавали большое значение. По сути, перед нами последний рубеж знаменитого "Восточного вала", который немецко-фашистские войска создавали на Днепре, - объяснил преподаватель исторического факультета БГУ, кандидат исторических наук, доцент Сергей Александрович. - Буквально притоки Днепра с востока, Проня и Бася, - это первая линия. Сам Днепр - вторая. А Березина - последняя крупная река, которая могла стать серьезным препятствием для советских войск в освобождении Беларуси, она течет на всем протяжении по территории нашей страны с севера на юг. Дальше таких крупных рек, которые были бы препятствием для Красной армии, больше не будет. Только в Польше Висла и ее притоки.
В ночь на 30 июня на разведку на правый берег отправились четыре танковых экипажа. Нужно было узнать, что собой представляет оборона фашистов.
- Они мосты заминировали, но не взрывали. Наверное, отступающие воинские части должны были ими воспользоваться. Сразу после моста на правом берегу стояла минометная батарея, зенитная батарея. И даже пятую немецкую танковую дивизию перебросили в Борисов, - рассказала директор Борисовского объединенного музея Лилия Вязович.
Невредимым ворваться в Борисов смог только экипаж Павла Рака. Но за его танком тут же взорвали мост. Пути к отступлению были перекрыты.
- Сам Павел Николаевич подбил артиллерийский расчет, который уничтожил танк его сослуживцев и продолжил вести борьбу в ночном Борисове. Уничтожил несколько укреплений врага, подбил "Фердинанд" (самоходную установку). Внес хаос, неразбериху, - описал события той ночи Виктор Русецкий.
- В то время новый, Борисов не был таким большим городом, как сейчас. Это было объединение нескольких поселков. Наверное, пользуясь этим моментом, экипаж танка смог свою машину отвезти в достаточно безопасное место. Во всяком случае, погони за ним не было, - считает Сергей Александрович.
- У него было неполное среднее образование, окончил семь классов школы в деревне. Был конюхом, трактористом. Его отец был председателем колхоза, а мама работала вместе с сыном в этом же колхозе. С началом Великой Отечественной войны, уже на второй день, 23 июня 1941 года, он ушел добровольцем на фронт, и судьба его поведет через многочисленные сражения Великой Отечественной войны, - добавил Виктор Русецкий.
Немцы решили, что танк будет прятаться на окраине. Но экипаж Рака направился в центр.
- Они разгромили комендатуру. И все время спрашивали: "Где тюрьма?" А тюрьма осталась на левом берегу, поэтому люди им указывали лагеря. И они в район Лядищ освободили 2000 человек военнопленных, - рассказала Лилия Вязович. - А как они туда попали, ведь немцы блокировали дороги? Оказывается, немецкие габаритные "Тигры" и "Пантеры" по предмостным укреплениям, оставшимся после войны 1812 года, не могли проехать. И немцы не рассчитывали, что наш танк Т-34 маневренный, меньше по габаритам, их пройдет. Юзом прошли по этим рвам.
Немецкое командование на какое-то время потеряло управление. Царил хаос. И в этом хаосе экипаж Рака еще и обычным людям смог помочь.
- Они услышали "помогите" и подошли к человеку, который лежал под расстрелянными телами. Говорит: "Помогите мне выбраться, у меня ноги пробиты, я идти не могу". - "Мы тебя не можем взять, ты в танк не можешь сесть". - "Вы знаете, я буду держаться наверху за поручень, но только вывезите, мне очень страшно здесь". Дорога там была военная. И он, говорят, ноги свои навесу держал, чтобы они не попали под гусеницу. Когда уже выбрались к железнодорожному вокзалу, остановились у дома, отдали этого человека, попросили женщину помочь ему. Расстреляли два эшелона на вокзале.
- Рак, Данилов и Петряев. Возможно, экипаж создали буквально накануне операции, накануне задания. Интересная особенность: механик-водитель Петряев был совсем юн, 18 лет. Призван был в армию в 1944 году, окончил танковую полковую школу механиков-водителей. Был направлен на фронт. Трудно сказать, насколько он был опытен. Тем не менее как показал подвиг героев-танкистов, он со своими задачами справлялся весьма и весьма хорошо, - считает Сергей Александрович.
Бой длился шестнадцать часов. Нужно было возвращаться к своим, и как можно быстрее.
- Это было в районе 15 часов дня. Павел Николаевич уже прорывался к мосту, чтобы обеспечить его защиту и подготовить плацдарм для наступления основных сил Красной армии. Однако немецкое командование к этому моменту уже смогло стабилизировать обстановку в городе, в какой-то мере прийти в себя, - объяснил ситуацию Виктор Русецкий. - Была подготовлена засада. Его окружили с трех сторон. С одной стороны - немецкая самоходка, два "Тигра" - с двух других сторон. То есть экипаж Павла Рака физически не мог бы одновременно подавить огонь с трех сторон.
- Со второго снаряда была пробита броня, осколки полетели во внутрь. От собственных осколков погибли Павел Николаевич Рак и водитель Петряев. Башенный стрелок Данилов выбрался через нижний люк (верхний заклинило). Но кругом были немцы, его нашли и расстреляли, - рассказала Лилия Вязович.
- В освобождении Борисова принимали участие войска 3-го Белорусского фронта, командовал им генерал Черняховский. Возможно, он бы стал маршалом СССР, но погиб на территории современной Польши. Наиболее отличились части 5-й армии, командующий генерал Крылов, части 11-й армии - командующий генерал Галецкий, и части 31-й армии - генерал Глаголев, - перечислил Сергей Александрович.
Бойцы Красной армии нашли тела танкистов. Данилова опознали сразу. Петряев и Рак сильно обгорели.
- Как определили, кто из них был командир… Говорят, когда танк Т-34 выпускали на позиции, отправляли в воинские части, то на приборную панель всегда давались часы. Как правило, их себе забирал командир. По часам на руке было определено, кто из них командир, - объяснила Лилия Вязович.
- Достаточно интересная судьба у Алексея Данилова. Его угнали в Германию, но он смог бежать в Литве. Долго пробирался на неоккупированную территорию, смог перейти линию фронта. И был призван в Красную армию в 1943 году. И самый молодой, Александр Петряев - сибиряк, уроженец красноярского края. До войны работал в колхозе, имел отношение к технике. Работал механизатором, был призван в Красную армию и буквально сразу же направлен в школу механиков-водителей при учебном танковом подразделении. Его опыт жизненный и трудовой в какой-то степени компенсировал недостаток военного опыта, - добавил Сергей Александрович.
- В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в зале номер восемь размещены портреты и рассказывается о подвиге Павла Николаевича Рака. В советское время многочисленные статьи выходили, где на [примере] подвига Рака рассказывалось о самоотверженности советских танкистов. Он приводился как пример для других танкистов из различных уголков Советского Союза, - рассказал Виктор Русецкий.
Согласно местной легенде, Черняховский, когда узнал о подвиге танкистов, поклонился их останкам. И тут же приказал представить погибших к званию Героя Советского Союза. Как бы там ни было, 24 марта 1945 года экипаж Павла Рака стал единственным экипажем за всю историю Великой Отечественной войны, который в полном составе был удостоен этого звания.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.
Читайте также: