ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Воскресенье, 22 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность 0°C
Все новости
Все новости
Общество
15 августа 2024, 19:49

"По любой своей станции пройду буквально с закрытыми глазами". Белорус более 40 лет строит метро

Владимир Суховаров
Владимир Суховаров
Сегодня сложно представить себе, как бы существовал Минск без метро, которое только за прошлый год перевезло 234 млн пассажиров. А ведь еще полвека назад никакой подземки и в помине не было, а технология быстрого передвижения под землей казалась за гранью реальности. Открытие первых восьми станций метрополитена пришлось на 1984 год, и в их строительстве принимал участие 22-летний паренек Владимир Суховаров. Спустя 44 года опытный метростроевец вспоминает, как выглядела первая ветка метро в 1980-е.
"В 80-е строить подземку было самой престижной работой"

Развитие послевоенного Минска шло семимильными шагами. В январе 1972 года в 6-й больнице родился миллионный житель столицы. Наземный общественный транспорт едва справлялся с перевозкой пассажиров. Город как никогда нуждался в подземке. Да и в СССР по тем временам существовало правило: метро можно проектировать в городе, если его численность населения достигает миллиона человек. Так что после долгих раздумий и разработок в 1976 году наконец был утвержден проект первого пускового участка: линия протяженностью более восьми километров с восемью станциями, в возведении которых принимал непосредственное участие наш герой - звеньевой проходчик Владимир Суховаров. Носить гордое звание "метростроевец" он стал в начале 80-х. По сей день трудится под землей, возводя станции и прокладывая новые пути метрополитена.
- Помню, когда по проспекту Независимости, который в те годы именовался Ленинским, ходили только автобусы, троллейбусы да такси. Когда объявили о начале строительства метро, никто не верил, что его все же запустят в нашей столице, - рассказывает собеседник и тут же вспоминает свои первые рабочие дни на стройке. - В олимпийский 1980 год вернулся домой после армии, а все вокруг только и говорят о строителях метро, называя их героями. Конечно, престижно было работать на таком объекте. Поэтому, долго не раздумывая, устроился проходчиком в тоннельный отряд. Было мне всего 22 года. Закрепили за мной опытного наставника, и так потихоньку стал вникать во все процессы. Ведь отряд, помимо проходки и возведения станций, выполняет огромный комплекс работ.

Владимир Суховаров подключился на этапе строительства станции метро "Академия наук". Вспоминает, как над ее внутренним оформлением трудились лучшие советские архитекторы.
- Станция получилась просторной, я бы даже сказал - величественной. Огромные колонны в зале посадки выполнены из мрамора, монументальные панно - из серого гранита. Стены также отделаны мрамором и украшены профилями из нержавеющей стали, - уточняет Владимир Владимирович и отмечает, что над эскизами каждой станции (что в минувшие годы, что сегодня) ведется кропотливая работа. Именно поэтому они не похожи друг на друга, каждая несет свой смысл. - Пассажиры зачастую даже не задумываются о том, кто строил эти станции, разрабатывал и делал их оформление. Люди ждут поезда, выходят, заходят - и им даже в голову не может прийти, что та же станция "Московская" или "Якуба Коласа" могли выглядеть иначе.

По словам нашего собеседника, станция метро "Якуба Коласа" выделяется на фоне остальных: колонны зала облицованы керамическими изразцами золотистого цвета, на плитках изображены свадебные обряды, жатва, сбор урожая, празднование Купалья и другие сцены из народной жизни.
- Эта станция, как и семь других - от "Института культуры" до "Московской" - были открыты 29 июня 1984 года. Первыми оценили новый объект партийные деятели, ученые, руководители предприятий. Кстати, столичные организации оказали огромную помощь в строительстве, ведь каждый тогда старался сделать все возможное для Минска. Заводы на субботниках выделяли нам в помощь людей. Так, в смену доходило до 100 волонтеров. Петр Машеров лично инспектировал строительство. Помню, как приезжал, спускался в подземку. Прохаживался по станции, осматривал все вокруг, интересовался ходом работ, - говорит Владимир Суховаров и мысленно возвращается на четыре десятка лет назад - в день запуска метрополитена: - Проезд для пассажиров был бесплатным, а уже на следующий день он стоил 5 копеек. Жетонов тогда и в помине не было: 5-копеечную монету бросали в специальный терминал, и пропускник автоматически открывал створки.

Не только быстрый, но и самый безопасный вид транспорта

И сейчас, спустя более чем 40 лет, Владимир Суховаров уверенно заявляет: ничего бы в своей жизни не поменял, особенно по части профессии. Ведь не зря же говорится: счастлив тот, кто занимается любимым делом.

- По сей день помню, с какой гордостью наша бригада принимала благодарности от минчан и гостей столицы за построенную подземку. Люди дарили цветы и говорили нам искреннее спасибо! Действительно, в том числе и нашими силами, в Минске стало еще комфортнее жить, - говорит наш герой. - Как же радостно ехать в метро и понимать, что именно ты приложил свои силы, душу к его строительству. Каждый день идешь и видишь результат проделанного труда. Возводишь объект за объектом, но самое приятное, когда люди заходят в вагоны и состав трогается. В тот момент понимаешь - все было не зря!

- А какие мысли обычно посещают вас в вагоне метро? - интересуемся у проходчика.

- Как же хорошо ехать: летом - прохладно, зимой - тепло, - улыбается Владимир Владимирович. - Самое главное - удобно и быстро. Согласитесь, что со станции метро "Могилевская" до "Каменной Горки" вряд ли вас домчит такси за полчаса, особенно в час пик. А метро - пожалуйста! К тому же это самый безопасный вид транспорта.

Пока общаемся, Владимир Суховаров то и дело поправляет свою каску - она у него уникальная. Признается, что другой такой во всем метрострое не найти.
- Ей уже лет 30. Это заводская модель, такие ранее выпускали, правда, немного. Сейчас каски куда современнее, но зато мою все узнают. Где б я ее ни оставил, всегда вернут в руки. Она мне уже вроде талисмана на удачу, - поясняет строитель и рассуждает, как изменилось за десятилетия строительное оборудование: - В плане техники и технологий мы шагнули далеко вперед. Кроме того, что ассортимент вырос, так еще и его качество, скорость… Я застал времена, когда главный инструмент на стройке - перфоратор - весил более 40 кило. Только представьте себе, какая махина! После нескольких часов работы с ним ложку с супом ровно невозможно было удержать. Сейчас же оборудование совсем другое. Оно так продумано и разработано, чтобы в том числе облегчить труд строителя.

Владимир Владимирович уверен, что с современными технологиями, оборудованием, а главное - такими кадрами, которые трудятся с ним рука об руку, любые задачи по плечу. Речь как раз о возведении новых станций, третьей линии метро. Эту идею в свое время всецело поддержал глава государства, отметив, что в мире не так много городов, где занимаются строительством метро.

- Президент сравнил это с космосом, только под землей! Сказав, что метрострой - высший уровень, где есть и инновации, и новейшие технологии. Это лучшая похвала нашему каждодневному труду, - говорит собеседник. - Время идет, меняются требования к станциям. Так, сегодня большое внимание уделяется безопасности. К примеру, новые станции оснащены защитными ограждениями из прозрачного стекла. Дизайн также совершенно другой, не тот, что 40 лет назад. В 80-е таких светильников, которые устанавливаем на станции "Аэродромная", днем с огнем не сыскали бы. Очень мне нравится станция "Каменная Горка", выполненная в светлых тонах. Белый навесной потолок с освещением зрительно расширяет пространство. Величественные мраморные колонны с элементами из нержавеющей стали. Все так гармонично друг с другом сочетается, что мне кажется - это самая красивая станция нашего метрополитена.

Проходчик уверяет: даже сейчас, спустя 40 лет, он пройдется по любой из станций, в строительстве которых принимал участие, буквально с закрытыми глазами.
- Помню все: каждый поворот, ступеньку… Недавно был с руководством на "Пушкинской", требовалось попасть в определенный отсек. Я за пару минут провел, даже не пришлось ждать сопровождающего. Начальник удивился, мол, откуда знаешь все входы и выходы. Ответил ему: так я ж строил эту станцию, - говорит наш герой и тут же отмечает, что в его профессии очень важна преемственность поколений: - Приходит молодежь, и мы стараемся всему обучить, рассказать, показать, что знаем сами. Таким образом растим себе смену, как наши наставники готовили когда-то нас. За молодыми будущее!

"Не представляю свою жизнь без трудовых будней"


В конце разговора наш герой признается, что он уже давно пенсионер, но по-настоящему уйти на заслуженный отдых так и не собрался. Говорит, что пока не представляет свою жизнь без родной бригады, решения рабочих вопросов. Одним словом, без трудовых будней.
Отдыхать же от городской суеты предпочитает в загородном доме, где живут его родители. Там у Владимира Владимировича большой огород, куда он приезжает в сезон почти каждый день.

- Люблю работать на участке. Наверное, сказывается то, что много лет провел под землей. В этом году, к примеру, посадил одиннадцать сортов картофеля, совсем скоро приступим с семьей к сбору урожая - надеюсь, он нас порадует. Еще занимаюсь виноградом, растет на плантации сразу десять сортов - и каждый отличается по вкусу, методам ухода, - рассказывает Владимир Суховаров. - Мне нравится это все, кажется, неплохо разбираюсь в сельском хозяйстве. Если решусь пойти на пенсию, то без дела точно не останусь.

По словам собеседника, работая под землей, очень важно следить за своим здоровьем. В свободное время проходчики посещают бассейн, играют в теннис.
 
- Конечно, есть свои нюансы в нашей работе. К примеру, в летнее время, если долго находишься в подземке, а потом резко выходишь на солнце, то не просто щуришься некоторое время, но и чувствуешь себя некомфортно, будто дневной свет мешает, - уточняет он. - Так что обязательно нужно заниматься собой, поддерживать организм в форме, и не важно, сколько тебе лет. Как говорится, в здоровом теле - здоровый дух.

Марина ВАЛАХ,
фото Павла ОРЛОВСКОГО и из открытых интернет-источников,
газета "7 дней".-0-

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Топ-новости
Свежие новости Беларуси