"Дорогие шурави" - так называли афганцы советских солдат. В этом слове и уважение, и признание, и признательность. Свыше 15 тыс. советских ребят погибли за 9 лет, 1 месяц и 18 дней Афганской войны. Еще больше человеческих жизней эта война не забрала, но покалечила. Мужчины, вернувшиеся домой инвалидами, матери и жены, получившие груз 200, дети-сироты. Все это было, все это есть. По прошествии без малого 34 лет со дня вывода советских войск с территории Афганистана воины-интернационалисты считают своим новым, уже не воинским, но гражданским долгом встречаться с молодежью, рожденной в независимой Беларуси, чтобы рассказывать парням и девушкам, насколько хрупким порой бывает мир и как ценны стабильность и спокойствие. Истории тех, кого от мира и войны, жизни и смерти отделял лишь шаг из строя, в материале корреспондента БЕЛТА.
18 марта 1979 года правительство Афганистана попросило Советский Союз о военной помощи, 22 декабря советские войска вошли на территорию республики. Более 20 тыс. участников тех событий живут в нашей стране. Они по-прежнему сильны духом, житейским и боевым опытом, солдатским братством. "Это наша история. Хорошая она или плохая, каждый решает для себя сам, но это исторический факт. Я считаю, каждый мужчина должен уметь держать оружие. Не для того, чтобы воевать, - нет. Для того, чтобы показать, что мы готовы себя защитить", - делится мнением воин-афганец, а сегодня заместитель председателя Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане и начальник управления строительства и организации закупок Академии управления Юрий Батян.
О своей военной службе ветеран вспоминает неохотно. Был сержантом отдельной роты связи, служил более двух лет. Многое забылось, но самое страшное воспоминание о 10 марта 1982 года, кажется, навсегда выжжено в подкорке головного мозга. По словам Юрия Батяна, в тот день он не понимал, чем для него все закончится, и за доли секунды успел попрощаться со всеми, кого любил, увидел лица матери, отца, брата - и выжил. "У меня в семье в оккупации были и отец, и брат, воевали многие, были и без вести пропавшие. Когда я возвращался, было более или менее понятно, как меня встретит семья. Но возвращаясь, я также понимал, что вернулся уже в другой мир, не тот, что был прежде. Со временем прошла адаптация, но тот наивный взгляд, каким я смотрел на мир до Афгана, ко мне так и не вернулся", - вспоминает воин-интернационалист.
Ветеран войны и председатель Ассоциации инвалидов войны в Афганистане Сергей Красовский на сегодняшней встрече со студентами в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, посвященной памяти воинов-интернационалистов, с честью выполнявших свой воинский долг, подготовил выставку оружия, амуниции, боеприпасов тех лет. Он уверен, что простые разговоры не могут оказать того влияния на осознание молодыми людьми событий тех лет, как настоящие боекомплекты. Есть здесь и паранджа, привезенная из Афганистана. За час до встречи студенты собираются у выставочных столов, чтобы потрогать все это и узнать назначение неизвестных предметов. Ведь из примеров стрелялок в американских боевиках, где актер весь фильм бегает с одним рожком, заряженным в магазин автомата, многого не поймешь. "На американских боевиках нельзя воспитать человека", - уверен ветеран войны.
Сергей Красовский на вопрос о том, насколько важно рассказывать нынешней молодежи о войне в Афганистане, отвечает, что их поколение воспитывалось на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны, что сформировало их личность. Он вспоминает, что школьником часто ходил на встречи с ветераном, образ которого расплылся в памяти, а вот рассказы участника войны запомнились будущему солдату едва ли не дословно. Ветеран рассказывал о взятии Кенигсберга, о солдатской смекалке и армейской романтике. Не было сказано ни слова об убитых или раненых, о горе и лишениях - только о мужестве, чести, долге. И маленькому Сереже хотелось испытать себя, проверить, а как бы он повел себя в аналогичных ситуациях. "В моем понимании все развивается по спирали, и на определенном этапе повторение неизбежно. Соответственно забыл прошлое - нет настоящего, не будет и будущего. Чем дальше от войны, тем меньше люди о ней помнят, даже не знают. Мы последнее поколение военных с белорусскими паспортами, которые видели войну. Патриотизм был для нас не пустым словом - мы доказывали его делом!" - отметил Сергей Красовский.
Воин-интернационалист вспоминает, что в разговорах сослуживцы из России, Украины, Казахстана, других стран СНГ не раз говорили о том, что по-хорошему завидуют белорусским афганцам, потому что тем не приходилось участвовать в межконфессиональных или межэтнических конфликтах после Афгана, они не топтали солдатские сапоги в Сирии, Ираке, Чечне. Указ Президента постановил, что белорусский солдат больше не будет воевать за пределами своей страны, что дало уверенность в завтрашнем дне тысячам военнослужащих. "Мы, как никто, знаем, как ценны стабильность и спокойствие, насколько плохой мир лучше хорошей войны", - подчеркнул Сергей Красовский.
Сегодня есть те, кто бежит от защиты родины, тогда были те, кто шел на защиту чужой страны добровольцем. Яркий пример - Сергей Красовский. В 1984 году он попал в первый набор осеннего призыва, то есть гарантированно уходил за границу. Неписанное правило в Советском Союзе. До призыва Сергей занимался фехтованием, вольной борьбой, прыжками с шестом, были и прыжки с парашютом, в одном из которых призывник вывихнул плечо. Казалось бы, вот она отмазка, шанс остаться дома. Но нет, на голом энтузиазме и упрямстве последняя медкомиссия в городском военкомате перед самой отправкой была пройдена. Призывников привезли в Марьину Горку. "Мы зашли получать амуницию, а нам солдат говорит: "Если дадут кирзовые сапоги и шинель - идете в Афганистан, если дадут офицерские сапоги и бушлаты - идете в Венгрию". Я шустрый был и наглый в какой-то степени, первый выскакиваю и мне дают офицерские сапоги и бушлаты. Я говорю: "Нет, мне сказали, что мы в Афганистан идем". Боец-прапорщик говорит: "Взял и ушел". Ну, я и отошел в сторонку", - вспоминает Сергей Красовский.
Через четыре дня приехали "купцы" - как пояснил ветеран, те, кто доставляет новобранцев до учебного подразделения. Военные были загорелыми настолько, что даже спрашивать не надо было, откуда они. Но их спросили. Никто из семерых "купцов" не ответил. Потом было построение, во время которого командир роты просил сделать шаг из строя водителям, строителям. "Я закончил до армии строительное училище, были у меня и прыжки с парашютом. Я понимал, что если я сделаю шаг вперед, то останусь в Марьиной Горке. У меня в мыслях такого не было. Когда очередь дошла до меня, у меня судорожно мысли бегают, какую назвать специальность, чтобы только не остаться. Я говорю - лифтер. Он спрашивает с улыбкой: "Лифтер?" Я в ответ: "А почему нет?" Командир пошел дальше.
Однако провести старого вояку не удалось. Чтобы отправиться в Афганистан, солдату Сергею Красовскому пришлось прокрасться в кабинет к командиру роты и переложить свое личное дело в папку для отправки в Афган. А дальше семь дней романтики в поезде, до прибытия в самую южную точку Советского Союза город Кушка, а после - на полигон Валыятань. Привел в пример Сергей Красовский и своего сослуживца Юру Сидорова из Евпатории, которого не брали в войска из-за условной судимости. Добровольцу пришлось хитростью выманить чужой воинский билет. И все это для того, чтобы терпеть удушающую жару под 60 градусов Цельсия, изматывающие подъемы в горы с 40-килограммовой ношей, переболеть малярией, дизентерией и гепатитом, мириться с чуждым бытом и традициями мусульманской страны.
Очевидно, подобных случаев немало. "Тогда настрой был такой, и патриотизм был. Тогда служить в армии было почетно. В мои годы когда девушка знакомилась с парнем и узнавала, что он не служил в армии, то не продолжала общение с ним", - делится воин-интернационалист.
Но патриотами были и есть не только те, кто воевал, но и те, кто ждал с фронта. Галина Ильченко давно похоронила своего сына, но воспоминания о времени, проведенном в разлуке, о последней встрече с сыном свежи до сих пор. Сейчас они мучают женщину даже больше. "Мы состарились, стали пенсионерами, появилось больше свободного времени, и ты вдаешься в воспоминания, начинаешь анализировать и думаешь, здесь неправильно поступила с ним, тут сказала не то, что должна была. Это очень тяжело. И очень больно", - со слезами на глазах рассказывает Галина Ильченко. Еще тяжелее женщинам, у которых война забрала единственного сына. "Вот, Козлова Надежда Сергеевна, она абсолютно одна. Мы поддерживаем ее, она недалеко от меня живет, я навещаю ее, немножко ласки даю ей", - делится несчастная мать.
День, когда сын уходил на войну в Афганистан, Галина Ильченко помнит так, будто он был вчера. На дворе конец сентября 1982 года, городской военкомат. Молодой Саша успел выйти всего на минуту, чтобы попрощаться с матерью. После женщина несколько раз ездила к сыну в Ташкент в воинскую часть "Черчик", когда он заболел болезнью Боткина. Во время последнего визита женщину посетило предчувствие. "Он меня проводил на электричку до Ташкента, я села. Обычно я не люблю на людях плакать, я могу дома где-то немного поплакать и себя пожалеть, а здесь не смогла сдержать слез. В этой электричке вдруг на меня нашли слезы, я стала плакать буквально навзрыд. Через месяц сын получил минно-взрывное ранение, его направили в Подольск. Я успела еще только раз увидеть его, а через несколько месяцев моего сына не стало", - делится воспоминаниями Галина Ильченко.
Муж Аллы Скоробогатой воевал в Афганистане в летной части около года и погиб в 1980-м. В то время никто из офицеров не рассказывал, что это за война, для чего она нужна. По словам женщины, неизвестность была хуже всего. "Его вызвали, как и других, в Кремль, сказали, что надо лететь в Афганистан, и предупредили: если есть какие-то причины не лететь, сделайте шаг вперед. У нас было двое совсем маленьких детей: младшей дочке девять месяцев, а старшей только исполнилось четыре года. Он прилетел домой и сказал: "Я не мог сделать этот шаг вперед", - рассказывает женщина.
Война забрала мужа и Тамары Довнар. До дня, когда женщина получила груз 200, она ждала возвращения мужа из Афганистана в течение полутора лет. На войну он попал в начале 1980-го года в числе первых. Сначала служил на границе. Долгое время женщина вовсе не знала, где находится ее муж, потом он два раза приезжал в отпуск навестить семью. Из рассказов мужа Тамара Довнар узнала, что Афганистан - это феодальная страна, где пашут деревянной сохой и летоисчисление насчитывает 1300-й год. "Когда ограниченный контингент советских войск ввели в Афганистан, в наш лексикон вошли такие слова, как "шурави" и "бача". Мы не знали раньше, где находится Афганистан на карте. А потом мы узнали, где находится Кабул, Кандагар. Это такие страшные воспоминания того времени. Все эти события вмещаются в одно слово - "война". Это то, чего не должно быть. Я желаю вам мира, чтобы вы никогда не испытали того, что пришлось испытать нам", - обратилась к студентам Академии управления вдова Тамара Довнар.
Первый проректор Академии управления Ольга Солдатова добавила, что в день вывода советских войск, когда генерал Громов последним уходил с территории Афганистана, от счастья плакала вся страна. "Мы плакали, потому что надеялись, что больше наши ребята не будут гибнуть, что они вернутся домой, будут растить своих детей, будут заботливыми мужьями и достойными гражданами своей страны. Такими они и являются по сей день. Это надежные люди, оплот нашей государственности. Это скромные труженики, которые демонстрируют свою преданность каждый день. Спасибо за то, что и сегодня вы являетесь примером мужества, чести и долга для всех нас и нашей молодежи", - поблагодарила воинов-интернационалистов Ольга Солдатова.
Память - залог того, что ошибки прошлого не повторяться. Но это еще и гордость за подвиг своего народа, достоинство быть белорусом. 15 февраля у мемориала "Остров Мужества и Скорби" воины-интернационалисты почтут память своих сослуживцев, 771 нашего земляка, погибшего в Афганистане. Пять подземных колоколов звучат об упокоении души. Наша дань уважения в том, чтобы просто помнить. Не забыть ту войну и ее героев.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Павла ОРЛОВСКОГО,
БЕЛТА.-0-