В Беларуси идет Неделя дополнительного образования. Учреждения представляют свои объединения по интересам, а родители вместе с детьми выбирают занятие по душе. Дополнительное образование страны может предложить молодежи различные виды деятельности, как творческие направления - театральные студии, танцы, вокал, изобразительное искусство, так и технические направления. Последние курирует Национальный детский технопарк. Корреспондент БЕЛТА узнала у директора учреждения Сергея Сачко как начинается новый учебный год у одаренных детей, и что учреждение предлагает в качестве объединений по интересам столичным школьникам.
- Сергей Михайлович, как детский технопарк проводит Неделю допобразования?
- Национальный детский технопарк сегодня - это два блока: работа с одаренными ребятами и допобразование детей и молодежи - технический, спортивно-технический и естественно-математический профили. Оба блока мы курируем. Сейчас у нас идет неделя дополнительного образования, которую мы завершим в Барановичах.
Если говорить в части допобразования, то в стране работают порядка 3,5 тыс. объединений по данным профилям, в них занимается около 40 тыс. ребят. Сегодня это девять учреждений дополнительного образования технического профиля, которые остались однопрофильными, а также 150 учреждений по стране, в которых есть отделения технического, спортивно-технического и естественно-математического профилей. Цифры наши стабильны, мы не стремимся за количеством. Наша работа больше направлена на новые методики и программы, то есть на качество образования. Поэтому у нас актуальны и айтишные направления, и робототехника, которая кстати по содержанию меняется каждый год. Если лет 10 назад мы внедряли совместно с заинтересованными робототехнику на Лего, то сегодня это совершенно другие и конструкторы, и возможности.
Кроме того, все наши занятия мы подводим к республиканским мероприятиям. Дело в том, что ребенок, который ходит в объединение по интересам, хочет где-то показать свои достижения. Мы даем ему эту возможность, вот скоро пройдет ряд новых интересных турниров. Например, мы взяли за практику проводить роботурнир, включающий интересные и современные компетенции. Последний мы провели в Жлобине, в этом году скорее всего он пройдет в Минске на нашей базе. В дальнейшем эта выездная практика сохраниться. Так же у нас есть конкурс Союзного государства "Таланты 21 века". В 2025 году конкурс пройдет на территории России, участвуют в нем в среднем 15 российских регионов и все наши регионы. Несмотря на то, что наших там участвует меньше, по результатам мы каждый год лидируем.
- В целом Национальный детский технопарк нацелен на поиск одаренной молодежи?
- Да, поэтому второй блок работы нашего учреждения - это именно работа с одаренными. В стране есть кластер по работе с одаренной молодежью, где центральное место занимает Национальный детский технопарк. Кластер - это любое учреждение образования от школы и допобразования, учреждения по переподготовке кадров, до вузов. Допустим, пришел ребенок в кружок, поучился там, показал хорошие результаты, например, в робототехнике. Он дальше пошел по этой траектории - попал в Национальный детский технопарк на смену, после чего получил рекомендацию наблюдательного совета и поступил в вуз. Сегодня эту траекторию мы продолжили до реального сектора экономики. Поэтому она начинается с поиска одаренного, его сопровождения через вуз и продолжается до первого рабочего места. Вот так работает Национальный детский технопарк с одаренными ребятами.
В настоящий момент к нам уже приехали школьники на сентябрьскую образовательную смену. В течение года на эти смены конкурс составляет в среднем 3,5 человека на место, все зависит от направлений. Если раньше мы говорили, что самым популярным направлением было IT, то сегодня это далеко не так. Например, в прошлом году у нас на "зеленую химию" был конкурс 11 человек на место.
- Что сегодня самое важное в работе с одаренной молодежью?
- Очень важно нацеливать ребят на инженерные специальности, это необходимо для наших предприятий, с которыми мы активно работаем. Мы подписали уже семь дорожных карт с профильными министерствами. В рамках дорожных карт с нами взаимодействуют порядка 50 предприятий и организаций, которые в том числе участвуют в публичной защите проектов нашими выпускниками, где они заказчики кадров знакомятся с ребятами и их проектами. Сегодня предприятия заинтересованы в школьниках, и это правильно. Они будут нацеливать молодежь на будущую профессию, по целевой подготовке проведут ее через вуз, и потом будут ждать к себе на работу.
Мы утвердили более 270 специальностей по стране, по которым выпускники технопарка с рекомендациями могут поступать в вузы. Кроме того, у нас есть цель - чтобы не все ехали в столицу, а могли и в регионах получить образование, и в нашей статистике уже есть рост по региональным вузам. Мы будем продолжать эту работу, чтобы после нас ребенок обучался в вузе своего региона, остался там и работал на предприятии или в организации в своем регионе.
Если брать статистику, то практически 100% наших выпускников с рекомендациями поступают в высшие учебные заведения. К нам приходят подготовленные дети, это радует, потому что помимо высокого уровня подготовленности, они уже практически все определились с дальнейшей образовательной траекторией, они знают, кем хотят стать в будущем.
- Какое самое популярное направление среди приехавших на сентябрьскую смену?
- Традиционно это "робототехника", на это направление поступило более 60 заявок на 10 мест, получается более 6 человек на место. Также это "информационная безопасность" - тоже более 6 человек на место, по "биотехнологиям" - 5 человек на место. Радует еще то, что, если раньше на "нанотехнологии" мы набирали ребят практически без конкурса, потому что мало кто понимал, что это такое и с чем это едят, то после того, как мы провели ознакомление с возможностями направления, там вырос конкурс до трех человек на место. Такая же ситуация случилась и на "лазерных технологиях".
- Раньше, чтобы попасть на смену в детский технопарк ребята приезжали с проектами, темы которых подбирали самостоятельно. Как сейчас изменилась тематика их проектов?
- Да, раньше ребенок приезжал со своим проектом, хотя и сейчас такая схема есть, если у него достойный, интересный проект, он хочет его продолжать, мы не запрещаем. Но этот проект по завершению ребенок должен кому-то показать, что-то доказать, чтобы его взяли, а это финансирование, экономические и юридические вопросы. Сегодня эта схема несколько поменялась, мы пошли от обратного. У нас есть порядка 50 предприятий, с которыми мы сотрудничаем в рамках дорожных карт, поэтому темы проектов, проблематику теперь задают предприятия. Молодой человек может выполнить не весь проект, а трудиться в каком-то его сегменте, но это тоже результат, который пойдет на благо общего проекта предприятия. Поэтому теперь никому не надо ходить и предлагать свой проект, доказывать, что он достоин реализации. Сегодня предприятие говорит о том, что в каком-то конкретном направлении ему нужен мозговой штурм, который мы и организовываем. Работать по этой схеме мы начали с января, уже есть более 80 выполненных таким образом проектов. Эту практику мы планируем продолжать. Она интересна и детям, и предприятиям.
- Планирует ли учреждение увеличивать количество направлений, по которым набирает одаренных детей?
- У нас всего 15 направлений, на каждом из них есть несколько программ. Например, если это "информационные технологии", то там есть программы "вебдизайн", "программирование" и так далее. В среднем по каждому направлению у нас от 3 до 7 программ. Их мы адаптируем и согласовываем с предприятиями, поэтому они меняются по содержанию. То есть, если раньше мы начинали с какой-то одной общей программы, то сегодня мы даем их целый спектр. В этом учебном году мы планируем отработать порядка 20 новых программ. Например, по "наноиндустрии и нанотехнологиям" у нас появится "моделирование наноструктур", "физика тонких пленок". По медицине мы планируем в рамках "биотехнологий" запустить "фармацевтическую разработку, исследование новых лекарственных средств", ее, полагаю, мы объявим с ноября-декабря и начнем набирать детей. У нас уже есть и преподаватель, и необходимое оборудование.
- Как к вам попадают дети?
- Попадают к нам, как и раньше, по отбору. Первый этап - это заявка на наш сайт. Мы смотрим либо проект ребенка, либо его достижения в виде дипломов о победах на республиканских и международных мероприятиях. Критерии отбора у нас есть, ребята о них знают. В дальнейшем в регионы выезжают наши сотрудники, где заявившиеся проходят тест. В один день в одно и то же время в каждом регионе ребята тестируются. Обычно это происходит в областных центрах дополнительного образования, которые с нами взаимодействуют. Тест - это своеобразная проверка уровня развития по разным направлениям, он состоит из нескольких вопросов по физике, математике, биологии, химии, также мы смотрим эрудированность. Максимально за тест можно получить 50 баллов, в последнем сентябрьском отборе был участник с 44 баллами. Но есть и те, кто не справляется с испытанием с первого раза, поэтому у нас есть нижний порог в 20 баллов. На направлении "информационные технологии" участники сентябрьской смены набрали от 36 до 44 баллов, это хороший уровень.
- В объединения по интересам никакого тестирования проходить не нужно, каждый желающий может выбрать себе любое?
- При выборе объединения по интересам родители в основном руководствуются интересами ребенка. Поэтому 7 сентября у нас проходит День открытых дверей на улице Славинского, там у нас располагается блок дополнительного образования. Но некоторые мероприятия пройдут и на базе лабораторного корпуса. Во второй половине дня мы запустим ряд направлений в допобразовании и здесь. Мы предложим "биотехнологии", "робототехнику", "программирование" и "электронику и связь".
Детский технопарк предоставляет как платные, так и бесплатные услуги. По прошлому году у нас было около 40% платных кружков, и соответственно около 60% - бесплатных. Стоимость платных варьируется в районе Br50-75. Занятия проходят два раза в неделю по два часа.
В дальнейшем, если ребята на занятиях объединений по интересам показывают неплохие достижения, мы предлагаем им продолжить обучение на втором и третьем уровне. По этой траектории в будущем они смогут попасть на программу одаренных ребят непосредственно на смену в Национальный детский технопарк. Набор на кружки продолжается у нас до 15 сентября. С 15 сентября первый год обучения начнет свои занятия.
- Количество обучающихся у вас детей увеличивать не планируете?
- Нет, сегодня наша главная задача - качество. Если открыть возможность обучаться у нас каждому, то и уровень по итогу будет другой. Мы не хотим, чтобы в высших учебных заведениях возникли нарекания в части подготовки детей через траекторию технопарка.
Мы видим, что страна сегодня дает большие возможности одаренным ребятам - это олимпиадное движения, инженерные классы, с которыми мы взаимодействуем в рамках инженерно-технических центров. Сегодня мы завершаем работу над положением и дорожной картой по развитию сети этих инженерно-технических центров. Сегодня там есть и 3D-печать, и информационные технологии, и робототехнические наборы. Таких центров в стране более 160. Их создали в школах, чтобы там занимались инженерные классы и другие профильные классы, которые коррелируют с этим направлением. Дети на этих площадках могут вести проектную деятельность со своими преподавателями по широкому спектру направлений. Мы надеемся, что эти центры будут в дальнейшем стартовой площадкой для одаренной молодежи, откуда мы будем забирать их в Национальный детский технопарк. Мы будем продолжать эту работу и выходить на новый уровень. Сегодня инженерные центры хорошо вписываются в нашу траекторию, мы их задействуем вместе с инженерными классами, которые находятся под кураторством БНТУ.
Светлана Пекарь,
БЕЛТА.-0-
- Сергей Михайлович, как детский технопарк проводит Неделю допобразования?
- Национальный детский технопарк сегодня - это два блока: работа с одаренными ребятами и допобразование детей и молодежи - технический, спортивно-технический и естественно-математический профили. Оба блока мы курируем. Сейчас у нас идет неделя дополнительного образования, которую мы завершим в Барановичах.
- В целом Национальный детский технопарк нацелен на поиск одаренной молодежи?
- Да, поэтому второй блок работы нашего учреждения - это именно работа с одаренными. В стране есть кластер по работе с одаренной молодежью, где центральное место занимает Национальный детский технопарк. Кластер - это любое учреждение образования от школы и допобразования, учреждения по переподготовке кадров, до вузов. Допустим, пришел ребенок в кружок, поучился там, показал хорошие результаты, например, в робототехнике. Он дальше пошел по этой траектории - попал в Национальный детский технопарк на смену, после чего получил рекомендацию наблюдательного совета и поступил в вуз. Сегодня эту траекторию мы продолжили до реального сектора экономики. Поэтому она начинается с поиска одаренного, его сопровождения через вуз и продолжается до первого рабочего места. Вот так работает Национальный детский технопарк с одаренными ребятами.
В настоящий момент к нам уже приехали школьники на сентябрьскую образовательную смену. В течение года на эти смены конкурс составляет в среднем 3,5 человека на место, все зависит от направлений. Если раньше мы говорили, что самым популярным направлением было IT, то сегодня это далеко не так. Например, в прошлом году у нас на "зеленую химию" был конкурс 11 человек на место.
- Что сегодня самое важное в работе с одаренной молодежью?
- Очень важно нацеливать ребят на инженерные специальности, это необходимо для наших предприятий, с которыми мы активно работаем. Мы подписали уже семь дорожных карт с профильными министерствами. В рамках дорожных карт с нами взаимодействуют порядка 50 предприятий и организаций, которые в том числе участвуют в публичной защите проектов нашими выпускниками, где они заказчики кадров знакомятся с ребятами и их проектами. Сегодня предприятия заинтересованы в школьниках, и это правильно. Они будут нацеливать молодежь на будущую профессию, по целевой подготовке проведут ее через вуз, и потом будут ждать к себе на работу.
Мы утвердили более 270 специальностей по стране, по которым выпускники технопарка с рекомендациями могут поступать в вузы. Кроме того, у нас есть цель - чтобы не все ехали в столицу, а могли и в регионах получить образование, и в нашей статистике уже есть рост по региональным вузам. Мы будем продолжать эту работу, чтобы после нас ребенок обучался в вузе своего региона, остался там и работал на предприятии или в организации в своем регионе.
- Какое самое популярное направление среди приехавших на сентябрьскую смену?
- Традиционно это "робототехника", на это направление поступило более 60 заявок на 10 мест, получается более 6 человек на место. Также это "информационная безопасность" - тоже более 6 человек на место, по "биотехнологиям" - 5 человек на место. Радует еще то, что, если раньше на "нанотехнологии" мы набирали ребят практически без конкурса, потому что мало кто понимал, что это такое и с чем это едят, то после того, как мы провели ознакомление с возможностями направления, там вырос конкурс до трех человек на место. Такая же ситуация случилась и на "лазерных технологиях".
- Раньше, чтобы попасть на смену в детский технопарк ребята приезжали с проектами, темы которых подбирали самостоятельно. Как сейчас изменилась тематика их проектов?
- Да, раньше ребенок приезжал со своим проектом, хотя и сейчас такая схема есть, если у него достойный, интересный проект, он хочет его продолжать, мы не запрещаем. Но этот проект по завершению ребенок должен кому-то показать, что-то доказать, чтобы его взяли, а это финансирование, экономические и юридические вопросы. Сегодня эта схема несколько поменялась, мы пошли от обратного. У нас есть порядка 50 предприятий, с которыми мы сотрудничаем в рамках дорожных карт, поэтому темы проектов, проблематику теперь задают предприятия. Молодой человек может выполнить не весь проект, а трудиться в каком-то его сегменте, но это тоже результат, который пойдет на благо общего проекта предприятия. Поэтому теперь никому не надо ходить и предлагать свой проект, доказывать, что он достоин реализации. Сегодня предприятие говорит о том, что в каком-то конкретном направлении ему нужен мозговой штурм, который мы и организовываем. Работать по этой схеме мы начали с января, уже есть более 80 выполненных таким образом проектов. Эту практику мы планируем продолжать. Она интересна и детям, и предприятиям.
- Планирует ли учреждение увеличивать количество направлений, по которым набирает одаренных детей?
- У нас всего 15 направлений, на каждом из них есть несколько программ. Например, если это "информационные технологии", то там есть программы "вебдизайн", "программирование" и так далее. В среднем по каждому направлению у нас от 3 до 7 программ. Их мы адаптируем и согласовываем с предприятиями, поэтому они меняются по содержанию. То есть, если раньше мы начинали с какой-то одной общей программы, то сегодня мы даем их целый спектр. В этом учебном году мы планируем отработать порядка 20 новых программ. Например, по "наноиндустрии и нанотехнологиям" у нас появится "моделирование наноструктур", "физика тонких пленок". По медицине мы планируем в рамках "биотехнологий" запустить "фармацевтическую разработку, исследование новых лекарственных средств", ее, полагаю, мы объявим с ноября-декабря и начнем набирать детей. У нас уже есть и преподаватель, и необходимое оборудование.
- Как к вам попадают дети?
- Попадают к нам, как и раньше, по отбору. Первый этап - это заявка на наш сайт. Мы смотрим либо проект ребенка, либо его достижения в виде дипломов о победах на республиканских и международных мероприятиях. Критерии отбора у нас есть, ребята о них знают. В дальнейшем в регионы выезжают наши сотрудники, где заявившиеся проходят тест. В один день в одно и то же время в каждом регионе ребята тестируются. Обычно это происходит в областных центрах дополнительного образования, которые с нами взаимодействуют. Тест - это своеобразная проверка уровня развития по разным направлениям, он состоит из нескольких вопросов по физике, математике, биологии, химии, также мы смотрим эрудированность. Максимально за тест можно получить 50 баллов, в последнем сентябрьском отборе был участник с 44 баллами. Но есть и те, кто не справляется с испытанием с первого раза, поэтому у нас есть нижний порог в 20 баллов. На направлении "информационные технологии" участники сентябрьской смены набрали от 36 до 44 баллов, это хороший уровень.
- В объединения по интересам никакого тестирования проходить не нужно, каждый желающий может выбрать себе любое?
- При выборе объединения по интересам родители в основном руководствуются интересами ребенка. Поэтому 7 сентября у нас проходит День открытых дверей на улице Славинского, там у нас располагается блок дополнительного образования. Но некоторые мероприятия пройдут и на базе лабораторного корпуса. Во второй половине дня мы запустим ряд направлений в допобразовании и здесь. Мы предложим "биотехнологии", "робототехнику", "программирование" и "электронику и связь".
Детский технопарк предоставляет как платные, так и бесплатные услуги. По прошлому году у нас было около 40% платных кружков, и соответственно около 60% - бесплатных. Стоимость платных варьируется в районе Br50-75. Занятия проходят два раза в неделю по два часа.
В дальнейшем, если ребята на занятиях объединений по интересам показывают неплохие достижения, мы предлагаем им продолжить обучение на втором и третьем уровне. По этой траектории в будущем они смогут попасть на программу одаренных ребят непосредственно на смену в Национальный детский технопарк. Набор на кружки продолжается у нас до 15 сентября. С 15 сентября первый год обучения начнет свои занятия.
- Количество обучающихся у вас детей увеличивать не планируете?
- Нет, сегодня наша главная задача - качество. Если открыть возможность обучаться у нас каждому, то и уровень по итогу будет другой. Мы не хотим, чтобы в высших учебных заведениях возникли нарекания в части подготовки детей через траекторию технопарка.
Мы видим, что страна сегодня дает большие возможности одаренным ребятам - это олимпиадное движения, инженерные классы, с которыми мы взаимодействуем в рамках инженерно-технических центров. Сегодня мы завершаем работу над положением и дорожной картой по развитию сети этих инженерно-технических центров. Сегодня там есть и 3D-печать, и информационные технологии, и робототехнические наборы. Таких центров в стране более 160. Их создали в школах, чтобы там занимались инженерные классы и другие профильные классы, которые коррелируют с этим направлением. Дети на этих площадках могут вести проектную деятельность со своими преподавателями по широкому спектру направлений. Мы надеемся, что эти центры будут в дальнейшем стартовой площадкой для одаренной молодежи, откуда мы будем забирать их в Национальный детский технопарк. Мы будем продолжать эту работу и выходить на новый уровень. Сегодня инженерные центры хорошо вписываются в нашу траекторию, мы их задействуем вместе с инженерными классами, которые находятся под кураторством БНТУ.
Светлана Пекарь,
БЕЛТА.-0-