-
"Самое главное - донести до каждого читателя правду". В Волгограде завершился международный медиатур журналистов
- Журналист из Армении о международном медиатуре: для меня он стал своего рода паломничеством
Панорама объединяет в себе три вида изображения: живопись, скульптуру и художественный свет. Основная часть - живописное полотно - тянется по кругу на расстояние 120 м. Высота полотна - 16 м (как многоэтажное здание). Скульптурная часть панорамы воссоздает поле боя, показывает рельеф местности. Благодаря этому у зрителя появляется ощущение глубокого пространства. Свет падает на полотно сверху, но предварительно попадает на внутреннюю часть зонта-отражателя, где лежат тканевые зеркала. Они мягко рассеивают свет, и в таком виде он ложится на полотно, вызывая впечатление воздушного пространства. Все направлено на то, чтобы вызвать у зрителя иллюзию реальности происходящих событий.
Панорама была создана специалистами Студии военных художников им. М.Б.Грекова в 1982 году. Коллектив состоял из семи живописцев. В основе сюжета лежат подлинные события Сталинградской битвы, которые рассказывают об одном дне боевых действий - 26 января 1943 года. Это ключевой эпизод последней операции в истории битвы, которая носила кодовое название "Кольцо". Суть операции заключалась в окончательной ликвидации вражеских войск в районе Сталинграда. Войска Донского фронта генерала Рокоссовского плотным кольцом окружали вражескую группировку, основной удар наносили две армии. 62-я генерала Чуйкова, продолжая вести уличные бои в самом Сталинграде, наступала в район Мамаева кургана. Сюда же, с запада, сжимая кольцо окружения, двигалась 21-я армия генерала Чистякова в том же направлении. 26 января 1943 года войска этих армий соединились в районе Мамаева кургана и таким образом рассекли группировку противника на две части. Боеспособность врага резко упала, и 2 февраля 1943 года сражение завершилось полной победой Красной армии.
- Искал его глазами в каждом зале. Участник медиатура нашел в музее истории ВОВ фото легендарного родственника
- "Здесь каждый может прочувствовать реальность военных лет". Журналисты стран СНГ побывали на "Линии Сталина"
- Рассказываем о пяти уникальных экспонатах Музея истории ВОВ. Их должен увидеть каждый
Уникальность этой панорамы в том, что мы, зрители, следим за боем как бы с вершины Мамаева кургана. Что же мы видим?
Город был полностью уничтожен
Зайдя на площадку, первым делом рекомендуем посмотреть на восток. Здесь раскинулась Волга. Река скована толстым слоем льда, стоят суровые зимние холода до минус 35 градусов. Работает центральная переправа - одна из нескольких. Она питает оборону Сталинграда, и враг держит ее под постоянным огневым воздействием. Мы видим водяные фонтаны, которые поднимаются над линией переправы. Это следы разрывов вражеских минных снарядов.
Прямо перед нами - восточные склоны кургана, позиции войск 62-й армии под командованием генерала Чуйкова. Сам командующий с группой офицеров штаба на наблюдательном пункте армии следит за тем, как идет подготовка к бою. Чуйков - второй справа, в белом воротнике с биноклем на груди. Прямо перед нами глубокая балка. Здесь скрытно от противника накапливаются наши войска и выходят на исходный рубеж атаки. Левая сторона балки - полевой госпиталь. И сюда уже подвезли первых раненых на санях. Их встречает медперсонал.
Чуть левее, с этюдником на коленях, сидит фронтовой художник. "Это прообраз Геннадия Прокопинского - одного из тех, кто создавал панораму. Его рисунки положены в основу сюжета, но сам он, увы, не дожил до воплощения замысла. И вот так авторы решили увековечить память о нем", - отмечает Валентин Ростовский.
Прямо - группа бойцов стрелкового подразделения. Они внимательно слушают комиссара. Среди них виден совсем еще юный воин - мальчик 12 лет, сын полка. "Так называли детей, осиротевших в годы войны, подобранных на месте сражения и принятых на воспитание в воинскую часть. Наравне со взрослыми они несли все тяготы фронтовой жизни", - поясняет экскурсовод.
Видим мы и командира 1043-го стрелкового полка подполковника Николая Ульянова, который внимательно изучает расположение противника. Его часть, отмечает Валентин Ростовский, идет в авангарде предстоящего наступления. "Но вот прервана связь. И на задание выходит сержант Матвей Путилов. Боец лежит на снегу, широко раскинув руки, он тяжело ранен. Осколками мины перебиты кисти рук. Но он нашел обрыв на линии и из последних сил зажал концы оборванных проводов зубами. Связь действует, но боец погибает. И вот по каналам восстановленной связи поступает сигнал: "Вперед! В атаку!" И первые бойцы наступающих частей устремляются в расположение противника".
Следуя за ними по смотровой площадке, мы попадаем на позицию врага.
Перед нами самый центр расположения вражеских войск. И мы как бы с солнечной, яркой стороны восточных склонов кургана погружаемся в полумрак.
Над позициями врага висит густая пелена дыма. Сквозь нее солнце с трудом пробивается к земле. И густая серая тень на всем протяжении вражеских позиций покрывает немецкие войска. Это символ близкой гибели немецкой армии.
"Художники подчеркивают огромные потери врага. Мы видим кладбище. Здесь же - огромная гора трупов. Хоронить погибших, долбить мерзлую землю в лютый мороз невозможно. Поэтому немцы складывают окоченевшие тела рядами. Мы видим, как солдаты противника, прячась за трупами, ведут огонь по наступающим частям Красной армии", - говорит Валентин Ростовский, указывая на рисунок на полотне.
Но наши бойцы уже взяли первую линию окопов врага. И внезапно все залегли под огнем немецкого пулемета. На пути наступающих - ДЗОТ (деревоземляная огневая точка). На амбразуре - распростертое тело бойца. Юный командир отделения Николай Сердюков в одиночку поднялся из рядов атакующих и, бросившись вперед, всем телом упал на амбразуру. Пулемет врага молчит, и наши бойцы вновь поднимаются в атаку.
Пройдя далее, мы видим, как наступающие части Красной армии выходят на последний рубеж обороны врага. И на позициях завязываются самые беспощадные бои - рукопашные. В руках у бойцов ножи, саперные лопаты, приклады автомата - все, что в ближнем бою может нанести урон врагу.
В небе виден дымный след, который оставляет горящий советский самолет. "Это штурмовик летчика Виктора Рогальского, - поясняет Валентин Ростовский. - Машина подбита, резко теряет высоту, но пилот не покидает кабину, а направляет свой самолет к земле, в скопление вражеских войск. Еще несколько мгновений - и мощный взрыв сотрясет позиции противника, будет повреждена техника, погибнут солдаты немецкой армии. Погибнет и сам пилот, но, жертвуя собой, он еще на шаг приблизит нашу Победу".
"Целую колонну танков люди подарили фронту"
И вот мы видим, как от самого горизонта по заснеженным полям окрестностей города в сторону Сталинграда движутся танки. Они все ближе и ближе подходят к намеченному району - западному склону высоты. И головной танк с красным знаменем на башне уже поднимается на вершину. Ведет его лейтенант Николай Канунников. На танке надпись: "Челябинские колхозники".
Встречный удар по врагу наносят части 62-й армии. Стремительная атака окончательно сметает боевые порядки врага, приближая финал сюжета - встречу армий Донского фронта.
Перед нами еще один фрагмент сюжета. Здесь мы не увидим мрачных картин, все залито яркими лучами солнца. "Солнце по замыслу художников - источник побед. Яркие лучи озаряют наши войска, которые стремительно движутся вперед. А солдаты немецкой армии переднего края обороны как бы придавлены, прижаты к снегу. Они уже не в силах остановить наше наступление", - акцентирует внимание Валентин Ростовский.
Художники показали также картины последних часов Сталинградской битвы - пленение остатков вражеских войск. Видим мы и вражеского офицера, командира гарнизона, который крепко сжимает автомат. Он злобно смотрит на советского бойца-конвоира. Враг не смирился с поражением, но армия его разбита.
Символом разгрома фашистов является фигура немецкого солдата, который сидит на снегу, склонив голову и бессильно опустив руки.
Международный медиатур был организован ТАСС при содействии МИД Беларуси и информагентства БЕЛТА.
Юлия ГАВРИЛЕНКО.-0-
Фото Андрея Синявского
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.