Учитель истории из Гомеля Иван Ковалевский признается: в детстве эту профессию слишком романтизировал. Верил, что педагог приходит на урок в костюме и очках, после занятий переодевается дома и отправляется на археологические раскопки. Много путешествует, изучает другие культуры… В жизни все оказалось не так романтично, но куда более интересно. О том, почему работать со старшими классами проще, но с младшими - интереснее, что делает историю одним из самых сложных предметов для современных школьников и зачем нужно было создавать музей милиции, нам рассказал Иван Леонидович.
Любовь к истории Ивану Ковалевскому передалась от отца: он хоть и был простым рабочим на предприятии "Гомельобои", но любил читать книги, рассказывающие о прошлом. Поэтому в большой домашней библиотеке основное место занимали соответствующие издания. Маленький Ваня, видя, как папа в свободное время с удовольствием переносится во времена Древней Греции и Рима, Средневековья и Ренессанса, понимал: история открывает человеку особенный, дивный мир.
- Я рос любознательным, хотел все знать. Но в те времена не было интернета, негде было загуглить. Зато на полке стояла моя любимая энциклопедия "Почемучка" с красивыми, еще советскими иллюстрациями, а главное - с ответами на вопросы на разные темы, начиная космосом, заканчивая различными изобретениями, - вспоминает учитель. - Но книгой, которая особенно сильно повлияла на мою заинтересованность историей, была "Легенды и мифы Древней Греции" Куна. Уже к 8-му классу я понял, что хочу изучать историю. Но стать учителем даже не думал, склонялся к археологии или музейному делу.
По иронии судьбы именно эти двое из всей мужской части группы теперь преподают историю.
Дети - это маленькие взрослые
Во время учебы в вузе Иван Ковалевский подрабатывал - сначала в сфере рекламы, потом педагогом-организатором в 52-й школе.
- Там меня, четверокурсника, первый раз поставили заменять учителя истории в 5-м классе, тема урока была "Культура Древнего Египта". Я боялся, что дети не станут слушаться, поэтому решил так: резко зайду в класс и сразу наведу дисциплину. В итоге с очень серьезным лицом шагнул в кабинет, на детей даже не посмотрел, поздоровался только через несколько секунд. Это действительно возымело эффект - ученики насторожились. Когда я понял, что атмосфера спокойная, начал урок. Он прошел в целом неплохо, - вспоминает Иван Леонидович.
- Я на одной волне с ними. Мне кажется, что лучшая стратегия учителя - быть собой и вести уроки так, чтобы школьникам было интересно. Это лучший мотив к учебе, чем страх перед строгим учителем, - делится мнением наш герой. - Хотя иногда строгим на уроке все же приходится бывать - с хулиганами. Я всегда пытаюсь понять, почему тот или иной ученик себя так ведет. Если дело в подростковых комплексах или проблемах, и именно из-за этого ученик пытается сорвать урок или ведет себя неподобающим образом, то обязательно поговорю с ним. Оставлю после урока и спрошу, в чем дело, чем я могу помочь. Я вправду переживаю за таких детей, потому что, как правило, за агрессивным поведением всегда стоит личная проблема подростка. Если он мне доверится, откроется, то я могу попытаться помочь ее решить. Но даже если у меня не получится, мы с таким учеником точно станем ближе по-человечески, душевно. И он вряд ли продолжит себя вести на моем уроке, как раньше.
- Да, иногда приходится быть психологом, - резюмирует учитель.
За что любят спорщиков
Сейчас Иван Ковалевский ведет уроки истории в СШ №32 в основном у старших классов. С ними работать проще - люди уже осознавшие, но с ребятами из младших классов - немного приятнее.
- Они такие впечатлительные! Рассказываешь общеизвестные факты, а они им так удивляются, - объясняет наш герой.
Встречаются среди учеников постарше и любители поспорить на исторические темы. Но такие Ивану Ковалевскому даже нравятся, ведь его школьный предмет из тех, где дискуссия приветствуется. Учитель объясняет: если ученик предлагает свою версию события, значит, он отыскал дополнительную информацию, сопоставил с имеющейся в учебнике и сделал свои выводы. Разве это не повод похвалить любознательного школьника? Поэтому и каверзные вопросы от ребят учитель обожает:
- Это говорит о том, что ученик разбирается в предмете. К тому же каверзные вопросы развивают и меня. Если сразу не могу дать ответ, это означает только одно: я получил домашнее задание. Что ж, пришло время разобраться с какой-то темой более глубоко!
Иван Леонидович делится наблюдением: в век цифровых технологий и интернета заинтересовать ребенка школьным предметом крайне сложно. Роль учителя сейчас меняется.
- Если дети хотят что-то узнать о том же историческом событии, они могут это сделать сами. Учитель в наше время скорее необходим, чтобы заинтересовать школьников своим предметом, объяснить, как полученные на уроке знания пригодятся в жизни, - объясняет Иван Ковалевский. - Ребята спрашивают у меня: зачем учить историю? Я отвечаю: чтобы понимать, как все появилось в том виде, в каком оно есть в наши дни. Я беру пример из древности и провожу логическую цепочку до наших дней. Часто это примеры житейские, из которых понятно, например, почему мы жарим курицу именно на сковородке. Да, возможно, ученик не запомнит все даты, события, личности, но если я проведу параллель с современностью, то он поймет чуть больше о происходящих вокруг процессах. Ведь все события прошлого имеют последствия в настоящем.
Наш герой уверен: уроки истории полезны школьникам не только как источник знаний о прошлом. Этот предмет помогает развивать устную речь, с которой у современных мальчиков и девочек есть проблемы.
Ставка на визуал
В экзаменационном билете по истории два вопроса - теоретический и практический. Так комиссия может проверить не только знания по предмету, но и то, как школьник научился работать, например, с картой или документами. Всему этому Иван Леонидович учит на своих уроках.
Иван Ковалевский не скрывает, что получить у него 10 крайне сложно. Для этого ученик должен так ответить у доски, чтобы вызвать восторг даже у одноклассников. Учитель уверен: это мотивирует остальных разобраться в теме сверх того, что требуется по школьной программе.
Музей с вау-эффектом
Иван Ковалевский - не только учитель, он организовал в школе музей милиции. Точнее, возобновил его работу.
И он ответил: конечно же, да! Однако, как признается теперь, с его стороны то заявление было крайне самоуверенным. И если бы не помощь коллеги-историка, подполковника милиции Дениса Новикова, который много лет собирал материалы на тему гомельской милиции, еще неизвестно, чем бы дело закончилось. Тем не менее все сложилось успешно: к 105-летию белорусской милиции в апреле этого года школьный музей открылся после длительной реэкспозиции.
Он легко может провести экскурсию по музею гомельской милиции: всю ее историю знает назубок. Например, как в 1920-х правоохранителям приходилось подавлять мятежи и отлавливать многочисленные банды в окрестностях города. А еще - бороться со спекулянтами и саботажниками, беспризорностью, раскрывать преступления. Причем некоторые примеры достойны пера Ильфа и Петрова. Как, например, произошедшее в августе 1925 года. Тогда в Гомель прибыл человек восточной наружности и прямиком с вокзала отправился в местный губисполком. Там представился председателем ЦИК Узбекистана Файзуллой Ходжаевым. Мошеннику поверили на слово, ведь в то время в документы не вклеивали фото. А впечатление мужчина произвел настолько сильное, что его даже поселили в лучший номер гостиницы "Савой".
Если не лениться работать
Иван Ковалевский не скрывает - работы в школе у него очень много. Связанной и с учебной деятельностью, и с воспитательной, и, конечно же, с музеем.
- Все успеть, наверное, невозможно, но я стараюсь. Как говорит Президент: в Год качества нужно работать немного больше, - подчеркивает учитель. - Тем более это стереотип, что в школе невозможно заработать. Можно, если не лениться.
Во всем водовороте дел он, как и раньше, выделяет самое главное, то, что считает своей миссией:
- Хочу сформировать Человека. Чтобы выпускник был, прежде всего, гражданином своей страны, наполненным, целостным. Иногда, к сожалению, отмечаю тенденцию у взрослых людей к безнравственности в отношении некоторых вещей, в том числе к исторической памяти. Мне бы не хотелось, чтобы мои ученики стали такими. Я мечтаю, что они будут прежде всего людьми, личностями!
Иван Ковалевский собирает рисунки детей. В коллекции и карикатуры с него же, которые учитель забирает у "художников" прямо на уроке, и подаренные портреты, исторические сцены. Один из самых запоминающихся презентов от школьников - поздравление, написанное шифром Цезаря.
- Мне его подарила девочка, очень красиво оформила. Но чтобы прочитать это поздравление, пришлось над ним посидеть, перевести, - вспоминает учитель.
Все вещи, которые нас окружают, связаны с историей. Это в том числе и разные места в родном населенном пункте. Я обращаю внимание своих учеников на то, что мы, белорусы, переписыванием истории не занимаемся. У нас в Гомеле есть сквер имени Тараса Шевченко, улица Богдана Хмельницкого. Никто не воюет с памятниками, культурным наследием и вообще исторической памятью, связанной с людьми, которые были в нашем городе или в стране.
Елена ИВАШКО,
фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,
газета "7 дней".-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.