ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 26 ноября 2024
Минск-Уручье Ясно -1°C
Все новости
Все новости
Общество
08 октября 2024, 21:22

"Не заводить любимчиков". Познакомились с лучшим молодым учителем Беларуси

Первый урок в новом учебном году в "своем" 7 "Г"
Первый урок в новом учебном году в "своем" 7 "Г"
Желание получать новые знания и делиться ими с детьми - незаменимое качество современного педагога, считает лучший молодой учитель страны.

Все начинается с любви. И эта история - не исключение. Томик Маяковского из домашней библиотеки, случайно оказавшийся в руках, совершил чудо: старшеклассник, особо не увлекающийся чтением, вдруг открыл для себя удивительный мир поэзии "лесенкой" с ее фантастической гиперболической образностью и трибунными интонациями. Потом были Есенин, Ахматова, Цветаева, Гумилев, Пастернак, Пушкин и Лермонтов.

Загоревшись, он стал учить стихотворения наизусть. Это ему давалось легко, непринужденно. Одноклассники слегка завидовали, списывая все на хорошую память и непомерное усердие. И лишь узкий круг посвященных знал, что двигала им пылкая и романтическая любовь… к русской литературе. То самое чувство, которое вскоре сыграет в жизни нашего героя главную роль.

Любовь и разлука

Самое время познакомиться поближе: Виктор Горбачук, 31 год, учитель русского языка и литературы мозырской средней школы № 9. Новый учебный год для него пятый в этом одном из лучших учреждений образования страны. "Ах вот в чем дело!" - воскликнет догадливый читатель и будет прав: профессию Горбачук выбрал по зову души.

- Я учился в средней школе № 15 Мозыря, и в 11-м классе наша учительница русского языка и литературы Татьяна Александровна Котович как-то сказала, что видит во мне учителя, - рассказывает Виктор Игоревич. - Наверное, очень удивил ее и всех тем, что единственный из ста выпускников для экзамена выбрал русскую литературу (в 2000-х одиннадцатиклассники могли один из четырех выпускных экзаменов сдавать по выбору. - Авт.). Монолог Фамусова из комедии "Горе от ума" прочитал по памяти без запинки.
Супруга Лилия - тоже учитель, преподает в Мозырском государственном областном лицее

Виктор легко поступил на филологический факультет Мозырского государственного педагогического университета по специальности "русский язык и литература, история". Родители Любовь Евгеньевна и Игорь Владимирович решение единственного сына одобрили, благо вуз в родном городе, уезжать не надо. В их семье всегда царило взаимоуважение. Взрослые никогда не навязывали свою волю, вели себя как с равным. И сейчас, когда сына уже почтительно называют по имени-отчеству и у него своя семья, поддерживают Виктора во всех начинаниях. С мамой хоть на минутку он созванивается каждый день.

"Без родителей я не стал бы тем, кем являюсь".

Словом, все складывалось как нельзя лучше. Наверное, иначе и быть не могло у мотивированного и целеустремленного молодого человека. С третьего курса до конца учебы Виктор Горбачук - президентский стипендиат. Заслуженной наградой марафона знаний стал диплом с отличием. Студенческая жизнь запомнилась множеством интересных и ярких событий, которые оставили в душе неизгладимый след. Виктора избрали делегатом V Всебелорусского народного собрания. Посчастливилось побывать на республиканском балу для выпускников вузов и услышать напутствие Президента.

Кто-то когда-то удачно пошутил, что филфак - это женское царство, мужчины тут как вражеские лазутчики. В группе, в которой учился Виктор, было четырнадцать девушек и семеро "лазутчиков", причем четверо из них из Туркменистана. Для филфака, считай, почти гендерное равенство. Красавица и умница Лилия как-то сразу обратила на себя внимание.

- Это не была любовь с первого взгляда, а скорее чувство, которое со временем становилось сильнее, - улыбается Виктор. - Постоянно общались с первого курса и на пятом поняли, что не можем друг без друга. Вскоре поженились.
2022 год. Семья Горбачуков в городском парке

Говорят, притягиваются противоположности. У Виктора на этот счет своя точка зрения. Он уверен, что все происходит с точностью до наоборот - подобное тянется к подобному. Вот как у них с Лилией: схожее мировоззрение, отношение к жизни, духовные ценности. Любопытно, разделяет ли супруга фанатичное увлечение теннисом и футболом? Муж пристально следит за английской премьер-лигой, с 14 лет болеет за футбольный клуб "Арсенал".

- Когда люди являются противоположностями, какая-то вспышка может возникнуть, но, как сказал поэт, истинную нежность, любовь не спутаешь ни с чем, и она тиха. Я подписался бы под каждым словом, - говорит Виктор.

Супруга тоже учитель, преподает историю и обществоведение в Мозырском государственном областном лицее, в том самом, куда после окончания педагогического университета распределили Виктора. Отметим для себя этот факт, мы еще вернемся к нему.

"Путь к успеху кропотливый, медленный, необходимо время".

Семейные вечера у Горбачуков нередко напоминают импровизированный педсовет: двум увлеченным своей работой учителям всегда есть что обсудить. Виктор знает по именам всех учеников жены, а она - его подопечных. И оба считают, что это очень хорошо и совсем не надоедает. Вместе они уже семь лет.

Дочке, шестилетней Леночке, в следующем году в школу. По словам Виктора, она понимает, что растет в семье педагогов, постоянно об этом говорит. Очень любознательна, выучила уже "Парус" Лермонтова.

- Стараюсь больше времени проводить с ней. Недавно дочка заинтересовалась космосом, привез ей из Москвы пазл-карту звездного неба, вместе собирали, - на сосредоточенном лице Виктора появляется добрая, теплая улыбка. - По себе знаю, как важна атмосфера, в которой растет ребенок, когда мама и папа хорошо общаются, поддерживают. Без родителей я не стал бы тем, кем являюсь.
Сентябрь 2023 года. Победители в разных номинациях республиканского фестиваля-конкурса "Педагогический дебют", третий слева - Виктор Горбачук

В лицее молодой учитель вел русский язык. Ему нравилась работа, общение с детьми. В это время Виктор Горбачук сам как-то особенно проникся предметом, которому старательно учил лицеистов. Видел-то он себя в первую очередь учителем любимой русской литературы, а тут язык, точный и практичный, хорошее знание которого помогает людям лучше понять друг друга. И детям не нужно объяснять, для чего необходимо изучать язык, поскольку сдают централизованный экзамен. А литературу, по словам Горбачука, не каждый ребенок сразу полюбит. Если только в самом раннем детстве не привита привычка читать. Приходится постараться, чтобы каждый ученик стал читателем.

Неизвестно, сколько еще "открытий чудных" готовил "просвещенья дух". Но, отработав положенные два года, талантливый и перспективный молодой педагог ушел. Не из лицея даже. Из профессии.

Уйти, чтобы вернуться

- Тогда до конца не осознавал, чем хочу в жизни заниматься. Неслучайно ходил на вечерние курсы экономистов. Всегда держал в голове возможную смену сферы деятельности. Мне казалось, что там будет больше перспектив. Но я ошибался, - Виктор Горбачук задумчиво смотрит в окно директорского кабинета, где мы беседуем, и ничего не мешает нам говорить откровенно, по душам. - Возможно, не совсем понимал, что если ты не выдающийся спортсмен, известный актер или популярный исполнитель, то путь к успеху кропотливый, медленный, необходимо время.

Я не стал допытываться, что именно послужило триггерами, чтобы сменить профессию учителя на кардинально иную. Видимо, в тот раз звезды не сошлись, да и дело, в общем-то, прошлое.

Он работал экономистом в строительной организации. Целыми днями занимался бумагами, живого общения минимум. Чувствовал себя, по собственному признанию, не в своей тарелке.

- Вернулся в школу через два года. Шутили коллеги: как будто в армии отслужил, - Виктор хоть и улыбается, но чувствуется, что для него это серьезное, выстраданное решение. - Посмотрел на жизнь с разных сторон и, возможно, для того чтобы быть успешным в профессии, эти два года нужны были. Я не жалею, честно скажу. Зато понял, что хочу быть учителем, что мне нравилось быть учителем и что намерен связать с этим занятием свою жизнь.
Игровые формы Виктор Горбачук использует и на уроках, и на внеклассных мероприятиях

Что главное для молодого педагога на раннем этапе? Пройдя через первоначальные трудности, страхи и сомнения, Виктор Горбачук, кажется, нашел ответ. По крайней мере для себя он сделал выводы, что очень многое зависит от администрации школы, тех людей, которые создают благоприятные условия для самореализации учителей. Тогда есть большой шанс, по мнению Виктора, что из молодого педагога получится настоящий профессионал. Приводит в пример свою СШ № 9, где администрация очень сильная и коллектив как сплоченная команда. Всячески помогают, поддерживают. Словом, ресурсы и возможности проявить себя есть, было бы желание. Виктор Игоревич уверенно заявляет, что он еще пару лет назад и сегодня - два разных учителя.

 "Я со своим ребенком не могу справиться, а у вас в классе 32".

Это убеждение еще больше укрепилось в нем после победы на республиканском фестивале "Педагогический дебют". Под эгидой Министерства образования он впервые состоялся прошлой осенью и, по задумке организаторов, станет традиционным. Участвуют в конкурсе молодые специалисты, имеющие стаж работы в сфере образования до пяти лет. В течение недели педагоги, до этого прошедшие районный и областной этапы, демонстрировали свои профессиональные способности и таланты во время различных испытаний: самопрезентаций, мастер-классов, открытых уроков в незнакомом классе, публичных выступлений перед педагогической общественностью. Виктор Горбачук победил в номинации "Лучший молодой учитель".

- При награждении на сцене стоял один, но за этим успехом - напряженная работа целой команды, - рассказывает Виктор Игоревич. - И директор Ольга Алексеевна Хомутовская, и ее заместитель по учебной работе Оксана Анатольевна Полещук, и коллеги - каждый вложил в мою победу частичку себя.

"Педагогический дебют" - классная идея, считает наш герой. Молодые педагоги делятся опытом и учатся новому, общаются с интересными людьми. Топтаться на месте, сомневаться, искать причины, а не действовать - не про современного учителя, уверен Виктор Горбачук. По его мнению, подобные конкурсы профессионального мастерства мотивируют ставить перед собой новые ориентиры и двигаться к ним. И это красноречивое свидетельство того, что государство заботится о престиже педагогического труда, о том, чтобы профессия учителя была уважаемой в обществе.
 
- Когда узнают, что учитель, - ого, говорят, - улыбается Виктор Игоревич. - Проникаются уважением: "Я со своим ребенком не могу справиться, а у вас в классе 32. Как вы это выносите?". А еще надо готовиться к занятиям, проверять тетрадки…

Действительно, как? И как завоевать любовь детей, уважение родителей и признание коллег?

"Не заводить любимчиков"

В СШ № 9 Виктор Игоревич русскому языку и литературе учит 200 детей. С седьмым "Г" встречается не только на уроках - здесь он классный руководитель. О каждом из 32 девчонок и ребят знает практически все. Еще в пятом классе за август - сентябрь побывал дома у каждого, познакомился с родителями и со всеми поддерживает отношения. О своих подопечных он говорит, что это воспитанные дети, отдавая должное семье, "откуда все идет".

- Слушать и слышать каждого ребенка. Это первое, - раскрывает Виктор Игоревич свои педагогические принципы. - Не заводить любимчиков. Если ребенок тебе доверяет, то это доверие нельзя ни в коем случае предать. Секреты детей не рассказываю ни-ко-му! Ни другим учителям, ни кому-то еще. Радует, что видят во мне человека, которому можно довериться и кто может дать совет. Не притесняю, всегда уважительно отношусь. И ученику становится как-то стыдно вести себя неподобающим образом.

- Но дети разные все же, - замечаю.

- Необходимо найти общий язык, - твердо говорит Виктор Игоревич. - Не отчитывать перед всеми, ругать, позорить. Ни в коем случае нельзя эту грань переходить и задевать личность ребенка. Часто помогает доверительный разговор. Объясняю детям, что образование всегда дает выбор в жизни, без него возможности ограничены.
На внеклассном мероприятии

Он "пристраивает" учеников на олимпиады, если видит, что те стесняются сами заявить о себе, вовлекает в общественную жизнь, старается привить интерес к интеллектуальным играм. Страстный их поклонник с юных лет, он сохранил эту любовь поныне: семь с половиной лет играет в мозырской команде "Хитрый план". Интеллектуальные игры научили мыслить нестандартно, быстро реагировать и, отбросив лишнее, приходить к правильному ответу. Немаловажно, что каждый раз это новые знания.

 "Секреты детей не рассказываю ни-ко-му!"

Игровые формы Виктор Горбачук использует и на уроках. Играют с детьми в "Медиаазбуку" из 33 слайдов, где на каждую букву алфавита есть вопросы. Это может быть как часть урока языка или литературы или внеклассное мероприятие. По мнению педагога, интеллектуальные игры позволяют выйти за рамки определенного шаблона, который присутствует в учебном процессе, расширяют мышление.

- Хочу зарядить детей уверенностью, - говорит Виктор Горбачук. - Чтобы каждый смог в чем-то реализоваться. Мы же не только даем знания - воспитываем граждан, патриотов. Духовно-патриотическое развитие лежит и в основе предметов, которые я преподаю. Самое главное, чтобы всесторонне развитые люди, интеллектуально и духовно, вышли из стен школы.

- Наверное, немного обидно, что результат своего труда можно увидеть только через годы? - спрашиваю.     

- Почему же? - не соглашается лучший молодой учитель страны. - Есть победы на конкурсах, олимпиадах. Наблюдаю, как дети взрослеют, приобретают правильные понятия о жизни - уважение к старшим, любовь к Родине, почитание традиционных христианских ценностей. Мы не только учим, но и, без всякого преувеличения, строим будущее нашей страны.
Директор средней школы № 9 г. Мозыря Ольга Хомутовская (в центре), заместитель директора по учебной работе Оксана Полещук и Виктор Горбачук

Семья, школа, сам ученик и его окружение - вот тот самый неразделимый квадрат успеха, в котором, по мнению Виктора Горбачука, формируется Личность. И если все получается, значит, звезды сошлись, как любит повторять Виктор Игоревич.

- Все правила написаны в учебниках. Но как подать их так, чтобы дети понимали, запомнили и это стало частью их личности? - размышляет он. - Для этого надо постараться.

 "Самое главное, чтобы всесторонне развитые люди, интеллектуально и духовно, вышли из стен школы".

- Интересно, а чему вы у детей учитесь? - спрашиваю.     

- Искренности, - мгновенно отвечает собеседник. - Дети рубят правду-матку естественным образом, им не надо ничего придумывать. Они заставляют меня самого не терять непосредственности души. Во взрослом мире иногда приходится носить маску, но тогда ты уже не ты, любят тебя или эту маску - не понятно. Еще людям свойственно путать искренность, прямодушие с грубостью и некультурностью. Мол, ругается матом, значит, искренний человек. Но это не так.

В этот момент почему-то подумал, что без призвания в учительской профессии делать нечего. Слишком важная и трудная у нее миссия - не только научить, но и воспитать личность, дать путевку в жизнь.

- Всегда на экзаменах я отвечал без подготовки. А в жизни так не бывает, - задумчиво произносит Виктор Горбачук. - Каждый день мы оказываемся в нестандартных ситуациях. И чтобы их успешно решить, необходимо проявить креатив. Очень хочу, чтобы дети, которых я сейчас учу, в жизни не потерялись, не руководствовались вакуумной установкой "меня научат - сделаю", а постоянно ставили перед собой цели и уверенно шли к ним.

Золотые слова, не правда ли?
 

Ольга ХОМУТОВСКАЯ, директор средней школы № 9 г. Мозыря:

- Ученику надо дать возможность попробовать свои силы, помочь ему раскрыться, найти себя. Чтобы когда подойдет время выпуска, он понимал, к чему стремиться в жизни и как развиваться дальше.

- Выходит, школьные годы - это поиск себя?

- Несомненно. У нас и девиз такой: в каждом ребенке солнце, только дайте ему светить. Если в первом классе нравится петь и танцевать - пожалуйста, открыто 13 объединений по интересам разных направлений; во втором захотел рисовать - нет проблем, у нас школа с художественным уклоном и есть большая кафедра учителей изобразительного искусства - 10 педагогов; в третьем классе надумал заниматься исследовательской работой - рады видеть в научном обществе учащихся "Эрудит". Выбор только за учеником.

Учащиеся 10-х и 11-х классов учатся у нас по шести профилям. Прикладываем все усилия, чтобы помочь им сделать осознанный выбор профессии.

С Мозырским зональным центром гигиены и эпидемиологии реализуем очень интересный для ребят проект. В нем задействованы профильные химико-биологические классы. С помощью своего партнера открыли кабинет для проведения практических и лабораторных занятий по химии. Посещаем организации и предприятия, побывали в Гомельском медуниверситете.

Тесно сотрудничаем с Гомельским государственным техническим университетом имени П.О. Сухого, где побывали уже ребята из инженерных классов. Они посетили также Мозырский нефтеперерабатывающий завод, даже буровую, где качают белорусское "черное золото".

- Об эффективности профориентационной работы отчасти можно судить и по тому, что немало учителей здесь - ваши выпускники…

- В нашем коллективе работают 122 педагога. Каждый год к нам приходят молодые специалисты, сейчас их трое: учителя технического труда, английского языка, изобразительного искусства. И вы совершенно правы: более 20 процентов педагогов - наши выпускники. Растим свои кадры. Считаю, это оптимальный вариант.

Сегодня не идут в учительскую профессию от безысходности. Выбирают, потому что нравится. К слову, все молодые специалисты, кого направляют в нашу школу по распределению, отработав два года, остаются.

Хороший педагог тот, у кого есть призвание и желание быть учителем. Например, у Виктора Горбачука огромный багаж знаний, он готов ими делиться и умеет это делать. Учитель способен влюбить в себя детей. Не кричит, не ругается, не наводит дисциплину. Но всегда рядом с ними!

Цифры и факты

•    В 2023/24 учебном году в Беларуси насчитывалось 2872 учреждения общего среднего образования.
•    Численность учащихся - 1,1 миллиона человек, в первый класс пошли 110 тысяч ребят.
•    Численность учителей (включая совместителей) составила 103,3 тысячи человек.
•    На одного педагога в среднем приходится 11 учеников; в городских школах в два раза больше, чем в сельских.
•    86,8 % выпускников 11-х классов продолжили обучение в учреждениях среднего специального и высшего образования.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

| Игорь Гончарук, журнал "Беларуская думка". Фото Надежды Костецкой, из личного архива Виктора Горбачука.

Читайте также:
Как научить ребенка читать в три? Секреты семьи, в которой четыре поколения учителей
"Дети не хотели выпускать". Почему парень решил стать учителем младших классов?
Такие похожие, но такие разные: мама тройняшек о том, как собирает девчонок в школу
Топ-новости
Свежие новости Беларуси