Новости темы
"Проект БЕЛТА и "ВоенТВ" "Оружейка" "
"Тридцатьчетверка", "Катюша", "полуторка", "Мосинка"… Оружие Победы в руках освободителей. Эти машины стали по-настоящему народными, они вместе с людьми прошли через всю войну. Далеко не всегда совершенные, четыре долгих года вместе с бойцами и командирами они спасали мир. О железных сердцах стальных победителей в специальных выпусках "Оружейки", проекта информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны, который посвящен вооружению, военной и специальной технике белорусской армии.
Танк Т-34 - ужас для врага и зависть для союзников. Настоящая легенда Великой Отечественной войны и один из самых известных символов Победы. Лучшая боевая машина всех времен и народов - это также про "тридцатьчетверку". Принятый на вооружение в конце 1939 года, к началу войны Т-34 обладал всеми слагаемыми успешного боя - скоростью, маневренностью и огневой мощью.
Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании:
"Во Второй мировой войне было три великих оружия: английская линейная пушка, немецкий самолет Messerschmitt и советский танк Т-34. Однако если в первых двух случаях я знаю, кем и как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился такой чудо-танк!"
Из Харькова в Москву и обратно
Заказчик хотел видеть машину массой около 14 тонн, с пушкой 45-го калибра и толщиной брони от 16 до 25 миллиметров в наиболее уязвимых местах. Но в середине 1938 года инженеры предложили уйти от совмещения колес и гусениц, поработать над более мощным вооружением, а заодно усилить защиту экипажа.
Руководили работами легендарный конструктор Михаил Кошкин и его ближайшие помощники - Александр Морозов и Николай Кучеренко.
Буквально через год они подготовили опытный образец машины, которая после серии испытаний была принята на вооружение Красной армии. И это несмотря на то, что Комитет обороны требовал целого ряда доработок - доведения бронирования до 45 миллиметров, улучшения обзорности, установки новой 76-миллиметровой пушки и дополнительных пулеметов.
Т-34 - средний танк; экипаж - 4 чел. (5 - с 1944 г.); боевая масса - 30.9 т; тип брони - стальная катаная.
К началу 1940 года "тридцатьчетверка" вышла на очередной этап испытаний. Сначала в подмосковной Кубинке, а в марте два Т-34 осуществили пробег из Харькова в Москву и обратно, преодолев более 1,5 тысяч километров.
Эшелон танков в сутки
Самой высокой производительностью обладал Уралвагонзавод. Уже с мая 1942 года мощности позволяли каждые 30 минут выпускать с конвейера по одному танку, ежесуточно на фронт уходил эшелон бронемашин.
Двигатель - дизельный В-2; мощность двигателя - 500 л/с; скорость макс - 54 км/ч; запас хода - 380 км; преодолеваемый брод - 1,3 м; клиренс - 400 мм.
Танк получился по-настоящему уникальным - продуманные углы наклона бронелистов корпуса и башни, мощная пушка и дизельный двигатель… Но были и недостатки, с которыми приходилось мириться в первые годы войны. Буквально в окопах конструкторы работали над устранением "детских болезней". К началу 1942 года инженерами были скорректированы чертежи почти 800 деталей, еще 1300 и вовсе изъяли из конструкции.
К концу 1943 года "тридцатьчетверки" составляли порядка 80% всех производимых в стране танков. А в следующем 1944 году этот процент вырос до 86.
Из инструкции для частей Восточного фронта по борьбе с советскими танками:
В ходе войны Т-34 постоянно модернизировался, дополнялся новыми элементами. Основной задачей конструкторов было удешевить стоимость и трудоемкость производства танка. Вместе с тем, старались увеличить боеспособность машины.
"Я Фроликов. Нахожусь в Минске"
Пушка: нарезная; калибр: 76 мм (85 мм с 1944 г.); боекомплект: 56-60 выст.; дальность стрельбы: до 3,8 км; пулемет: 2хДТ-29; калибр: 7,62 мм.
Т-34 вынес на себе основную тяжесть боев. Машина была простой в производстве и в вопросах технического обслуживания. Этот танк стал настоящим танком Победы.
Для белорусов Т-34 - это еще и символ освобождения нашей страны. Порядка 800 "тридцатьчетверок" участвовали в операции "Багратион". А самый известный танк под командованием младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова 3 июля 1944 года с боем ворвался в Минск. После этого путь в столицу был открыт, и вскоре в эфире прозвучали слова: "Я Фроликов. Нахожусь в Минске".
| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ". Скриншоты видео.
Читайте также:
"Убийца кошек". Как создавали самый мощный серийный танк 40-х?
"На грани таланта и гениальности". Как создавали легендарный штурмовик Ил-2?