Ранним утром 21 июля 1942 года рядом с синагогой собрали всех евреев Несвижского гетто. Кто-то из немцев выстрелил. Так началось первое в Восточной Европе восстание в гетто, которое возглавил Шолом Холявский.
- Он был членом сионистской организации левого толка. Работал с молодежью очень активно, ему безгранично верили. Но в 1939 году, когда пришли войска Красной армии, ему запрещено было преподавание на иврите и он создал такую подпольную школу и вместе со своими коллегами проводил дальше занятия. К нему было отношение как к учителю, и поэтому молодежь ему очень сильно доверяла, - рассказал старший преподаватель Белорусского государственного университета Сергей Каун.
Евреев заставляли выкупать родных за огромные деньги: преступления в Несвижском гетто
Вначале в гетто говорили о попытке побега. Те, у кого были пожилые родители, не согласились. Было решено готовиться к восстанию. Возглавил его организацию Шолом Холявский.
- Холявский собрал всех товарищей в гетто и обратился к ним с речью (он об этом сам писал) о том, что нужно оказывать сопротивление. Готовились к восстанию достаточно долго: собирали керосин, химические препараты, делали бутылки с зажигательной смесью, вооружались заточками, штыками… Разработали план, что в середине гетто должен загореться стог сена. Они специально стог подготовили, облили его керосином, чтобы в случае необходимости он загорелся. Если мы говорим, что само восстание произошло 21 июля, то уже с осени, а может и раньше, 1941 года шла подготовка.
В Несвижское гетто доносились слухи об "акциях" (так немцы называли массовые убийства). Например, массовая казнь в Городейском гетто. Туда приехали литовские полицаи и жестоко расправились с узниками.
- Они приказали людям лечь на дорогу и ездили по ним тяжелой военной техникой. Того, кто остался живым, просто-напросто грузили в машины, вывозили в овраг и расстреливали. И, можно сказать, это слух, который пришел в Несвижское гетто - пришли литовские полицаи, пришли к Магалифу, сообщили, что вот такое произошло именно в Городейском гетто. Магалиф собрал всю общину около синагоги и рассказал о страшном событии, - добавила научный сотрудник Несвижского историко-краеведческого музея Татьяна Бирюкова.
Было ясно: если кто-то сбежит, обвинят всю общину. Но сидеть и ждать смерти было еще хуже. Каждый готовился к восстанию как мог.
- Девушки, которые работали в магистратуре, чистили оружие, смогли разобрать по частям несколько пистолетов. Детали от пистолета смогли принести в гетто. Смогли принести патроны. Смогли разобрать и перенести в гетто по частям пулемет, который установили на синагоге. Каждый житель должен был сам для себя позаботиться о каком-то холодном оружии. То есть создать возможность сопротивления, когда вспыхнет вот это восстание.
Доверия к Магалифу не было. Во-первых, он не местный. Во-вторых - риск, что он расскажет о готовящемся восстании, был слишком высок. Альтернативой стал арбайтенрад во главе с Шоломом Холявским.
- Они создали еще один орган - арбайтенрад, типа профсоюза что-то. И он как раз возглавил этот профсоюз. Там остались ремесленники в основном. Альтернативная власть, потому что очень важно было объединить людей, - объяснил Сергей Каун. - К тому времени он уже имел большой авторитет. Был учителем, ему доверяли. И после того, как его учеников расстреляли - всю молодежь практически уничтожили, - он посвятил себя борьбе за то, чтобы выжили оставшиеся в гетто.
Захватчики отдали приказ собраться возле синагоги под предлогом того, что будут брать в лагеря молодое население. Евреи посчитали, что это сигнал к восстанию.
- Со стороны немцев была провокация: выстрел в сторону евреев. Он и послужил тому, чтобы евреи восстали против немецко-фашистских захватчиков. Они бросились врассыпную, начали брать свое холодное оружие, в немцев бросать бутылки с зажигательной смесью. Конечно же, оружие достали. С крыши синагоги начал строчить пулемет, - рассказала Татьяна Бирюкова.
Из книги Давида Фарфеля "В Несвижском гетто и Налибокских лесах":
Восстание продолжалось до позднего вечера. Погибли 40 немцев и 700 евреев. Выжили по разным данным от 25 до 28 евреев.
- Эти люди смогли спастись, они ушли в партизаны, в налибокские леса. Немногие из них смогли дожить до освобождения Беларуси, до окончания Великой Отечественной войны. Некоторые только, как Шалом Холявский, Давид Фарфель, который написал свою книгу "В Несвижском гетто и Налибокских лесах". Он написал ее изначально в 1995 году на иврите, а позже его сын перевел книгу с иврита на английский язык. Вместе с женой Давида Фарфеля они приезжали в наш Несвижский историко-краеведческий музей. Книгу на английском языке они одарили фонду нашего краеведческого музея.
Из книги Давида Фарфеля "В Несвижском гетто и Налибокских лесах":
Шолом Холявский не просто выжил. Сначала он боролся с нацистами, потом всю свою жизнь посвятил тому, что рассказывал о Холокосте.
- Он создал партизанский отряд и до 1944 года находился в партизанском отряде. В 1948 году он выехал на территорию Израиля и там жил в кибуце, потом преподавал в университете в Тель-Авиве. Именно там в 1977 году защитил диссертацию на степень доктора философии по истории. Он как раз защищал по Холокосту, по уничтожению евреев и по еврейскому сопротивлению на территории Западной Беларуси, - описал Сергей Каун.
Шолом Холявский прожил до 97 лет. Он оставил автобиографические книги. Был одним из самых известных специалистов в области изучения Холокоста на территории Беларуси.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.
Читайте также:
Люди добивались справедливости годами: трагедия подполья Минска
От пастушка-сироты до командира дивизии: как Иван Черняховский попал в Беларусь?