3 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Нарушать
правила пользования жилыми помещениями противозаконно. Однако проблема
остается актуальной. За январь-август этого года судами Минска
рассмотрено 156 дел о нарушении правил пользования жилыми помещениями.
Это около 1% от рассмотренных судами столицы дел об административных
правонарушениях. Какая ответственность предусмотрена за такие
административные правонарушения, рассказал БЕЛТА судья судебной коллегии
по уголовным делам Минского городского суда Максим Лапко.
Проживание
в многоквартирных домах порой имеет ряд неудобств, которые создают
громкая музыка, захламление мест общего пользования, антисанитарное
состояние жилых помещений и другие действия соседей, нарушающие
спокойствие и комфортное проживание граждан. Возникает вопрос,
соответствует ли поведение таких людей требованиям закона и какие
действия можно предпринять в такой ситуации.
Как пояснил Максим
Лапко, в соответствии со ст.22.12 КоАП ответственность за нарушение
правил пользования жилыми помещениями может наступать по ч.1 этой статьи
- за совершение действий, нарушающих покой других граждан в жилом доме
или создающих вибрацию и шум, в период с 23.00 до 7.00. Ответственность
по ч.2 наступает за такое же деяние, совершенное повторно в течение
одного года после наложения административного взыскания за такое же
нарушение.
Проведение работ по переустройству и (или)
перепланировке в жилых домах в выходные и праздничные дни, создающих шум
или вибрацию, а равно проведение таких работ в период с 19.00 до 9.00
часов в рабочие дни - за такие действия могут наказать по ч.3 этой
статьи.
Ответственность по ч.4 предусмотрена за нарушение правил
пользования жилыми помещениями, содержания жилых, подсобных и
вспомогательных помещений жилого дома, общего имущества в жилых домах
государственного и частного жилищных фондов, конструктивных элементов и
инженерных систем либо самовольные переустройство и (или) перепланировку
жилых и (или) нежилых помещений, в том числе инженерных систем, без
изменения несущей способности конструкций, а также использование не по
назначению жилых помещений, пригодных для проживания.
Наконец,
ответственность по ч.5 возможна за самовольные переустройство и (или)
перепланировку жилых и (или) нежилых помещений, приведшие к снижению
несущей способности конструктивных элементов здания, а также
переоборудование и реконструкцию вентиляционных шахт и каналов.
По
словам судьи, при квалификации действий по ст.22.12 КоАП следует
руководствоваться не только положениями правил пользования жилыми
помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных
постановлением Совета Министров №399 от 21 мая 2013 года, но и иными
нормативно-правовыми актами, например, правилами проживания и
внутреннего распорядка в общежитиях.
В основном к административной ответственности судами Минска привлекаются правонарушители по ч.4 ст.22.12 КоАП.
Например,
постановлением суда к административной ответственности привлечена
гражданка за то, что привела квартиру в ненадлежащее
санитарно-техническое состояние: наличие грязи, мусора, зловонного
запаха нечистот, который выходит в места общего пользования, тараканы,
неправильное хранение продуктов питания.
Еще один показательный
пример. Гражданин привлечен к административной ответственности за то,
что выбрасывал мусор (упаковку продуктов питания, пластиковую бутылку
из-под молока, шкурки от бананов, яичную скорлупу, остатки заваренного
кофе), из своего жилого помещения на газон и пешеходную дорожку под
окнами квартиры.
Максим Лапко отметил, что в зависимости от
характера нарушений, их последствий, личности виновного физического лица
ответственность может наступать в виде штрафа в размере от 2 до 30
базовых величин, для индивидуального предпринимателя или юридического
лица - в виде штрафа в размере от 5 до 70 базовых величин.
К
административной ответственности за нарушение правил пользования жилыми
помещениями может быть привлечено лицо, достигшее ко времени совершения
правонарушения возраста 16 лет.
Поясняется, что правом на
составление протоколов об административном правонарушении и ведение
административного процесса за совершение правонарушений по ч.1, 2
ст.22.12 КоАП наделены уполномоченные должностные лица органов
внутренних дел.
Правом на составление протоколов об
административных правонарушениях по ч.3-5 ст.22.12 КоАП наделены
должностные лица организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного
фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, сельских,
поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов,
администраций районов в городах.
Уполномоченные должностные лица
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды могут
составлять протоколы об административных правонарушениях по ч.3 ст.22.12
КоАП; органы государственного санитарного надзора - по ч.4 ст.22.12
КоАП.
Прокурор при осуществлении им надзорных функций уполномочен
составлять протоколы об административных правонарушениях по всем частям
ст.22.12 КоАП.
Вместе с тем, указанные положения закона не
лишают гражданина права на обращение в правоохранительные органы о
правонарушении, тем более совершаемом в ночное время.
В суде
подчеркнули, что ни в коем случае не следует усугублять конфликт с
нарушителем правил пользования жилыми помещениями - это может привести к
совершению иных правонарушений (мелкое хулиганство в местах общего
пользования, оскорбление, умышленное причинение телесных повреждений).
Максим
Лапко также представил социальную характеристику привлеченного по
ст.22.12 КоАП: мужчина (66%) в возрасте от 41 до 70 лет (72%), не
занятый либо пенсионер (80%).
"Надо признать, что действия по
нарушению правил пользования жилыми помещениями свидетельствуют об
отсутствии у граждан элементарной культуры. Поэтому лица, совершающие
такие деяния, показывают в первую очередь свое бескультурье", - указал
судья.
Он призвал думать, прежде чем совершить противоправное
деяние. В результате необдуманных поступков можно испортить жизнь
соседям, себе и своим близким.
БЕЛТА.-0-
Общество
03 октября 2025, 17:13
Мусор под окнами и антисанитария в квартире. Какая ответственность грозит за нарушение правил проживания
Главное
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.