28 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Союзные программы в энергетической сфере, предусматривающие объединение рынков газа, нефти и нефтепродуктов, являются важнейшей частью интеграционных процессов между Беларусью и Россией. Во многом они определяют траекторию, развитие которой завершится созданием общего рынка энергоресурсов ЕАЭС. Такое мнение корреспонденту БЕЛТА высказал аналитик БИСИ Виталий Демиров.
"Создание единого рынка нефти и газа ЕАЭС является стратегической целью на пути к более глубокой интеграции экономик стран - участниц cоюза. Принципиальные договоренности о приоритетах и принципах общего рынка углеводородов закреплены в рамках соответствующей концепции с 2025 года и постепенно воплощаются в жизнь. Фактически отраслевые эксперты говорят о единой схеме, по которой выстраиваются все три одобренные концепции - по газу, нефти и нефтепродуктам. Согласно общей схеме, концепции регламентируют для энергетических компаний союзных стран реализацию недискриминационного доступа к нефтяной инфраструктуре, газотранспортной инфраструктуре и подземным хранилищам газа партнеров; возможности закупок газа, нефти и нефтепродуктов без количественных ограничений по рыночной цене, без экспортных пошлин", - отметил он.
Аналитик также обратил внимание, что положительным эффектом от создания единого рынка нефти и газа является экономическая выгода и более сбалансированное развитие стран, поскольку энергия является одной из основных затрат в себестоимости продукции. "Значимой задачей при выстраивании общего рынка газа является повышение ликвидности высококонцентрированного газового рынка. В этом случае необходимо не только регулирование тарифов, поскольку наиболее тормозящим данный процесс фактором является существование на рынке как регулируемых, так и свободных цен, ведущих к асимметрии рынка и неравным условиям для игроков", - добавил эксперт. Виталий Демиров уверен, что для повышения ликвидности биржевых торгов необходимы определенные изменения в механизмах регулирования биржи. "В частности, имеются ввиду мероприятия по повышению заинтересованности в доступе к биржевым торгам широкого круга производителей, нормативное закрепление обязательств по реализации фиксированных объемов газа основными производителями, отмена регулирования оптовых цен, создание организационных условий для хабов, на которых сформируется ликвидность, а также увеличение количества балансовых пунктов, в том числе виртуальных".
Он также добавил, что объединенный рынок нефти и нефтепродуктов является важнейшим шагом к достижению экономического суверенитета Союзного государства и ЕАЭС. Он позволит защитить союзные экономики от последствий развивающегося в мире энергетического кризиса, а простым потребителям гарантировать стабильные и приемлемые цены. "В целях оптимизации единого рынка нефти и газа ЕАЭС полагаем целесообразным в рамках союзной торговли газом и нефтью внедрить новые биржевые инструменты с длинным горизонтом торговли, расчетные фьючерсные контракты на природный газ, а также биржевые торги производными финансовыми инструментами. Можно по-разному относиться к спекулянтам и волатильности, но так называемые "бумажные сырьевые ресурсы" дают возможность хеджирования рисков. Отказ от использования подобных инструментов приведет к уходу большого количества игроков с рынка и существенному сокращению ликвидности. В этом случае конструктивная роль фьючерсных контрактов как ключевого элемента в системе ценообразования не будет выполнена", - отметил аналитик БИСИ. При этом он добавил, что в перспективе единый рынок позволит сгладить ценовые колебания и противостоять скачкам цен на внешних рынках. "Данные скачки могут иметь как случайный характер, так и вполне целенаправленно организованный. Кроме того, если говорить о системе рынков нефти и нефтепродуктов, следует отметить, что она является не только механизмом управления оборотом товарных масс, но в то же время и инструментом поддержания курса национальной валюты, объема золотовалютных резервов и реализации социальных программ", - резюмировал эксперт.
Ожидается, что объединенный рынок нефти и нефтепродуктов Беларуси и России может заработать к концу 2023 года, а ЕАЭС - в 2025 году. Договор об общем рынке газа планируется подписать до 1 декабря 2023 года. Предполагается, что объединенный рынок электрической энергии Союзного государства будет запущен с 2024 года.-0-