В современном мире, где эффективность и надежность играют ключевую роль в успехе любого бизнеса, вопросы качества выходят на первый план. В преддверии Всемирного дня качества сеть АЗС "Газпромнефть" в Беларуси организовала для корпоративных клиентов экскурсию на нефтебазу в Борисове, испытательную топливную лабораторию и АЗС №59, чтобы показать систему контроля сохранности топлива по всей цепочке поставки. Корреспонденты БЕЛТА составили им компанию и увидели процесс контроля качества топлива на всех этапах пути до клиента.
Безопасность на первом месте
Особое внимание в компании уделяют вопросам безопасности. Пока мы переодеваемся в спецодежду из прочной влагостойкой и негорючей ткани, начальник сектора обучения и развития персонала Иван Дривень рассказывает:
- В компании действует общекорпоративная программа "Каркас безопасности". Его основная задача - установить во всех активах компании единый набор требований и барьеров, предотвращающих происшествия. Мы уделяем этому вопросу первостепенное значение и стремимся стать эталоном для остальных участников отрасли.
Прием не начнется, пока не завершится анализ качества всех пробСеть АЗС "Газпромнефть" работает в Беларуси с 2009 года и объединяет 50 автозаправочных станций. Также в активе компании пять нефтебаз и две испытательные лаборатории в Борисове и Гродно, собственный парк бензовозов для доставки топлива на АЗС и оптовым клиентам.
Бензины и дизтопливо, поступающие на нефтебазы, изготовлены белорусскими нефтеперерабатывающими заводами. Сюда их привозят по железной дороге.
- Каждая партия топлива, поступающая на хранение, имеет свой отдельный пакет документов, в который входят накладная и паспорт качества завода, - рассказывает мастер склада нефтепродуктов Иван Глебов. - По документам мы видим, какие нефтепродукты и в каком количестве пришли. В паспорте указан завод-изготовитель, номер партии, объем топлива. Все вагоны опломбированы. Это позволяет дополнительно защитить нефтепродукты во время транспортировки.
- Прием не начнется, пока не завершится анализ всех проб, - подчеркивает Иван Глебов. - Когда получено заключение лаборатории, что прибывшие нефтепродукты соответствуют нормам, топливо может быть слито в резервуары нефтебазы.
Какие параметры топлива важны для автомобиля и почему?
Вместе с клиентами дальше перемещаемся в лабораторию. Здесь смотрим, какие параметры нефтепродуктов проходят проверку.
Собеседник поясняет: важно, чтобы нефтепродукты обеспечивали надежную работу двигателей. Для этого в лаборатории анализируют ряд ключевых параметров: октановое число бензина, цетановое число дизеля, фракционный состав, наличие серы и еще дюжину других.
- С помощью анализатора серы в течение 15 минут можно определить наличие этого вещества в топливе, - продолжает рассказ Игорь Стрежнев. - Сегодня согласно Техническому регламенту Таможенного союза в Беларуси используется топливо пятого экологического класса, содержание серы в котором не должно превышать 10 миллиграмм на килограмм. В партиях, прибывающих на нефтебазу, этот параметр обычно существенно ниже.
В лаборатории есть также приборы для проверки содержания механических примесей в дизельном топливе, наличие которых может вывести из строя двигатель. Оборудование, используемое для проведения испытаний, сертифицировано и также поверяется. Регулярно проводится его калибровка.
Специальная моторная установка проверяет октановое число бензинов - это настоящий стационарный двигатель с переменной степенью сжатия. Он воссоздает работу двигателя автомобиля при разных режимах эксплуатации. Для каждого метода испытания действует государственный стандарт.
Еще один прибор позволяет выяснить показатели уже дизельного топлива в отношении предельной температуры фильтруемости.
Все автоцистерны опломбированы
Следующий этап контроля качества нефтепродуктов - отгрузка топлива клиентам.
На территории нефтебазы находится автоматизированная станция налива топлива в автоцистерны. Одновременно она может обслуживать четыре многосекционных бензовоза. В разных секциях перевозятся разные виды топлива. Все отсеки герметичны, закреплены за определенным видом нефтепродуктов и имеют маркировку. Это важно, чтобы дополнительно гарантировать клиентам заявленное качество нефтепродуктов.
В процессе налива вся информация по каждому бензовозу отображается в системе управления в операторной объекта. Для гарантии безопасности отпуска на каждой машине установлены датчики переливов.
- Автоцистерна - тоже средство измерения, - поясняет Иван Глебов. - Поэтому она также проходит поверку, чтобы обеспечить сохранность количественных параметров нефтепродуктов для наших клиентов. Для точной прослеживаемости топлива на всем его пути из автоцистерны также берут арбитражные пробы.
Автоматика исключает человеческий фактор
Вслед за одним из бензовозов мы едем на АЗС № 59 и опять проходим инструктаж по технике безопасности. В частности, нам напоминают, что на АЗС запрещено курить, разводить огонь и пользоваться его открытыми источниками.
- Любой клиент на заправке имеет право попросить паспорт качества топлива, - подчеркивает ведущий специалист по мобильному обучению персонала Игорь Дранчук. -Оператор предоставит документ и объяснит значения показателей, которые интересуют водителя.
- Все этапы слива топлива в резервуары находятся под пристальным контролем не только персонала, но и системы видеонаблюдения. Также на станции действует автоматическая система противоаварийной защиты, которая оперативно реагирует на любые отклонения от нормы и минимизирует человеческий фактор во время приема топлива на станцию, - уточняет Игорь Дранчук.
Точность отпуска топлива можно проверить мерником
На каждой АЗС "Газпромнефть" есть мерники. Это специальные сертифицированные приборы, позволяющие определить точность дозы отпуска топлива. Все они обязательно поверяются, пломбируются и должны имеют соответствующие свидетельства о поверке. С их помощью на заправках ежемесячно выполняется поверка топливораздаточных колонок, а также ими могут воспользоваться клиенты.
- У любого средства измерения есть допустимая погрешность, - объясняет Игорь Дранчук. - Согласно документации завода-изготовителя и требованиям к работе ТРК со стороны БелГИМ, отклонения не должны превышать 25 миллилитров на 10 литров топлива. А это по сути чуть больше столовой ложки.
При нас в 50-литровый мерник вливают дозу топлива, кратную дозе мерника. Операцию согласно правилам выполняют два сотрудника. Устройство показывает, что ТРК работает идеально.
- Любой клиент может обратиться к работникам АЗС, чтобы проверить точность отпуска нефтепродуктов, - добавляет Игорь Дранчук. - Сотрудники станции проведут контрольный пролив в его присутствии и разъяснят методику.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.