4 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. В проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА заведующий кафедрой политологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, доктор политических наук, профессор Виктор Ватыль высказал мнение о том, что подписанный Президентом Беларуси указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться в Беларусь точно лег в канву опережающего движения.
"Он очень точно лег в канву опережающего движения каждого и в целом страны", - сказал Виктор Ватыль.
Политолог обратил внимание, что не успел еще появиться этот указ, его даже не опубликовали, но сразу пошли вбросы в интернете. "Со строго заточенной логикой: вас обманывают, вас вытягивают, вас там арестуют, вас посадят. И это говорят прежде всего те, кто сюда не собирается, кто мыслит в категориях непримиримости по отношению к своей родине. Они говорят, что это же надо, не может режим успокоиться, такого нигде в мире никогда не было, только здесь. Они лукавят", - отметил эксперт.
Виктор Ватыль привел пример из истории разных государств. "Такое было давным-давно в разных частях и прежде всего в матушке Европе. Прошлый век, возьмите. В разных ипостасях и проявлениях существует эта история о возвращенцах и невозвращенцах: вишисты во Франции, четники и усташи в Сербии и Хорватии, лесные братья в Прибалтике. Какие оказались сейчас оценки всего этого? Польша - "солдаты проклятия". И таких историй множество, они о них молчат, это свои. А здесь сразу же расставили все вроде бы точки над "i": это все плохо с нашей стороны, у них все хорошо", - резюмировал он.
Эксперт считает, что указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться в Беларусь создает почву для примирения. "Мы понимаем, что нам не нужно внутреннее гражданское разногласие, разделение в умах и сердцах, в семьях, на улице. Надо это убирать. Для нас не нужно это, это самое главное. Конечно, руководство понимает, что надо выбить почву у тех непримиримых, которые понимают, что возврата нет. Это тоже одна из задач, профилактическая", - сказал Виктор Ватыль.
Он добавил: "Естественно, здесь прекрасно понимается, что надо тем самым создать почву примирения. Люди должны понимать, что они могут вернуться домой. И вот здесь вырастает другая мизансцена - морально-нравственная, эмоционально-психологическая. Те люди, которые там находятся, они могли поскользнуться, заблудиться, что-то сделать. Но они понимают, когда там поживешь - ты не нужен, ты не их. Ты второй, не первый для них. И вот эта сторона - самая непростая, на мой взгляд".-0-