30 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект "Об изменении кодексов по вопросам исполнения наказаний". Документ в Овальном зале представил министр внутренних дел Иван Кубраков, передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона разработан Министерством внутренних дел и внесен в Палату представителей Советом Министров 6 июня. Законопроект предусматривает корректировку Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и Уголовно-исполнительного кодекса и направлен на развитие принципа гуманизма уголовно-исполнительного законодательства, совершенствование правоотношений в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности.
"С учетом поручений главы государства об обеспечении максимальной трудовой занятости населения проектом совершенствуется порядок организации работы с лицами, за которыми установлен превентивный надзор. Около 70% рецидивных преступлений совершаются лицами, не занятыми в экономике, из них около 14% приходится на долю судимых, за которыми установлен превентивный надзор. В связи с этим предлагается закрепить в Уголовном кодексе дополнительное требование о трудоустройстве для лиц, за которыми установлен превентивный надзор. Для реализации данной нормы в Уголовно-исполнительном кодексе предусматривается механизм оказания содействия в трудоустройстве указанной категории граждан", - рассказал Иван Кубраков.
Так, на лиц, за которыми установлен превентивный надзор, проектом возлагается обязанность работать по трудовому договору или осуществлять иной вид деятельности, предусмотренный законодательством о занятости населения. "При этом проект также определяет категории лиц, на которых данная обязанность не распространяется. Это лица пенсионного возраста, беременные женщины, инвалиды I и II группы. Несмотря на ускоренную информатизацию общества, значительная часть лиц, имеющих судимость, в связи с ведением ими асоциального образа жизни не имеет мобильных средств связи. Имеют место случаи, когда у таких граждан отсутствуют даже стационарные телефоны. С учетом данных фактов, а также тяжести совершенных ими преступлений предлагается закрепить в Уголовном кодексе письменное уведомление ими органа внутренних дел об изменении места жительства", - отметил министр.
В 2021 году были декриминализированы отдельные составы преступлений, связанные с уклонением от отбывания наказаний. Практическая реализация норм о замене наказания более строгим наказанием в случае злостного уклонения от отбывания назначенного судом наказания указала на необходимость совершенствования такого направления законодательства, подчеркнул Иван Кубраков. "Предложены отдельные изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы по детализации указанных механизмов. Например, предлагается расширить перечень оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, дополнив его наличием постановления суда о задержании осужденного до разрешения вопроса о замене наказания более строгим наказанием. Данное нововведение также позволит судам рассматривать такой вопрос без участия осужденного в случае его нахождения в розыске", - отметил он.
Ежегодно по учетам уголовно-исполнительных инспекций органов внутренних дел проходит около 15 тыс. судимых, к которым применено принудительное лечение, назначенное в соответствии со статей 107 Уголовного кодекса. "По инициативе Министерства внутренних дел в Уголовно-исполнительный кодекс предложены дополнения в части возложения на всех осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, дополнительной обязанности в виде явки в организации здравоохранения для прохождения принудительного лечения, назначенного в соответствии со ст.107 Уголовного кодекса,
и установления для них запрета на отказ от выполнения и соблюдения мероприятий, предусмотренных в рамках диспансерного наблюдения при прохождении такого лечения, а также ответственности за невыполнение указанной, - уточнил министр. - Следует отметить, что аналогичная норма с 2021 года применяется к осужденным к наказанию в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа и эффективно зарекомендовала себя на практике".
По его словам, ряд положений проекта направлен на устранение "правовых пробелов" в регламентации отдельных вопросов деятельности органов внутренних дел и исправительных учреждений при исполнении наказаний. Так, детализирован порядок направления осужденных к аресту к месту отбывания наказания с определением мест содержания осужденных при следовании в арестные дома (изоляторы временного содержания), сроков такого содержания (до десяти дней) и правил зачета этих сроков в окончательный срок отбывания наказания.
"Проектом юридически закрепляется возможность создания в качестве самостоятельных структурных подразделений в исправительных учреждениях реабилитационных центров для осужденных с синдромом зависимости от алкоголизма, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. В условиях данных центров на добровольной основе такие осужденные смогут пройти углубленные программы комплексной медицинской и социальной реабилитации с привлечением как медицинского персонала исправительных учреждений, так и
врачей-специалистов территориальных государственных организаций здравоохранения. Кроме того, нормативно закрепляется обязанность по оказанию медицинской помощи и обеспечению лекарственными средствами осужденных за счет средств республиканского бюджета, - дополнил Иван Кубраков. - В качестве мер, направленных на смягчение условий отбывания наказаний и улучшение положения осужденных, проект предусматривает увеличение количества посылок с одеждой, обувью и другими промышленными товарами с одной до двух. Это в течение года".
Дальнейшее развитие получает институт наличия в исправительных учреждениях домов ребенка. Предлагается терминологически вычленить данные подразделения из системы домов ребенка Министерства образования, определить государственные органы-регуляторы правоотношений по организации работы домов матери и ребенка (нормы обеспечения питанием, одеждой и обувью, мягким инвентарем - Министерство внутренних дел по согласованию с Министерством финансов, порядок деятельности домов матери и ребенка - Министерство внутренних дел).
Проект содержит также ряд норм, предусматривающих наделение государственных органов нормотворческой компетенцией на принятие нормативных правовых актов, регулирующих отдельные вопросы исполнения наказаний. Законодательное закрепление предложенных проектом инициатив позволит максимально повысить эффективность работы с осужденными и лицами, отбывшими наказания, снизить уровень негативных социальных и экономических последствий, причиненных в результате совершения рецидивных преступлений.
Принятие закона "Об изменении кодексов по вопросам исполнения наказаний" не потребует выделения дополнительных бюджетных средств, связанных с его реализацией.-0-
Фото Максима Гучека