19 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Представители Администрации Президента, НЦЗПИ и НЦПИ встретились в Академии управления при Президенте Беларуси со слушателями программы повышения квалификации этого учреждения образования, передает корреспондент БЕЛТА.
На мероприятии обсудили актуальные вопросы реализации норм Конституции в законодательстве и практической деятельности республиканских и местных органов государственного управления, обеспечения защиты государственных и общественных интересов, повышения качества подготовки нормативных правовых актов, планирования нормотворческой деятельности, использования государственных информационно-правовых ресурсов и другие.
"Встреча со слушателями Академии управления имеет особую важность. Ведь вы являетесь представителями юридических служб республиканских и местных органов власти, которые в своей повседневной работе реализуют решения, принятые на более высоком уровне, претворяя их в жизнь на местах, - сказал начальник главного государственно-правового управления Администрации Президента Евгений Коваленко. - И это не лекция, это встреча в формате диалога, где можно задать вопросы, получить ответы и одновременно выйти на решение острых, актуальных вопросов".
Евгений Коваленко привел факты, свидетельствующие об изменении акцентов по распределению полномочий в рамках правового поля. Так, если в 2021 году было издано 523 указа, то в 2022 году - 470. При этом примерно на 20% выросло число принимаемых постановлений правительства и на 30% - количество законов, которые принимаются парламентом.
"Я думаю, что в своей работе вы это уже почувствовали, - отметил Евгений Коваленко. - Несмотря на то, что указ, как и закон, также является законодательным актом, теперь указы издаются реже. Одновременно продолжается работа по перераспределению полномочий между главой государства и правительством. Также приобретают дополнительные компетенции для принятия решений облисполкомы. Тем самым повышается самостоятельность республиканских и местных органов госуправления в принятии решений".
Приступая в практической деятельности к подготовке проекта правового акта, ответственным за эту работу людям следует задаться вопросами: почему это должен быть именно указ, почему соответствующие вопросы не могут быть решены в виде закона и нужен ли этот закон вообще (возможно, проблему можно решить на подзаконном уровне), обратил внимание начальник главного государственно-правового управления.
Он подчеркнул, что по этой схеме принято достаточно много решений. Например, эффективно работает новый Кодекс о земле. Правительством определены таксы для возмещения вреда, причиненного окружающей среде, а раньше соответствующие вопросы регулировались актом Президента. Работает механизм и на ведомственном уровне. Например, указом №240 за 2021 год органам-регуляторам дано право не ждать регламента административных процедур, а самостоятельно определять формат взаимодействия между субъектами хозяйствования и государственными структурами, обращаться с этими целями в правительство уже не требуется.
"Все проекты должны оцениваться через призму пользы для государства, общества и граждан. Если будет должным образом обеспечена защита конституционного строя, защита государства, то будут защищены простые граждане и их интересы", - добавил Евгений Коваленко. Он также отметил важность грамотного применения законодательства, не инициируя его частые корректировки, оперативность при подготовке нормативных правовых актов.
Во время встречи выступили директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов и директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский.-0-