В нашей стране заработал нашумевший реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. Кому обязательно попасть в него? Что будет, если проигнорировать новацию? Для чего вообще нужны эти изменения и кого они коснутся? Все, что нужно знать по теме, нам рассказала адвокат Минской городской коллегии адвокатов Евгения Потапова.
Указ Президента Республики Беларусь №32 был принят в январе 2024 года и называется "Об автомобильных перевозках пассажиров". Он регламентирует порядок перевозок в так называемом нерегулярном сообщении, то есть не затрагивает рейсовые маршруты, которые ходят по расписанию. К нерегулярным перевозкам относятся, прежде всего, такси и перевозки пассажиров по предварительным заказам. Например, если нужно доставить работников или учащихся к месту работы или учебы, сопроводить какие-то экскурсии, ритуальные мероприятия и так далее.
После 1 ноября работа такси (подразумеваем, что имеются в виду нерегулярные перевозки, указанные выше), деятельность по организации таких перевозок для не включенных в реестр перевозчиков запрещается, является незаконной и влечет достаточно серьезную ответственность в соответствии с частью 3-й статьи 13.3 КоАП как за незаконную предпринимательскую деятельность.
- Сразу оговорюсь, что санкция нормы достаточно серьезная. Помимо крупных штрафов (для юридических лиц - до 500 базовых величин), одновременно применяется конфискация до 100% полученного в результате такой деятельности дохода.
Владельцем реестра и его оператором является Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Нормы, которые регламентируют формирование реестра, вступили в силу с 1 августа 2024 года. То есть с этой даты перевозчики, диспетчеры и водители уже могут начинать действовать, чтобы попасть в реестр.
Кстати, стоит учитывать важный нюанс: до 1 ноября включение в реестр будет бесплатным, а после нужно будет заплатить государственную пошлину:
- за одного водителя - 1 базовая величина;
- за каждое транспортное средство - 2 базовые величины;
- за включение каждого диспетчера - 100 базовых величин.
Какие обязанности с 1 ноября возлагаются в первую очередь на диспетчеров и перевозчиков?
Вся информация о транспортном средстве, его водителе, диспетчере, перевозчике, о необходимых реквизитах и средствах связи, информационных системах, которые они используют в своей деятельности, будет в реестре. Причем ее обязательно нужно будет поддерживать в актуальном состоянии. В случае определенных нарушений нахождение в реестре может быть приостановлено.
- При этом может быть приостановлена информация как в отношении субъекта хозяйствования, то есть диспетчера или перевозчика, так и о транспортном средстве или водителе. О водителе информация приостанавливается на срок до 1 месяца, о транспортном средстве, перевозчиках и диспетчерах - до 3 месяцев. В период приостановления, естественно, осуществление перевозок запрещается. В случае, если запрет будет нарушен, диспетчер или перевозчик подлежат исключению из реестра.
Еще одно требование для диспетчеров и автоперевозчиков - обязательная видеофиксация всех автоперевозок с 1 ноября 2024 года. То есть средство видеофиксации должно находиться в рабочем состоянии в течение всей смены, а любая поездка - быть записанной.
Диспетчеры и перевозчики должны будут вести учет сведений обо всех поездках, которые они организовали (форму разработает Совет Министров) и хранить эти данные 12 месяцев. Что это за данные? Дата перевозки, время вызова и подачи транспортного средства, место подачи, какое именно транспортное средство и водитель выполняют перевозку. Если данные не будут учтены и сохранены, это тоже послужит основанием для исключения автоперевозчика или диспетчера из реестра. Необеспечение видеофиксации перевозок и несохранение видеозаписей приведет к тем же последствиям.
- Обратиться за повторным включением в реестр можно только спустя 6 месяцев после даты исключения. Соответственно, с повторной уплатой государственной пошлины.
Какие нарушения могут быть основанием для приостановления нахождения в реестре?
- В случае, если юрлицо не располагается по своему юридическому адресу (месту регистрации).
- В случае, если субъект хозяйствования имеет задолженность по уплате налогов на сумму, превышающую 1 базовую величину.
- В случае, если неоднократно (2 и более раз в течение 12 месяцев) допускался к перевозкам водитель, не прошедший медицинское освидетельствование в установленном порядке.
- В случае, если неоднократно допускалось к участию в дорожном движении транспортное средство, в отношении которого отсутствуют договор обязательного страхования гражданской ответственности, у которого не пройден техосмотр, имеются какие-то переоборудования в конструкции, не оформленные в установленном порядке. А также если транспортное средство имело неисправности, которые запрещают его допуск к участию в дорожном движении.
- В случае ряда иных нарушений.
Для чего нужен этот указ?
Новые меры должны обеспечить полную прозрачность в сфере автоперевозок, сделать их более безопасными и повысить качество оказания услуг.- Также введение реестра, безусловно, способствует повышению финансовой дисциплины. К данным в установленном законом порядке имеют доступ соответствующие контролирующие, налоговые органы.
Надо сказать, что в реестре будет достаточно много персональных данных. Причем не только в классическом понимании (ФИО, паспортные данные и место жительства), но и, допустим, номер водительского удостоверения, медсправка о состоянии здоровья водителя, сертификат о прохождении обучающих курсов для получения водительского удостоверения, трудовой договор с датой заключения и реквизитами. Также номер телефона, контактные данные и сведения о транспортных средствах, находящихся во владении и пользовании.
| Подготовлено по видео БЕЛТА. Фото БЕЛТА.
Читайте также:
При нем оркестр был "лабораторией". Говорим о Михаиле Козинце
Как понять, что у тебя инфаркт миокарда и что делать? Эти советы могут спасти жизнь