- Азат Манукович, а с чего началась ваша личная история с часами "Луч"? Как вы впервые с ними столкнулись?
- Вы представляете предприятие с огромной историей в условиях высочайшей конкуренции на мировом рынке. Как в такой ситуации получается не просто выживать, а развиваться?
- И, кажется, мало кто даже из них выпускает по несколько лимитированных коллекций в год…
- Именно! Уже несколько лет мы успешно выпускаем и продаем коллекции тиражом всего 50-100 экземпляров. И не одну в несколько лет, а минимум пять коллекций ежегодно! В 2025 году выпустили семь лимитированных коллекций наручных часов. Это требует огромных ресурсов, но высокий спрос подтверждает: рынок ценит аутентичное, не массовое.
Некоторые коллекции мы выпускаем из года в год на одну и ту же тему. Например, серия, приуроченная ко Дню родного языка, в этом году была посвящена Василю Быкову. Несколько лет выходит и коллекция "Краски мира". Первая серия включала изображения картин армянского художника Мартироса Сарьяна и имела оглушительный успех - была распродана за несколько часов! Затем на циферблатах появились полотна Ван Гога, Густава Климта, Василия Кандинского. А кто следующий - пока останется нашим секретом. Добавлю, что раз в пять лет мы также выпускаем коллекции к юбилею самого завода. Одна из них была распродана за 9 минут.
Но большинство коллекций связано с актуальными событиями. Так, коллекция "Память" была создана к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мне кажется, такие часы должны быть у каждого белоруса - в память о подвиге. На их корпусе обозначено количество сожженных деревень, а на циферблате - координаты Хатыни. Еще одна достойная коллекция - "Павлинка" - вышла к 105-летию Купаловского театра. В следующем году планируем выпустить несколько коллекций для России. Идея будет общей, объединяющей наши страны.
- Кто придумывает, как воплотить эти идеи в жизнь?
- На заводе много потрясающих сотрудников. Некоторые, уйдя на пенсию, просятся обратно - потому что часы стали их страстью, их жизнью! Старшее поколение активно делится опытом с новичками, и в целом штат за последние годы сильно омолодился. У нас трудится целая команда дизайнеров, которая тесно взаимодействует с отделом конструкторов. Большой вклад вносит и маркетинг, который помогает донести ценность наших часов до потребителя и выстроить сильный бренд. Именно этот тандем, подкрепленный грамотной маркетинговой стратегией, обеспечил неуклонный рост продаж всех наших коллекций. Поэтому и планы на пятилетку у нас амбициозные - удвоить объем продаж, в первую очередь за счет экспорта в Россию, а затем и в другие страны СНГ.
- Многие часовые бренды объединяются на общих торговых площадках, но "Луч" и здесь пошел своим путем…
- Такой стратегии мы придерживаемся внутри страны. С одной стороны, у нас очень широкая линейка продукции, а с другой - для нас важно оставаться народным брендом. В то время как всемирно известные марки выпускают статусные модели для определенной публики, наша продукция рассчитана на самую разную аудиторию. Всё это можно найти в наших фирменных магазинах. Первый из них открылся в 2007 году в Минске на проспекте Независимости, 95. За рубежом мы планируем активнее расширять торговую сеть, а в Беларуси недавно открыли уже десятую точку - в "Первом Национальном торговом доме". Мы очень благодарны местным властям за поддержку нашего предприятия.

- размещаются материалы рекламно-информационного характера.