13 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Изменения, направленные на оптимизацию уголовной ответственности за правонарушения против порядка осуществления экономической деятельности, вступят в силу 19 июля, сообщил в пресс-центре БЕЛТА начальник отдела государственного обвинения Генеральной прокуратуры Беларуси Эльдар Сафаров.
Изменения предусмотрены законом от 9 января 2019 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь". В частности, повышается порог крупного и особо крупного размера ущерба по экономическим преступлениям. К примеру, для квалификации деяния по ст.243 УК (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) - с 1 тыс. и 2,5 тыс. до 2 тыс. и 3,5 тыс. БВ соответственно.
Исключается уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность (ст.233 УК), совершаемую без регистрации в установленном порядке, и за запрещенную законодательными актами предпринимательскую деятельность. Преступлением будет признаваться только предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), сопряженная с получением дохода в крупном и особо крупном размере.
Среди исключаемых статей - ст.234 УК (лжепредпринимательство). Как отметил Эльдар Сафаров, лжепредпринимательские структуры зачастую используются при совершении иных преступлений, в частности, уклонении от налогов или незаконной предпринимательской деятельности - именно эти преступления превалируют. По статье "лжепредпринимательство" в 2018 году были осуждены восемь человек.
По словам заместителя директора Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Виктора Франскевича, роста преступлений по статье "лжепредпринимательство" по итогам 2018-го не было. Наоборот, их количество, как и сопутствующих преступлений, с 2013-го снижалось.
Кроме того, исключается так называемая общая конфискация имущества как дополнительный вид наказания и расширяется применение специальной конфискации.
Как институт спецконфискация существует в Уголовном кодексе Беларуси с момента его вступления в силу в 2001 году. Суть заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства орудий и средств совершения преступлений, принадлежащих осужденному, имущества, добытого преступным путем, дохода, полученного от использования этого имущества, предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу. Также спецконфискации подлежат транспортные средства, которыми управлял человек, совершивший преступление, предусмотренное ст.317-1 УК.
Отвечая на вопросы журналистов, Эльдар Сафаров пояснил, кого освободят от конфискации имущества в связи с изменениями. "Что касается общей конфискации, в законе этому вопросу уделено внимание и отмечено следующее: лица, осужденные к дополнительному наказанию в виде конфискации имущества, подлежат освобождению от этого наказания, если конфискация не исполнена ко дню вступления в законную силу изменений. Приговоры в части конфискации имущества, исполненные полностью или частично до вступления в силу закона, считаются исполненными и пересмотру в этой части не подлежат", - сказал представитель Генеральной прокуратуры.
Эльдар Сафаров отметил, что в 2018 году конфискация имущества как дополнительное наказание была назначена 80 лицам, осужденным за преступления против порядка осуществления экономической деятельности.
Вводится положение о том, что наказание в виде лишения свободы не может быть назначено впервые осуждаемому лицу, совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление против порядка осуществления экономической деятельности. Исключение составляет контрабанда, незаконный экспорт или передача в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализация (отмывание) средств, полученных преступным путем.-0-
Все материалы конференции можно прочитать по ссылке