ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Вторник, 10 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -1°C
Все новости
Все новости
Общество
29 мая 2024, 21:10

"И хочется посигналить". Познакомились с лучшим машинистом дизель-поезда на БЖД

Лучший машинист дизель-поезда на Белорусской железной дороге Николай Василевич
Лучший машинист дизель-поезда на Белорусской железной дороге Николай Василевич
"Прихожу на работу с радостью, а уходя, уже жду с нетерпением следующий рейс", - говорит лучший машинист дизель-поезда на Белорусской железной дороге.

В конце апреля в столичном Дворце культуры и спорта железнодорожников состоялось примечательное событие. В торжественной обстановке наградили победителей конкурса "Лучший по профессии на железнодорожном транспорте" и отраслевого соревнования за 2023 год. Высокого профессионального признания удостоился и 31-летний машинист дизель-поезда локомотивного депо Минск Николай Василевич.

Махали машинисту проходящего поезда

Он как настоящий полешук - коренастый, крепко сбитый. Взгляд проницательный, но добрый и открытый, рукопожатие энергичное и уверенное. Он и вырос-то на Полесье, в агрогородке Мальковичи Ганцевичского района. И, представьте себе, в детстве мечтал стать машинистом поезда. Да, именно так и никак иначе!

Как зародилась у Коли страсть к большим и мощным машинам, романтике и необыкновенному миру железной дороги - вопрос, конечно, интересный, но, похоже, ответ на него лежит на поверхности.

Рядом с агрогородком Мальковичи проходит железная дорога. Через одноименную станцию и днем и ночью следуют грузовые и пассажирские поезда. Движение не очень интенсивное, к тому же не все пассажирские тут останавливаются, а если и делают остановку, то на минуту-другую, чтобы быстренько выпустить одних и забрать других пассажиров. В этой знакомой и привычной картине на небольшой полесской станции Коля всегда ощущал что-то непостижимо завораживающее.

С друзьями любил наблюдать за происходящим. Часто бегали на станцию встречать поезда и потом, провожая их, долго смотрели на уходящие в манящую даль сверкающие рельсы. Всякий раз махали машинисту проходящего поезда, а тот сигналил, приветствуя ребятню.

- Все железное и большое, что движется, мне всегда нравилось, - улыбается Николай Василевич, рассуждая о закономерности своего профессионального выбора. - Те же автомобили и мотоциклы: еще в детстве тянуло разобраться, как в них все устроено и работает.
2013 год. Из армии после срочной службы Николай Василевич вернулся в звании старшины

Отец всячески поощрял и поддерживал увлечение сына. Как любой хороший родитель, Александр Григорьевич хотел, чтобы тот выбрал для себя правильный жизненный путь и занимался любимым делом. Сам Василевич-старший много лет работает на железной дороге монтером пути, и наверняка пример отцовского трудолюбия и преданности своей профессии сыграл не последнюю роль в жизни Николая. Неслучайно же затем и младшая сестра Мария продолжила железнодорожную династию, сейчас она инженер по технической документации на станции Лида.

- Честно говоря, чего-то другого тогда даже не рассматривал. Родители с радостью выбор одобрили, - говорит Николай Василевич.

"Стать машинистом, наверное, все еще было в мечтах".

Учился на помощника машиниста в Гомельском государственном профессионально-техническом училище № 35 железнодорожного транспорта имени М.Т. Лынькова (теперь это колледж транспорта и транспортных коммуникаций. - Авт.). После выпуска успел немного поработать в локомотивном депо Лунинец, затем призвали в армию. Полгода знаменитой "учебки" в Печах, полтора года в воинской части в Слониме. Замкомвзвода, командир БМП - вернулся старшиной. Кто служил срочную, тот поймет: такие звания абы кому не присваивают.

Жизнь складывалась по классическому варианту: после армейской службы вернулся на прежнее место работы, в локомотивное депо Лунинец. Ездил помощником машиниста на грузовых и дизель-поездах. Работа нравилась, и это он считал главным.

- Стать машинистом, наверное, все еще было в мечтах, - как бы упреждая мое любопытство, заулыбался Николай. - Это казалось сложным, требовало очень серьезной ответственности. Стремление по-настоящему появилось позже, когда вник в рабочий процесс до мельчайших деталей и нюансов.

Казалось, все шло своим чередом, но тут в дело вмешался случай. Как станет понятно чуть позже, счастливый.
Заслуженную награду Николаю Василевичу вручил начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов

Как-то в Мальковичи погостить у своего дяди приехала из Жодино девушка по имени Марина. Она дружила с одноклассницей Николая, та и познакомила молодых людей.

- И все!.. - смеется Василевич. Мол, пропал, любовь с первого взгляда. - Сразу ей не говорил, что работаю помощником машиниста. Думала, что водитель. Узнав, что вожу поезда, приятно удивилась.

"А мне с ним оказалось надолго по пути…" - эти слова из известной песни о них, Марине и Николае. В их счастливой семье двое детей - семилетняя Ксения и младший на год Ярослав. С 2014 года Василевичи живут в столице. Супруга трудится инженером-технологом, а Николай в локомотивном депо Минск. Осуществилась его детская мечта, к которой он шел не спеша, основательно и с присущей ему ответственностью. Здесь она приобрела, можно сказать, конкретные и зримые очертания в виде элегантного и современного дизель-поезда серии ДП. Первые "трехвагонники" на Белорусской железной дороге ввели в эксплуатацию в начале 2014 года. Позже появились шестивагонные дизель-поезда ДП6.

"Словом, хороший диагност"

- Машинист - это своего рода вершина, особенно в пассажирском движении, - рассуждает Николай Василевич. - На нем большая ответственность за здоровье и жизни людей. Грузовые перевозки тоже немаловажны, но, видимо, неслучайно на железной дороге действует такое правило: чтобы попасть в пассажирское движение, нужно минимум два года отработать машинистом тепловоза, потом серьезные экзамены.

В поездки сейчас Николай отправляется в основном в областные города, а также в столицу белорусского Полесья - Пинск.
Машинист-инструктор Леонид Демский уже 18 лет занимается подготовкой кадров в локомотивном депо Минск

Рабочий график составляют на месяц. По словам Николая, это удобно: можно распланировать выходные дни. Как складывается смена для машиниста и помощника, он рассказывает на примере поездки в Гродно:

- В 12:45 приходим в депо. Медицинская комиссия, инструктаж, приемка поезда и в 15:18 отправление со станции Минск-Пассажирский. Прибываем в Гродно в 19:10. Там у нас буквально полчаса, и возвращаемся обратно.
Читайте также:

На волоске от смерти: как старший сержант Блохин в 1944-м открыл путь для целой армии?

"З гэтага ўсё і пачалося". Міхась Пазнякоў пра рускія рамансы, бацькоў і беларускую мову

"Ваш мальчик не жилец". Как сын лесника стал лучшим борцом вольного стиля 20-го века

Это так называемые оборотные поездки. Но есть и другие, с отдыхом. Как в Могилев например: поезд, прибывший поздно вечером, обратно в Минск отправляется утром.

Николай до сих пор отчетливо помнит день, когда впервые самостоятельно поехал в роли машиниста. Строго говоря, первая поездка проходит с инструктором и обычно не вызывает каких-либо трудностей: рядом опытный человек, который подстрахует и поможет в случае необходимости.

- Самостоятельная получилась немного волнительной, но разве что только один час и первые минуты особенно, за спиной же никого не было, - рассказывает Николай. - Зато приехал обратно как герой. И с каждым днем чувствовал себя увереннее.
Поездная бригада в пути: машинист Николай Василевич (справа) и помощник машиниста Юрий Галась

Оказывается, далеко не каждый помощник машиниста при всем его неуемном желании может покорить вершину, о которой говорит Николай. По наблюдениям машиниста-инструктора Леонида Демского, а он в локомотивном депо Минск уже 18 лет занимается подготовкой кадров, желанной цели достигает даже не каждый второй - процентов 45. Поменялось многое. В свое время Леонид Генрихович проработал помощником машиниста пятнадцать лет. Говорит, что машинистами тогда становились не раньше, чем в тридцать пять, а сейчас в кабине поезда за пультом управления не редкость двадцатипятилетние ребята. Но прежде чем им доверят управление поездом, потенциальные машинисты проходят строжайший отбор.

- В поездке один человек ведет себя так, как будто что-то жжет ему руки: неуверенный, напряженный и постоянно в ожидании какой-то опасности, - рассказывает Леонид Генрихович. - А другой приходит и садится как в свое любимое кресло перед телевизором. Вот Коля к таким людям относится. А техника, она чувствует уверенность и спокойствие машиниста, не ломается. У того же, кто волнуется и переживает, чаще случаются нежелательные события.

"Машинист - это своего рода вершина, особенно в пассажирском движении".

Помимо экзамена на профпригодность и медицинской комиссии, претенденты проходят серьезное психологическое тестирование.

- Самое главное - быть уравновешенным и выдержанным, не поддаваться каким-то негативным эмоциям и уметь все личное оставлять за воротами депо, - говорит Леонид Демский. И, возвращаясь к нашему герою, рассказывает "маленький секрет", который в коллективе таковым на самом деле не является. Когда Николай еще работал помощником, к Демскому приходили машинисты и просили поставить к ним именно его. Мотивировали тем, что парень исполнительный, каких поискать, и, мол, видит все - еще нет никаких проявлений, а он замечает: что-то не так. Словом, как говорит Леонид Генрихович, хороший диагност.

- Не преувеличена ли роль помощника в поездном тандеме? - спрашиваю у Николая.

Он улыбается:

- От помощника очень много зависит, даже настроение. Легко работать с открытыми, честными, добросовестными и, самое главное, ответственными людьми. Такими, как мой теперешний помощник Юрий Галась. Он чуть старше меня. С ним всегда уверен, что все будет хорошо. Но решение в любом случае принимает машинист.

- Одного желания ездить с кем-то мало? Нельзя просто так выбрать себе помощника?

- Действительно, пары подбирают. Для этого проходим основательное психологическое тестирование в течение трех часов.

- Ого, прямо как в космос!

- Что-то в этом роде, да, - соглашается Николай Василевич.
Наука для дублера помощника машиниста: как установить адаптер автосцепки

Работа для него - это не смены, которые банально нужно отработать. Она Николая захватила, можно сказать, затянула с головой.

- И уже ждешь следующую поездку, потому что интересно ехать, увлекательно управлять такой махиной, - улыбается Николай. - Я и не работал бы на таком месте, где нужно сидеть в кабинете. Нравится движение, когда постоянно в пути, а за окном весна, лето, осень, зима сменяют друг друга. Интересно работать в этой атмосфере, ее трудно передать словами.

"Самое главное - быть уравновешенным и выдержанным, не поддаваться каким-то негативным эмоциям".

Романтика? Ну как сказать, это скорее относится к пассажирам, которые, удобно устроившись в уютном вагоне, с умилением наблюдают за пролетающими живописными пейзажами за окном. Для машиниста и его помощника каждая поездка - тяжелый труд, сопряженный с большой ответственностью, ведь за их спинами сотни людей.

На дороге всякое может случиться. Представьте: поезд мчится со скоростью 100 км/ч, а впереди на рельсах застрял на переезде грузовик. В такой ситуации счет времени идет на секунды, особенно в условиях плохой видимости, когда невозможно вовремя заметить преграду. Или возникла неисправность, которая не позволяет продолжить движение.

- Таких случаев, чтобы я стоял где-то на перегоне и за нашим составом ждали другие поезда, не было, - говорит Николай. - Всегда стараешься найти выход из положения.

На устранение неисправности отводится 15 минут. Иначе, как говорят железнодорожники, брак в работе.

- Хороший машинист тот, чья фамилия не фигурирует в соответствующих документах, - едва заметно улыбнувшись, продолжает мой собеседник. - И для хорошего машиниста невозможно, чтобы он за короткое время не устранил неисправность. Помогают знания, опыт. Каждую среду у нас техучеба. Узнаем новое, что-то повторяем, чтобы лучше запомнить. Стараемся всегда быть на уровне.

"Случайных людей в нашей профессии не бывает. Такие у нас не то что не задерживаются, они тут не нужны".

Николай Василевич - не просто хороший машинист дизель-поезда, он лучший на нашей железной дороге. Уверенность в себе, ответственность, дисциплинированность - его главные качества.

- Дорога не терпит разгильдяйства, безответственности. Без дисциплины здесь никак, - говорит он. - Поэтому случайных людей в нашей профессии не бывает. Такие у нас не то что не задерживаются, они тут не нужны.
Заместитель начальника локомотивного депо Минск по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Наталья Мазец

Пассажирам невдомек, да и кто из них всерьез задумывался когда-либо над тем, как, собственно, получается так, что на нужную станцию поезд прибывает вовремя, плавно трогается и тормозит, не заставляя судорожно вжиматься в кресло. Между тем это задача, которую на протяжении всего пути следования решает машинист.

- Надо каждую станцию проехать с установленным графиком, - рассказывает Николай Василевич. - Рассчитываешь время и скорость. Приятно, когда прибываешь на станцию секунда в секунду.

Особенность пассажирских составов, которые водит Николай, в том, что как такового начальника поезда там нет. Кто же тогда главный и к кому обращаются в случае каких-то непредвиденных ситуаций? Правильно, к машинисту, он главный в поезде. Но прежде всего отвечает за соблюдение графика движения. На железной дороге это закон, основа, фундамент.

- Хватает опаздывающих пассажиров. Двери уже закрываются, и видишь - бегут. Всегда стараешься относиться по-человечески, - говорит Николай Василевич. - Ждешь, особенно если это люди пожилого возраста. График у нас очень серьезный - секунда в секунду, можно сказать. На две минутки задержался - к нужному времени можешь не приехать. Стараемся нагнать, конечно. На конечной станции иногда пассажиры подходят и благодарят, что подождал. Приятно. И людям хорошо.

"Ого, а где ваш папа работает? На самолетах летает, что ли?"

Николай любит свою профессию, гордится ею. Эту открытость и искренность невозможно сыграть или имитировать, она чувствуется в каждом слове и взгляде. Николай счастлив, что и семья полностью разделяет его позицию. Дети шумно и радостно встречают его после очередной поездки, набрасываются с вопросами, где был на этот раз, что видел. Как-то в детском садике, который посещали Ксюша и Ярик, попросили фото родителей на рабочем месте. Малыши с восхищением рассматривали снимок Николая: "Ого, а где ваш папа работает? На самолетах летает, что ли? ". Василевич говорит, что дети вернулись домой счастливыми, были очень горды им.
По дороге на малую родину Николая Василевича возле знаменитого зубра на трассе Минск - Брест

- А дальше что, есть планы? К примеру, получить высшее образование, - интересуюсь. Почему-то складывается впечатление, что вопрос застал Николая врасплох.

- Учиться в любом случае надо, - раздумывая, медленно произносит он и продолжает уже без сомнения: - Но я чувствую себя в своей тарелке, на своем месте и не хотел бы быть на другом. Прихожу на работу с радостью, а уходя, уже жду с нетерпением следующий рейс. Тем более сейчас такая прекрасная весна. Просыпаешься рано уже сам, без будильника, и сердце радостно екает: "Скоро на работу! "

Даже в выходной, если все складывается по семейным делам, он едет в… свой гараж, где любит повозиться с техникой - "покрутить, поремонтировать".

Дважды в месяц Николай обязательно бывает на малой родине. Тянет в родные края, не отпускают Мальковичи, говорит он. Надеется, что так будет всегда. Приезжают всей семьей, малышне тут очень нравится. Гостеприимные Наталья Николаевна и Александр Григорьевич во внуках души не чают.

Всегда найдется, в чем подсобить родителям. А еще рыбалка, тихая охота - здешний край радует природными богатствами. Время летит стремительно, словно поезд бизнес-класса, которым управляет Николай Василевич. Легкую грусть расставания скрашивает ожидание новой встречи с родной деревней и дорогими сердцу людьми.

Каждый раз, бывая в Мальковичах, Николай, а то и все вместе, обязательно заходит в храм Святого Николая, который расположен на выезде из агрогородка. Настоятель отец Вячеслав - его крестный, и им всегда есть о чем поговорить.

- Скажу без обиняков: побольше бы на нашей железной дороге таких профессионалов, как Николай Василевич, - отмечает заместитель начальника локомотивного депо Минск по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Наталья Мазец. - Он из тех людей, о которых говорят, что они крепко стоят на земле, на них можно положиться и довериться в самых сложных ситуациях и знать, что не подведут.
В локомотивном депо Минск

"И хочется посигналить…"

На территории депо словно попадаешь внутрь какой-то навороченной компьтерной игры: вокруг локомотивы, составы, специальные платформы и пути, оснащенные разнообразным оборудованием - кранами, подъемниками, какими-то немыслимыми инструментами. В этом заповедном месте обслуживают, ремонтируют и хранят локомотивы, дизель-поезда и другой подвижной состав.

Отсюда начинается каждая поездка машиниста Николая Василевича. Сначала на вокзал, где поезд с нетерпением ждут пассажиры и откуда в назначенное время он отправится по маршруту. Как обычно, трогая состав с места, лучший машинист дизель-поезда на Белорусской железной дороге произнесет: "С богом!" И вновь побегут вдаль сверкающие на ярком майском солнышке рельсы. Свой день рождения он тоже встретит в пути - 24 мая Николаю Василевичу исполняется 32 года.

Поездка в Пинск самая желанная и любимая. Это еще одна встреча с малой родиной - правда, мимолетная, но очень радостная и волнующая одновременно. Каждый раз проходящий через Мальковичи без остановки поезд выходит встречать отец. Николай говорит, что трудно передать словами чувства, которые он испытывает, когда видит родного человека, приветственно машущего рукой, со счастливой улыбкой на лице.

- И хочется посигналить, - в голосе Николая проскользнули невероятно теплые нотки.

Уверен, Александр Григорьевич гордится сыном.

Цифры и факты

•    Ежедневно услугами Белорусской железной дороги пользуются до 200 тысяч человек.

•    Пассажирское железнодорожное сообщение охватывает более 2000 населенных пунктов страны.

•    Перевозки пассажиров организованы в международном, межрегиональном, региональном сообщении и поездами городских линий.

•    Эксплуатационная длина путей дороги - 5,5 тысячи километров, более 25 % из них электрифицированы.

•    На Белорусской железной дороге трудятся более 60 тысяч работников, они представляют более чем 300 различных профессий и специальностей.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.

| Игорь ГОНЧАРУК, журнал "Беларуская думка". Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ, из личного архива Николая ВАСИЛЕВИЧА.
Топ-новости
Свежие новости Беларуси