19 апреля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Грамотное и качественное формирование эффективной среды во многом зависит от трех участников этого процесса: художника, архитектора и приобретателя прав на произведение искусства. Какие обязанности возложены на каждого, во время круглого стола "Комфортная и эффективная городская среда: от теории к практике" в пресс-центре БЕЛТА пояснил скульптор, заместитель председателя Белорусского союза дизайнеров, член Белорусского союза художников Максим Петруль.
"Сравнение эффективной среды с человеком, на мой взгляд, очень уместно. Ведь, по сути, кто мы? Мы не только субъекты в пространстве, мы и субъекты во времени. В каждом из нас есть некоторая историчность. Мы личности не просто потому, что в хороших костюмах, а потому, что за каждым стоит определенный бэкграунд, - отмечает скульптор. - В чем заключается феномен художественного произведения? В том, что это не просто предмет. Он имеет определенную историю, у него есть концепция. Точно так же у каждого человека есть своя история, внешний вид, внутренний мир. Под внутренним миром мы понимаем не столько внутренние органы, сколько ментальную составляющую субъекта. Художественное произведение тоже апеллирует не столько к внешним признакам, сколько к внутренним, историческим".
По мнению скульптора, тремя составляющими, от которых зависит грамотное и качественное формирование эффективной среды, можно считать приобретателя прав на произведение, архитектора и художника. Художник предоставляет произведение приобретателю и поясняет, какая за ним стоит история, архитектор решает сценарность ситуации, а от осознания смысла произведения приобретателем прав, понимания того, что скульптура или другой художественный объект нечто большее, чем внешняя оболочка, зависит, что именно будет интегрировано в среду.
"Важно, чтобы интегрирующий произведение архитектор, художник и приобретатель прав очень четко осознавали, что произведение имеет свою историю, то есть было представлено на масштабных престижных международных выставочных проектах или же находится в собраниях музеев и уже давно признано как художественное произведение компетентными профессионалами из сферы искусства. И вот поэтому эта история нашей культуры является достоянием белорусского народа, - подчеркнул Максим Петруль. - Таким образом мы формируем не только внешний образ, но и наполняем его смыслом".
"Сравнение эффективной среды с человеком, на мой взгляд, очень уместно. Ведь, по сути, кто мы? Мы не только субъекты в пространстве, мы и субъекты во времени. В каждом из нас есть некоторая историчность. Мы личности не просто потому, что в хороших костюмах, а потому, что за каждым стоит определенный бэкграунд, - отмечает скульптор. - В чем заключается феномен художественного произведения? В том, что это не просто предмет. Он имеет определенную историю, у него есть концепция. Точно так же у каждого человека есть своя история, внешний вид, внутренний мир. Под внутренним миром мы понимаем не столько внутренние органы, сколько ментальную составляющую субъекта. Художественное произведение тоже апеллирует не столько к внешним признакам, сколько к внутренним, историческим".
"Важно, чтобы интегрирующий произведение архитектор, художник и приобретатель прав очень четко осознавали, что произведение имеет свою историю, то есть было представлено на масштабных престижных международных выставочных проектах или же находится в собраниях музеев и уже давно признано как художественное произведение компетентными профессионалами из сферы искусства. И вот поэтому эта история нашей культуры является достоянием белорусского народа, - подчеркнул Максим Петруль. - Таким образом мы формируем не только внешний образ, но и наполняем его смыслом".
Потенциал для развития эффективной среды, по оценке эксперта, в нашей стране есть, дело стало за тем, чтобы популяризировать и правильно подавать информацию специалистам, вовлеченным в процесс благоустройства. "У нас есть все для того, чтобы развивать эффективные среды через благоустройство самых разных городов Беларуси: от столицы и областных центров до маленьких населенных пунктов, - считает представитель Белорусского союза художников. - Следование описанным принципам позволит насыщать среду белорусских городов не декорациями, а тем, что действительно имеет значение для истории, развития искусства, культуры и благоустройства населенных пунктов".-0-
Фото Надежды Костецкой