Как живут современные студенты от сессии до сессии, узнали у лучшего представителя этого сообщества - Ксении Лащевской. Она признана победителем конкурса "Студент года - 2021". За этот титул сражалось 200 молодых людей из 36 учреждений высшего образования.
Утром - занятия, вечером - активности
"Заботливая, открытая, нежная, временами задумчивая и очень добрая", - написала о себе Ксения. После знакомства с ней добавим: мотивированная на успех и получение качественного образования, инициативная, креативная, талантливая и невероятно обаятельная.
Ксения Лащевская учится на третьем курсе Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, получает профессию сурдопедагога.
Пусть к финалу конкурса "Студент года" был непростым, говорит наша героиня. Вначале - заочный отбор в университете, затем - городской этап, а на заключительном встретились лучшие из всей страны. При выборе кандидатов учитывалось многое: каких отметок больше всего в зачетке, как проводит свое свободное время.
Фото 2 Средний балл по результатам последних двух семестров у Ксении - 9,3.
- Просто очень стараюсь, - смущается девушка. - Хочу быть не лучше всех, а лучше себя в первую очередь.
Несколько лет Ксения получает именные стипендии: в первый раз - Ивана Шамякина, теперь - Максима Богдановича. Претенденты на нее не только отличники, нужно еще показывать результаты в научной деятельности, быть активными, принимать участие в вузовских мероприятиях.
От сессии до сессии в их вузе не загуляешь, замечает собеседница: в БГПУ имени Максима Танка существует система рейтинговых контрольных работ, к которым нужно постоянно готовиться. Но то, что студенты живут интересно, - это факт. Утром - пары, вечером - разные активности: интеллектуальные, творческие, спортивные. Наша героиня участница педагогического отряда «Созвездие» (летом работает вожатой в НДЦ "Зубренок"), вместе с другими студентами БГПУ ходит в Звездные походы по местам боевой и трудовой славы белорусского народа.
К конкурсу помогал готовиться Саша Немо
Ксения уверена, что педагогическая профессия широка и многогранна, поэтому учитель много чего должен уметь. Она сама научилась шить, вышивать, немножко - вязать, играет на фортепиано. Но главное хобби - пение. Сейчас выступает в двух ансамблях университета: народном "Ярыца" и эстрадном "Модус".
- В разных направлениях пробую себя, - призналась Ксения Лащевская. - На конкурсе "Студент года" исполняла народную песню "Мельница", в школе занималась народной музыкой, и мне это, наверное, ближе. А в конкурсе "Песня для Евровидения" в 2014 году вместе с братом презентовали композицию "Мамина любовь". Мы с Павлом погодки, я - старшая. У нас очень крепкая, дружная семья, и стихи к этой песне писали вместе, а музыка - Саши Немо. Он, как и я, оканчивал среднюю школу № 8 в Слониме, и у нас был один учитель по вокалу - Лилия Павловна Марутик. Это ей пришла идея поучаствовать в "Евровидении" и поработать с Сашей. Он оказался простым парнем, легким в общении, дал нам много хороших советов - как двигаться на сцене, как петь.
Результат - третье место на конкурсе "Песня для Евровидения". Услышав, какой сильный голос у Ксении, поверили, что она могла бы себя успешно и на сцене реализовать, но студентка года решила связать свою судьбу с другой деятельностью, а музыка и пение останутся любимым хобби.
"Титул студента года нужно нести гордо"
Ксения уверена, что титул "Студент года - 2021" открывает новые возможности:
- Теперь ты представляешь лицо молодежи, студенчества. Мне кажется, что этот титул нужно нести гордо и вести себя соответствующе. Мне бы, конечно, хотелось представлять интересы молодых людей, выбравших педагогическую профессию. На мой взгляд, один из важных вопросов для первокурсников, из-за которого многие испытывают стресс, - обеспечение жильем. Всем бы такое общежитие, в котором сейчас живу я. Считай, это двухкомнатная квартира на пятерых со своей кухней и санузлом. Для того, чтобы больше молодежи выбирали педагогическую профессию и желали в ней остаться, важно поддержать их льготами - на строительство жилья, например.
"Тогда все дети заговорят, даже если они родились глухими"
В семье Лащевских дочь пошла по стопам мамы, выбрала педагогику, а сын последовал примеру отца, учится в университете МЧС.
- Вначале хотела быть следователем. Потом поняла, что это, наверное, не женская профессия. Мама любит свою работу, она преподает мировую и художественную культуру и трудовое обучение, и я вдохновилась, глядя на нее. Почему решила стать педагогом для особенных детей? Просто заинтересовалась и решила попробовать.
А после встречи с учениками минской специальной общеобразовательной школы № 14 для детей с нарушениями слуха во время практики убедилась, что это направление именно ее.
- Больше всего вдохновляют на работу сами дети. Они до сих пор пишут мне в Viber после практики, интересуются, когда я к ним еще приду. Уверена, что такие человеческие качества, как открытость, взаимопомощь, доброта, будут способствовать созданию социума у нас в стране, которое не делится на слышащих и неслышащих. Чтобы дети с нарушением слуха не держались отдельно, а играли вместе со слышащими. Тем более что средства слухопротезирования сейчас позволяют, и у нас существует хорошая методика реабилитации после операции, есть отличные специалисты-сурдопедагоги. А когда к нам в Беларусь придет стволомозговая имплантация, тогда все дети заговорят, даже если они родились глухими, - с полной уверенностью в том, что в скором времени так и будет, говорит Ксения.
"Неслышащие просто купаются в языке"
Вместе с другими однокурсниками, входящими в научную лабораторию университета "Услышать мир", она изучает опыт по реабилитации детей после имплантации. В финале конкурса "Студент года" презентовала проект "История без границ".
- На кафедре коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования мы адаптируем исторические тексты, переводим их на жестовый язык, создаем сурдогиды. Чтобы человек, имеющий проблемы со слухом, мог прийти в Музей Великой Отечественной войны, отсканировать QR-коды и увидеть видео с сурдопереводом, субтитрами и озвучкой, - пояснила суть проекта студентка.
Сейчас она учится разговаривать руками. Жестовый язык не такой простой, как может показаться на первый взгляд, пояснила наша собеседница. У каждой страны он свой, и белорус не всегда поймет даже жителя соседней страны.
- Неслышащие просто купаются в языке: у них руки очень мягкие, движения плавные и быстрые одновременно, - замечает студентка года и признается, что уже немного поняла, как видят мир те, кто плохо слышит. - Поскольку компенсаторный механизм у них - зрение, то мне кажется, что у таких людей угол зрения еще шире, чем наш. Они прекрасно рисуют, детализируют, очень трудолюбивые. И, как все дети в мире, тоже могут пошалить, - с любовью к своим воспитанникам говорит будущий сурдопедагог.
| Светлана КИРСАНОВА, газета "7 дней".
| Фото из архива автора.
Читайте также:
Он последний из группы "Джек". Какой была одна из лучших команд разведчиков в мире?
Сыновья называли ее "Слезки на колесиках". Эта белоруска вырастила восьмерых детей
Писал стихи даже в тюрьме и прожил 33 года. Вы знаете, кто такой Валентин Тавлай?