Выход из зоны комфорта для заводчан стал вопросом престижа. Дело в том, что на внутреннем рынке "Атлант" давно известен как ключевой производитель холодильников и морозильников и один из таковых в категории стиральных машин, а на внешнем контуре составил о себе мнение как о надежном поставщике качественной бытовой техники. Оттого упасть в грязь лицом, завалив пилотный не только для себя, но и для страны проект, для предприятия непозволительная роскошь. Ее себе никто и не позволил.
"Медицинская техника - абсолютно новая для нас тема. Просто, конечно, не было. Начали мы с согласования технических характеристик с медицинскими учреждениями, сразу обозначившими требования. Это заняло довольно много времени, - вспоминает главный конструктор бытовой техники ЗАО "Атлант" Сергей Насеко. - В тесной связке с работниками системы здравоохранения мы систематизировали требования по начинке будущего холодильника и функциям, которые он должен выполнять. Только после их утверждения стартовала непосредственная разработка нового изделия".
Это процесс, откровенно скажем, не быстрый. После согласования технических характеристик будущего изделия необходимо утвердить его дизайн и только затем можно приступить к опытному образцу, который в нашем случае появился на экспериментальной площадке Минского завода холодильников методом быстрого прототипирования. Его ждали предварительные испытания, лишь получив положительные результаты которых изделие вышло на новый уровень. Впереди испытания в независимых лабораториях и даже клиниках. Конструкторы "Атланта", которых на заводе называют "отцами техники", увидев протоколы испытаний с резюме авторитетных специалистов (мол, ваша разработка соответствует заявленным требованиям), вздохнули свободнее. Самое сложное осталось позади - дело стало за получением госрегистрации.
"Мы продолжаем детальный анализ медтехники, представленной на рынке, и на данный момент уже предлагаем клиентам три собственных продукта: фармацевтический морозильник с минимальной температурой хранения -30°C и два фармацевтических холодильника с температурным диапазоном от +2°C до +15°C. В изделиях соблюдены все необходимые технические характеристики: защита от перепадов напряжения, температурный режим, защита техники замком, предусмотрены и специальные вентиляторы для равномерного охлаждения полок, - акцентирует внимание специалист по маркетингу, руководитель группы управления маркетинга и организации продаж ЗАО "Атлант" Герман Чернякевич. - Кроме того, наши морозильники медназначения оснащены системой мониторинга, то есть способны в постоянном режиме передавать информацию о текущей температуре на внешний источник. Замечу, что электроника в технике тоже отечественная - никаких заграничных организаций к разработке мы не привлекали".
Сегодня предприятие выпускает технику как премиум-сегмента, так и класса эконом. На покупателей от 25 до 35 лет нацелены преимущественно инновационные модели "Атланта" с максимальным набором потребительских функций и дополнительных опций, но есть и более простые по начинке холодильники и стиральные машины, доступные по цене и сделанные настолько качественно, что покупатель может рассчитывать на долгий срок службы своего приобретения. Основным рынком сбыта для завода остается Россия - большая часть произведенной продукции уходит именно туда. Но никому не отдает "Атлант" и внутренний рынок. Согласно данным Белстата, предприятие владеет доминирующей долей на белорусском рынке (более 50%) по продажам холодильной техники и занимает второе место по реализации стиральных машин. Активно отгружает свою продукцию завод и в страны Средней Азии: Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, и в Закавказье, в частности Азербайджан.
"Мы являемся единственными производителями на территории СНГ, кто самостоятельно выпускает компрессоры для холодильной техники и электродвигатели для стиральных машин, проводя постоянные испытания этих компонентов, критически важных в работе техники. Конкуренты же преимущественно закупают их в Китае. Наконец, мы выпускаем технику со сроком службы в 10 лет и декларируем параметр с помощью испытаний. Порядка 80% игроков рынка производят изделия со сроком эксплуатации от 5 до 7 лет", - делает ремарку Герман Чернякевич.
"Наша цель сегодня - дойти до приверженности работника принципу нетерпимости брака. На предприятии трудятся примерно 3,7 тыс. человек, из них лишь около 180 выполняют контролирующие функции, и мы не ставим перед собой задачу расширять штат для усиления контроля за качеством выпускаемой техники просто потому, что коллектив справляется, - делится планами Руслан Барановский. - Наш контроль "летучий": специалист проверил один участок, второй, третий, увидел несоответствие, оформил документ, предъявил для исправления изделия. Безусловно, присутствует мотивация для качественной работы, ведь мы стимулируем старательных сотрудников. На мой взгляд, наша главная победа в области качества в том, что наш коллектив продолжает работать по советскому принципу: "Лучший контроль - ваша совесть".
"Дедушка и бабушка приехали работать на "Атлант" из Архангельска!"
Такой родной "Атлант" и для Дарьи Михалочкиной - единственный. Девушка стала частью трудовой династии Николаевых - Сержановых - Михалочкиных, чей общий рабочий стаж на предприятии около 162 лет. Первым на Минский завод холодильников устроился ее дедушка Борис Васильевич Николаев: в 1969 году он приступил к исполнению трудовых обязанностей на участке окраски и проработал на "Атланте" более 40 лет. Вслед за мужем на завод устроилась и бабушка Дарьи - Елена Александровна, связав на четверть века свою жизнь с производством холодильников. Слушая историю этой семьи, невольно удивляешься, как затейлива порой бывает судьба, ведь с "Атлантом" чету Николаевых связал едва ли не случай. Жила молодая семья в Архангельске, а в Минск Борис Васильевич приехал ненадолго по профсоюзной линии, но так сложилось, что, перевезя в Беларусь жену с ребенком, остался насовсем.
Мама Дарьи, Лариса Борисовна, сохранила немало детских воспоминаний об "Атланте", ведь на заводе, можно сказать, выросла, наблюдая, как родители помогают налаживать работу тогда еще совсем молодого предприятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что однажды она переступила порог заводской проходной уже не в качестве гостя, но сотрудника. А в 1996-м и Константин Сержанов, отец Дарьи, пришел на производство простым слесарем механосборочных работ в цех сборки холодильников, дослужившись до поста начальника управления технического развития и подготовки производства.
Морозильники и стиральные машины "Атлант" самые локализованные на постсоветском пространстве
А в целом ушедший 2024-й для "Атланта" оказался достаточно сложным из-за ужесточения действующих и принятия очередных санкционных пакетов. Об этом на заводе говорят открыто, рассматривая рестрикции как неизбежное зло, которое закаляет и двигает развитие. Вот и непростой 2024 год, по словам генерального директора холдинга ЗАО "Атлант" Дмитрия Харитончика, пройден достойно: обеспечен рост объемов производства холодильников к уровню 2023-го, увеличены продажи как на ключевом российском, так и на внутреннем рынке, запущены знаковые инновационные проекты, глобально усовершенствована товаропроводящая сеть, оптимизирована продуктовая линейка. Перечислять можно и дальше, но главный итог Года качества - заложен фундамент для масштабирования достигнутого в новом, 2025 году.
Как видно, известный закон маркетинга "Надо производить то, что продается, а не продавать то, что производится" в холдинге усвоили на отлично. Продажи у предприятия в полном порядке, чему немало способствовало открытие в конце 2024-го собственного торгового дома "Атлант", даже двух, - в Беларуси и России. Отныне завод намерен основной упор делать на собственной розничной торговле, сохраняя вместе с тем возможность для франчайзинга. Ожидается, что первый брендовый магазин бытовой техники откроется в Минске в ближайшее время, а дальше предприятие пойдет в регионы. Все же задачи на нынешний год "Атлант" поставил перед собой очень даже амбициозные: шутка ли, нарастить объемы производства и продаж, особенно экспортных, не менее чем на 10% к уровню 2024-го. Впрочем, сложившаяся за десятилетия работы репутация завода сомневаться в их достижении не позволяет.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Рамиля НАСИБУЛИНА,
БЕЛТА-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.