В Беларуси указом Президента №21 от 19 января 2024 года учрежден
Государственный знак качества. Символы - язык, понятный без слов.
Неудивительно, что они занимают ключевое место в маркетинге и рекламе.
Решение Александра Лукашенко реанимировать советский знак качества
применительно к существующим реалиям, безусловно, повысит
привлекательность отечественной продукции в глазах покупателей на
внутреннем и внешнем рынках.
5 января 1967 года в газете "Советская торговля" появилась небольшая заметка: "Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР объявляет конкурс на изображение знака качества. Победителя наградят премией в размере 250 рублей". Логотип Государственного знака качества СССР буквально в течение нескольких месяцев не только определили в результате конкурсного отбора, но и оперативно утвердили правила его построения и нанесения ГОСТом 1.9-67 от 7 апреля 1967 года. Право на использование этого знака предоставляла Государственная аттестационная комиссия предприятиям на срок от двух до трех лет на основании результатов аттестации качества выпускаемой продукции.
Наличие на изделии этого знака давало надбавку 10% к цене, поднимало имидж предприятия и стимулировало потребительский спрос. Руководители и трудовой коллектив поощрялись дополнительными премиями и даже наградами.
С развалом Советского Союза ГОСТ 1.9-67 потерял актуальность, а знак качества СССР стал сувенирным символом на футболках и кружках.
Современные реалии и потенциальные выгоды
Подавляющее большинство покупателей, в том числе зарубежных, слабо разбираются в существующих системах маркировки товаров. Только в Беларуси действует порядка 31 тыс. стандартов качества производимых товаров и услуг. Около 6 тыс. из них - это белорусские национальные стандарты (СТБ), остальные - ГОСТы. Учитывая, что технологии и методы контроля не стоят на месте, в национальную систему качества каждый год вносятся даже не десятки, а сотни новых изменений и документов.
Справочно. ГОСТ является межгосударственным стандартом и принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, действующим в рамках СНГ. СТБ - национальный стандарт, и другие страны в его разработке и согласовании не участвуют. Технические условия (ТУ) - документы изготовителя. Только по желанию предприятия-разработчика ТУ в БелГИСС проводится их проверка.
Если лучшая продукция белорусских производителей начнет маркироваться Государственным знаком качества, то у потенциальных покупателей исчезнет необходимость искать и расшифровывать часто непонятные символы на упаковке или штрих-коды. Ведь логотип знака качества будет проставляться только на товары, прошедшие государственную аттестацию, после чего ответственность ложится уже на плечи уполномоченного госоргана.
Белорусский знак качества сразу после своей формализации вряд ли мгновенно станет своеобразным эталоном для наших зарубежных потребителей, особенно из стран дальней дуги. Для завоевания доверия нужно время и значительные усилия. В классическом маркетинге есть понятие бренда. Данное определение несет прямую ассоциацию с имиджем или репутацией конкретной компании и/или товара на рынке в целом. Белорусский знак качества с полной уверенностью можно отнести к своеобразному бренду, в целом к отечественной продукции. Со всеми вытекающими последствиями, включая его правовую защиту и процесс продвижения на рынке.
Данную работу предстоит делать не с нуля. Ежегодно вручается премия правительства Беларуси за достижения в области качества, номинанты которой достигли значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрении инновационных технологий и современных методов менеджмента. Есть и ряд других рейтингов в этой сфере - бизнес-премия "Лидер года", "Бренд года", "Народная марка", "Лучшие товары Республики Беларусь". В конце 2023 года Госстандарт инициировал еще одну номинацию - будет проводиться конкурс "Лучший проект улучшения в стране, организации, отрасли" в номинациях "Лучшая идея по улучшению республиканского, регионального и отраслевого значения" и "Лучший запланированный проект улучшения, а также завершенный и внедренный в практику деятельности".
С точки зрения Госкомитета по стандартизации, премия правительства в области качества и конкурс Госстандарта "Лучшие товары Республики Беларусь" не исчезнут, в механизме присуждения Государственного знака качества будет прописано, что победа в этих двух конкурсах станет одним из критериев его получения. Каково место и роль оставшихся номинаций, покажет время.
О проекте алгоритма присвоения Государственного знака качества
Во исполнение пункта 3 указа "О Государственном знаке качества" Госстандарт разработал проект постановления Совета Министров "О порядке присвоения Государственного знака качества", который проходит стандартную процедуру согласования с заинтересованными органами госуправления и организациями.
Да, есть дискуссионные моменты проекта положения о порядке присвоения Государственного знака качества. Например, "Перечень стимулирующих льгот и преференций, предоставляемых номинантам при присвоении Государственного знака качества", точнее его отдельные пункты. Разумеется, поддержка отечественного производителя крайне важна, но необходимо найти тот баланс, который позволит не превратить присвоение Государственного знака качества в еще одну форму получения госпреференций.
Будет ли Государственный знак качества объектом интеллектуальной собственности?
Сегодня едва ли не в каждом российском, и не только, населенном пункте, не говоря уже о мегаполисах, есть магазины с вывеской "Белорусские продукты" или "Белорусская мебель", где часто предлагаемые товары не имеют никакого отношение к нашим производителям, а тем более стандартам. По целому ряду причин, в том числе по своей трудоемкости, отечественные производители не реализуют свои права на защиту своей интеллектуальной собственности на товарные знаки или бренды.
Наличие защищенного в соответствии с международным правом Государственного знака качества не только существенно снизит риск продаж белорусской контрафактной продукции, но и окажет значительную косвенную поддержку отечественным экспортерам.
Позиция Национального центра интеллектуальной собственности несколько отличается. Соглашаясь, что "Государственный знак качества наверняка будут пробовать использовать не по назначению, что может стать ударом не только для конкретного производителя, но и для страны в целом", начальник управления товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Синишова заявляет: "Новый знак качества в Беларуси - сертификационный и гарантийный одновременно, но не будет являться объектом интеллектуальной собственности". В то же время она отмечает, что "все товары, которые отметят Государственным знаком качества, должны быть охраняемы с точки зрения интеллектуальной собственности".
Позиция представителя профильного ведомства в общем понятна - какому чиновнику хочется брать на себя лишние, а к тому же весьма трудоемкие и ответственные дополнительные функции? Но решение должно приниматься исходя из приоритетов не отдельного чиновника, а из государственных интересов, а это требует дополнительной дискуссии с учетом мнения всех заинтересованных участников.
Несмотря на естественные трудности в процессе определения статуса и порядка получения Государственного знака качества, уже сейчас можно с уверенностью сказать - его статус существенно повысит конкурентоспособность не только конкретного товара, но и самого производителя, однако за награду придется серьезно побороться.
Георгий Гриц,
экономический аналитик, кандидат экономических наук.-0-
5 января 1967 года в газете "Советская торговля" появилась небольшая заметка: "Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР объявляет конкурс на изображение знака качества. Победителя наградят премией в размере 250 рублей". Логотип Государственного знака качества СССР буквально в течение нескольких месяцев не только определили в результате конкурсного отбора, но и оперативно утвердили правила его построения и нанесения ГОСТом 1.9-67 от 7 апреля 1967 года. Право на использование этого знака предоставляла Государственная аттестационная комиссия предприятиям на срок от двух до трех лет на основании результатов аттестации качества выпускаемой продукции.
Наличие на изделии этого знака давало надбавку 10% к цене, поднимало имидж предприятия и стимулировало потребительский спрос. Руководители и трудовой коллектив поощрялись дополнительными премиями и даже наградами.
С развалом Советского Союза ГОСТ 1.9-67 потерял актуальность, а знак качества СССР стал сувенирным символом на футболках и кружках.
Современные реалии и потенциальные выгоды
Подавляющее большинство покупателей, в том числе зарубежных, слабо разбираются в существующих системах маркировки товаров. Только в Беларуси действует порядка 31 тыс. стандартов качества производимых товаров и услуг. Около 6 тыс. из них - это белорусские национальные стандарты (СТБ), остальные - ГОСТы. Учитывая, что технологии и методы контроля не стоят на месте, в национальную систему качества каждый год вносятся даже не десятки, а сотни новых изменений и документов.
Справочно. ГОСТ является межгосударственным стандартом и принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, действующим в рамках СНГ. СТБ - национальный стандарт, и другие страны в его разработке и согласовании не участвуют. Технические условия (ТУ) - документы изготовителя. Только по желанию предприятия-разработчика ТУ в БелГИСС проводится их проверка.
Если лучшая продукция белорусских производителей начнет маркироваться Государственным знаком качества, то у потенциальных покупателей исчезнет необходимость искать и расшифровывать часто непонятные символы на упаковке или штрих-коды. Ведь логотип знака качества будет проставляться только на товары, прошедшие государственную аттестацию, после чего ответственность ложится уже на плечи уполномоченного госоргана.
Белорусский знак качества сразу после своей формализации вряд ли мгновенно станет своеобразным эталоном для наших зарубежных потребителей, особенно из стран дальней дуги. Для завоевания доверия нужно время и значительные усилия. В классическом маркетинге есть понятие бренда. Данное определение несет прямую ассоциацию с имиджем или репутацией конкретной компании и/или товара на рынке в целом. Белорусский знак качества с полной уверенностью можно отнести к своеобразному бренду, в целом к отечественной продукции. Со всеми вытекающими последствиями, включая его правовую защиту и процесс продвижения на рынке.
Данную работу предстоит делать не с нуля. Ежегодно вручается премия правительства Беларуси за достижения в области качества, номинанты которой достигли значительных результатов в области качества и конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг или выполняемых работ, внедрении инновационных технологий и современных методов менеджмента. Есть и ряд других рейтингов в этой сфере - бизнес-премия "Лидер года", "Бренд года", "Народная марка", "Лучшие товары Республики Беларусь". В конце 2023 года Госстандарт инициировал еще одну номинацию - будет проводиться конкурс "Лучший проект улучшения в стране, организации, отрасли" в номинациях "Лучшая идея по улучшению республиканского, регионального и отраслевого значения" и "Лучший запланированный проект улучшения, а также завершенный и внедренный в практику деятельности".
С точки зрения Госкомитета по стандартизации, премия правительства в области качества и конкурс Госстандарта "Лучшие товары Республики Беларусь" не исчезнут, в механизме присуждения Государственного знака качества будет прописано, что победа в этих двух конкурсах станет одним из критериев его получения. Каково место и роль оставшихся номинаций, покажет время.
О проекте алгоритма присвоения Государственного знака качества
Во исполнение пункта 3 указа "О Государственном знаке качества" Госстандарт разработал проект постановления Совета Министров "О порядке присвоения Государственного знака качества", который проходит стандартную процедуру согласования с заинтересованными органами госуправления и организациями.
Да, есть дискуссионные моменты проекта положения о порядке присвоения Государственного знака качества. Например, "Перечень стимулирующих льгот и преференций, предоставляемых номинантам при присвоении Государственного знака качества", точнее его отдельные пункты. Разумеется, поддержка отечественного производителя крайне важна, но необходимо найти тот баланс, который позволит не превратить присвоение Государственного знака качества в еще одну форму получения госпреференций.
Будет ли Государственный знак качества объектом интеллектуальной собственности?
Сегодня едва ли не в каждом российском, и не только, населенном пункте, не говоря уже о мегаполисах, есть магазины с вывеской "Белорусские продукты" или "Белорусская мебель", где часто предлагаемые товары не имеют никакого отношение к нашим производителям, а тем более стандартам. По целому ряду причин, в том числе по своей трудоемкости, отечественные производители не реализуют свои права на защиту своей интеллектуальной собственности на товарные знаки или бренды.
Наличие защищенного в соответствии с международным правом Государственного знака качества не только существенно снизит риск продаж белорусской контрафактной продукции, но и окажет значительную косвенную поддержку отечественным экспортерам.
Позиция Национального центра интеллектуальной собственности несколько отличается. Соглашаясь, что "Государственный знак качества наверняка будут пробовать использовать не по назначению, что может стать ударом не только для конкретного производителя, но и для страны в целом", начальник управления товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Наталья Синишова заявляет: "Новый знак качества в Беларуси - сертификационный и гарантийный одновременно, но не будет являться объектом интеллектуальной собственности". В то же время она отмечает, что "все товары, которые отметят Государственным знаком качества, должны быть охраняемы с точки зрения интеллектуальной собственности".
Позиция представителя профильного ведомства в общем понятна - какому чиновнику хочется брать на себя лишние, а к тому же весьма трудоемкие и ответственные дополнительные функции? Но решение должно приниматься исходя из приоритетов не отдельного чиновника, а из государственных интересов, а это требует дополнительной дискуссии с учетом мнения всех заинтересованных участников.
Несмотря на естественные трудности в процессе определения статуса и порядка получения Государственного знака качества, уже сейчас можно с уверенностью сказать - его статус существенно повысит конкурентоспособность не только конкретного товара, но и самого производителя, однако за награду придется серьезно побороться.
Георгий Гриц,
экономический аналитик, кандидат экономических наук.-0-