Национальный аэропорт Минск - главные воздушные ворота Беларуси. С момента основания авиапредприятию в прошлом году исполнилось уже 40 лет. О том, что сегодня собой представляет белорусская воздушная гавань, итогах минувшего года, работе в условиях пандемии и санкционного давления, открытии новых направлений, внештатных посадках, трудовом коллективе, а также о дальнейших планах по развитию предприятия рассказал корреспонденту БЕЛТА генеральный директор аэропорта Вячеслав Хоронеко.
- В 2023 году Национальный аэропорт Минск отметил свой юбилей. С момента его основания прошло 40 лет. Вячеслав Васильевич, поделитесь результатами, которые были достигнуты за это время. Что сегодня собой представляет белорусская воздушная гавань?
- За годы своего становления и развития было вложено много человеческих и материальных ресурсов. Национальный аэропорт Минск заметно похорошел, преобразился и значительно оснастился. Сегодня это современное, высокотехнологичное предприятие с высоким уровнем обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов. Это целый город, оснащенный современной техникой и передовыми технологиями, располагающий высококвалифицированным персоналом и необходимыми ресурсами на перспективу. За последние несколько лет мы приросли двумя филиалами - Орша и Могилев. Теперь нашей задачей является развитие и этих структурных подразделений.
За годы безукоризненной работы Минский аэропорт зарекомендовал себя как ответственное и надежное авиапредприятие с огромным потенциалом. Но, несомненно, лучшие годы у нас еще впереди.
- Поделитесь, с какими результатами вы завершили прошлый год? Какова загрузка аэропорта? Какая динамика по пассажиропотоку? Какие новые партнеры у вас появились?
- Несмотря на нестабильную ситуацию в авиационной отрасли и сложные условия, в которых работает аэропорт на протяжении последних нескольких лет, а также по итогам работы за 2023 год наблюдается положительная динамика выполнения производственных показателей: выполнено 22,9 тыс. рейсов (плюс 15,5% к уровню 2022 года), обслужено 2,5 млн авиапассажиров (плюс 20,7%), обработано 12,71 тыс. т груза (плюс 18%).
В прошлом году рейсы на регулярной основе в Национальный аэропорт Минск и из него выполнялись 11 перевозчиками.
В течение 2023 года аэропорт выстраивал свою работу в следующих направлениях: оптимизация затрат, привлечение новых авиаперевозчиков с целью расширения маршрутной сети и увеличения доходов аэропорта, а также сохранение и пополнение собственных оборотных средств.
Проводится планомерная работа по привлечению потребителей авиационных услуг к сотрудничеству для открытия и возобновления регулярных рейсов в Минск.
Особое внимание уделено развитию авиасообщения между Беларусью и Российской Федерацией. Так, в результате проделанной работы открыты регулярные рейсы из Нижнего Новгорода (выполняет Nordwind Airlines совместно с авиакомпаний "Икар"), Уфы (Red Wings), Перми (авиакомпания "Икар"), Калуги по маршруту Череповец - Минск - Калуга - Минск - Череповец ("Северсталь Авиа").
Кроме того, следует отметить увеличение частоты рейсов Air China Limited по маршруту Пекин - Минск - Пекин до 2 раз в неделю, а также увеличение частоты полетов Flydubai (ОАЭ) до 10 рейсов в неделю. Авиакомпания "Азербайджан Хава Йоллары" возобновила полеты из Баку в Минск с частотой 4 рейса в неделю. Начали выполняться регулярные рейсы по маршруту Стамбул - Минск - Стамбул авиаперевозчиком Southwind Airlines (Турция).
- Пандемия вызвала, наверное, самый серьезный кризис за всю историю авиации. Большая часть авиакомпаний по-максимому сократили полеты. Также было отменено большинство рейсов базового перевозчика - "Белавиа". Каково это было пустое небо? Как справлялись с такой непростой ситуацией? Как вывозили людей с разных точек мира в пандемию? С чем приходилось сталкиваться? Поделитесь историями, которые Вам запомнились.
- Пандемия. Это слово зачастило в нашем лексиконе четыре года назад. Мы даже не предполагали, насколько оно может быть серьезным и сколько сложностей принесет всем.
Когда в марте 2020 года пассажиропоток начал сокращаться, мы были уже к этому готовы. Как только начались разговоры о том, что COVID-19 может стать проблемой мирового уровня, мы наметили стратегию дальнейших действий в условиях спада темпов обслуживания. Нами был разработан антикризисный план, в который вошли всевозможные мероприятия по сохранению максимально эффективной работы Национального аэропорта.
В первую очередь мы провели анализ рентабельности предприятия и выяснили, какие шаги нужно предпринять для оптимальной работы в реалиях наступившей пандемии. Коллектив приходилось отправлять в простой, был период работы административного персонала по четырехдневному графику. Надо отдать должное, все относились с пониманием, сами видели, что происходит и что это вынужденная мера.
С началом пандемии, в тесном взаимодействии с госорганами Национальный аэропорт разработал и внедрил антикризисный план, направленный на защиту здоровья пассажиров, гостей и сотрудников. В рамках нашей совместной работы с Минздравом в аэропорту начала функционировать микробиологическая лаборатория, где авиапассажиры могли сдать тест на ковид разными методами.
В тот период аэропорт столкнулся с совсем другими условиями и цифрами, искали выходы из сложившейся финансовой ситуации, обеспечивая функционирование бесперебойной работы предприятия. Падение пассажиропотока не являлось предпосылкой к отсутствию работ. Ни на день производство не останавливалось, техническое обслуживание оборудования проводилось в штатном режиме, инфраструктура предприятия поддерживалась в рабочем состоянии для недопущения технологической остановки производственного процесса. В аэропорту были зафиксированы рекорды минимума. В апреле были дни, когда мы обслужили всего четыре рейса и когда количество обслуженных пассажиров было минимальным за всю историю - 162 человека.
В период пандемии не прекращались полеты в аэропорт Минска иностранным авиаперевозчиком Turkish Airlines. Авиакомпания "Белавиа" продолжала выполнять рейсы по более чем 30 направлениям. Абсолютно допускаю, что для кого-то минский аэропорт как работающее звено в логистике был чуть ли не единственной возможностью вернуться домой.
Вообще, средств, сил и ресурсов для обеспечения противоэпидемиологических мер в аэропорту и в целом обеспечения работы огромного авиапредприятия было задействовано немало. Сейчас уже вспоминаем этот период как не самое сложное время.- Сейчас помимо ковидных последствий прибавились еще и экономические санкции. Дала ли сложившаяся ситуация толчок для расширения географии полетов, открытия новых рейсов?
- В настоящее время происходит переориентация географии полетов аэропорта Минск в восточном и южном направлениях. Значительно расширилась маршрутная сеть в Российскую Федерацию - Нижний Новгород, Пермь, Псков, Уфу, Самару, Мурманск, Калугу, Череповец, Минеральные Воды. Из новых международных направлений белорусским перевозчиком открыт рейс в Нью-Дели, турецкой авиакомпанией выполняются рейсы в Стамбул.
Кроме того, могу сказать, что сложившаяся ситуация дала толчок к поиску альтернативных поставщиков, программ, решений. И пока, не без сложностей, конечно, но справляемся.
- Куда чаще всего летают пассажиры минского аэропорта? По каким направлениям рейсы наиболее востребованы?
- Наиболее востребованными и загруженными регулярными направлениями являются Москва, Санкт-Петербург, Дубай и Стамбул. По этим направлениям выполняется наибольшее количество рейсов: в Москву 12 ежедневных рейсов, в Санкт-Петербург - 4 ежедневных, в Дубай - 17 еженедельных рейсов, в Стамбул - до 14 еженедельных рейсов.
Самыми популярными чартерными направлениями являются Турция и Египет: в 2023 году по этим направлениям перевезено более 360 тыс. пассажиров.
- Планируете ли открытие новых направлений в ближайшей перспективе? Возможно, приход новых авиакомпаний на белорусский рынок?
- В целом, поиск и привлечение партнеров для расширения маршрутной сети и открытия новых направлений стал одним из основных пунктов работы в последний год.
Скажу на ближайшую перспективу. Планируется, что китайским перевозчиком Beijing Capital Airlines весной 2024 года будут выполняться прямые рейсы из курортного острова Хайнань в Минск.
Также обсуждается открытие регулярного рейса между Архангельском и Минском силами белорусского или российского авиаперевозчика, а также многое другое, но об этом пока говорить рано.
- Расскажите про внештатные посадки, которые случаются в аэропорту. Например, связанные со здоровьем пассажира либо с проблемами с самолетом. Как выстраивается работа в таких ситуациях?
- Работа всегда выстраивается на основании разработанных и утвержденных инструкций. То есть практически все ситуации имеют алгоритмы и пути решения. А грамотный подход и анализ угроз, помноженный на профессионализм наших сотрудников, равняется успеху и гаранту здоровья и безопасности пассажиров.
Выстроить скоординированную работу всех служб и подразделений, а также отработать практические действия помогают регулярные тренировки и масштабные учения.
Могу вспомнить случай, который произошел в нашем аэропорту пару лет назад. После посадки за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился пассажирский самолет Airbus A-320 авиакомпании "Узбекские авиалинии", выполнявший рейс из Ташкента в Минск. Инцидент произошел во время сильного снегопада и метели. На борту лайнера находились 115 пассажиров. Состав аварийно-спасательной команды аэропорта незамедлительно выехал в район авиационного инцидента и приступил к проведению аварийно-спасательных работ.
В кратчайшие сроки была осуществлена эвакуация пассажиров, которых доставили в здание аэровокзального комплекса. Эвакуационная команда оперативно выполнила технологическую процедуру по удалению воздушного судна с летного поля аэродрома. Пострадавших во время произошедшего инцидента не было. Все четко и оперативно справились со своими задачами, что позволило минимизировать время закрытия аэропорта на прием и отправку воздушных судов.- В августе 2023 года во время посещения Национального аэропорта Президент дал поручение касаемо первой взлетно-посадочной полосы, чтобы она была в хорошем рабочем состоянии. Как на данный момент с ней обстоят дела? Как работает вторая полоса?
- Первая полоса, будем называть ее ВПП-1 эксплуатируется с 1982 года, а начиная с 1998 года ежегодно стали выполняться работы по ремонту искусственных аэродромных покрытий ВПП-1.
В 2023 году первая взлетно-посадочная полоса приведена в эксплуатационную готовность для осуществления приема/выпуска воздушных судов. Для этого произведен текущий ремонт искусственного покрытия, обновлены маркировочные знаки, проведена настройка, наземные и летные проверки радиотехнических средств посадки, электрических систем и светосигнального оборудования. Получены необходимые удостоверения годности на указанное оборудование.
Вторая взлетно-посадочная полоса является главной в аэропорту как по своим техническим характеристикам, так и по использованию для взлета и посадки воздушных судов. Работает она бесперебойно в штатном режиме, содержится в постоянной эксплуатационной готовности и пригодна к приему/выпуску по III категории ИКАО всех воздушных судов, без ограничений.
Национальный аэропорт Минск в целом особое внимание уделяет состоянию всей инфраструктуры, вкладывает значительные ресурсы в ее содержание, и мы намерены продолжить деятельность по ее развитию.
- Поделитесь подробнее планами по строительству нового терминала аэропорта.
- Архитектурная концепция перспективного развития аэропорта была представлена в 2022 году. Это масштабный по своим размерам проект. Там все очень современно, продуманно, эргономично, много новых зданий и сооружений, в том числе и новый терминал. И этот проект обязательно воплотится в жизнь.
Строительство нового международного пассажирского терминала с дополнительными местами стоянки самолетов планируется в перспективе, при условии устойчивого роста пассажиропотока и достижении его показателей более 5 млн пассажиров в год.
- Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с планами по организации железнодорожного сообщения между Минском и Национальным аэропортом?
- Непосредственно сам аэропорт не является заказчиком проекта строительства железнодорожной ветки для электропоездов с остановочным пунктом в Национальном аэропорту Минск. По имеющейся информации, данный проект разработан институтом "Белжелдорпроект".
Полагаю, реализация проекта железнодорожного сообщения между Минском и Национальным аэропортом будет актуальной при значительном устойчивом росте пассажиропотока до показателей 8-10 млн пассажиров в год.
- Как налажена работа аэропорта в зимний период?
- В аэропорту выстроена четкая система взаимодействия различных подразделений. Это позволяет своевременно и в полном объеме реагировать на все возможные погодные изменения: будь то дождь, снег или сильные морозы. Координация отработана годами.
Учитывая частые сложные метеоусловия, в зимний период вопросам функционирования предприятия и безопасности полетов уделяется особое внимание. Естественно, подготовка к работе в неблагоприятных погодных условиях начинается заранее: проводится дополнительное привлечение работников снегоуборочных бригад; проверяется состояние снегоуборочной спецтехники, при необходимости проводятся профилактические мероприятия по обеспечению ее надежной работы; при необходимости привлекается дополнительное количество спецтехники; ведется постоянная работа по обеспечению предприятия необходимым количеством противогололедных химических реагентов.
В результате слаженной работы подразделений предприятия, аэропорт функционирует в штатном режиме при любых погодных условиях.
- Какой вы видите белорусскую авиагавань в ближайшем будущем - через 5-10 лет?
- Был бы рад, если бы мы смогли реализовать часть новой архитектурной концепции развития аэропорта, чтобы главные воздушные ворота страны предстали в совершенно новом облике. Хочу видеть разветвленную маршрутную сеть из аэропорта Минска по всем международным направлениям, большое количество авиакомпаний, активный прирост пассажиропотока. Национальный аэропорт Минск должен стать не только международным хабом, но и инновационным кластером, охватывающим филиалы, компании и предприятия.
- Расскажите о трудовом коллективе аэропорта. Чего бы вы пожелали своим коллегам?
- Коллектив аэропорта - это моя опора. Люди, на которых я могу положиться, которые мне помогают и подсказывают. Мы все работаем в одной команде и преследуем одну цель. На самом деле коллектив начал формироваться задолго до моего прихода в Национальный аэропорт Минск. Кто-то даже работает здесь со дня основания предприятия, а для кого-то аэропорт и вовсе стал первым и единственным местом работы. Сложились и трудовые династии, что меня, непременно, радует. К сожалению, приходит время и с некоторыми опытными, квалифицированными, знающими, преданными своему делу специалистами нам приходится расставаться. Я всем очень благодарен за труд, неравнодушное отношение к своему делу, за те силы, знания, которые многие здесь оставили, и опыт, который передали.
Коллектив обновляется, приходят новые лица, много молодых, но очень перспективных сотрудников. Учатся, перенимают опыт. Главное в нашем деле - любовь к авиации. Это то, что нас объединяет. То, что заставляет нас решать ежедневные задачи и делает из нас действительно высококлассных и ответственных специалистов, профессионалов своего дела.
Хочу пожелать своим коллегам, чтобы сочетание профессионализма и любви к авиации всегда позволяло получать удовольствие от своей деятельности и давало возможность как можно чаще взлетать к своим мечтам, постоянно даря людям такую же возможность.
БЕЛТА.-0-
- В 2023 году Национальный аэропорт Минск отметил свой юбилей. С момента его основания прошло 40 лет. Вячеслав Васильевич, поделитесь результатами, которые были достигнуты за это время. Что сегодня собой представляет белорусская воздушная гавань?
- За годы своего становления и развития было вложено много человеческих и материальных ресурсов. Национальный аэропорт Минск заметно похорошел, преобразился и значительно оснастился. Сегодня это современное, высокотехнологичное предприятие с высоким уровнем обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов. Это целый город, оснащенный современной техникой и передовыми технологиями, располагающий высококвалифицированным персоналом и необходимыми ресурсами на перспективу. За последние несколько лет мы приросли двумя филиалами - Орша и Могилев. Теперь нашей задачей является развитие и этих структурных подразделений.
За годы безукоризненной работы Минский аэропорт зарекомендовал себя как ответственное и надежное авиапредприятие с огромным потенциалом. Но, несомненно, лучшие годы у нас еще впереди.
- Поделитесь, с какими результатами вы завершили прошлый год? Какова загрузка аэропорта? Какая динамика по пассажиропотоку? Какие новые партнеры у вас появились?
- Несмотря на нестабильную ситуацию в авиационной отрасли и сложные условия, в которых работает аэропорт на протяжении последних нескольких лет, а также по итогам работы за 2023 год наблюдается положительная динамика выполнения производственных показателей: выполнено 22,9 тыс. рейсов (плюс 15,5% к уровню 2022 года), обслужено 2,5 млн авиапассажиров (плюс 20,7%), обработано 12,71 тыс. т груза (плюс 18%).
В прошлом году рейсы на регулярной основе в Национальный аэропорт Минск и из него выполнялись 11 перевозчиками.
В течение 2023 года аэропорт выстраивал свою работу в следующих направлениях: оптимизация затрат, привлечение новых авиаперевозчиков с целью расширения маршрутной сети и увеличения доходов аэропорта, а также сохранение и пополнение собственных оборотных средств.
Проводится планомерная работа по привлечению потребителей авиационных услуг к сотрудничеству для открытия и возобновления регулярных рейсов в Минск.
Особое внимание уделено развитию авиасообщения между Беларусью и Российской Федерацией. Так, в результате проделанной работы открыты регулярные рейсы из Нижнего Новгорода (выполняет Nordwind Airlines совместно с авиакомпаний "Икар"), Уфы (Red Wings), Перми (авиакомпания "Икар"), Калуги по маршруту Череповец - Минск - Калуга - Минск - Череповец ("Северсталь Авиа").
Кроме того, следует отметить увеличение частоты рейсов Air China Limited по маршруту Пекин - Минск - Пекин до 2 раз в неделю, а также увеличение частоты полетов Flydubai (ОАЭ) до 10 рейсов в неделю. Авиакомпания "Азербайджан Хава Йоллары" возобновила полеты из Баку в Минск с частотой 4 рейса в неделю. Начали выполняться регулярные рейсы по маршруту Стамбул - Минск - Стамбул авиаперевозчиком Southwind Airlines (Турция).
- Пандемия вызвала, наверное, самый серьезный кризис за всю историю авиации. Большая часть авиакомпаний по-максимому сократили полеты. Также было отменено большинство рейсов базового перевозчика - "Белавиа". Каково это было пустое небо? Как справлялись с такой непростой ситуацией? Как вывозили людей с разных точек мира в пандемию? С чем приходилось сталкиваться? Поделитесь историями, которые Вам запомнились.
- Пандемия. Это слово зачастило в нашем лексиконе четыре года назад. Мы даже не предполагали, насколько оно может быть серьезным и сколько сложностей принесет всем.
Когда в марте 2020 года пассажиропоток начал сокращаться, мы были уже к этому готовы. Как только начались разговоры о том, что COVID-19 может стать проблемой мирового уровня, мы наметили стратегию дальнейших действий в условиях спада темпов обслуживания. Нами был разработан антикризисный план, в который вошли всевозможные мероприятия по сохранению максимально эффективной работы Национального аэропорта.
В первую очередь мы провели анализ рентабельности предприятия и выяснили, какие шаги нужно предпринять для оптимальной работы в реалиях наступившей пандемии. Коллектив приходилось отправлять в простой, был период работы административного персонала по четырехдневному графику. Надо отдать должное, все относились с пониманием, сами видели, что происходит и что это вынужденная мера.
С началом пандемии, в тесном взаимодействии с госорганами Национальный аэропорт разработал и внедрил антикризисный план, направленный на защиту здоровья пассажиров, гостей и сотрудников. В рамках нашей совместной работы с Минздравом в аэропорту начала функционировать микробиологическая лаборатория, где авиапассажиры могли сдать тест на ковид разными методами.
В тот период аэропорт столкнулся с совсем другими условиями и цифрами, искали выходы из сложившейся финансовой ситуации, обеспечивая функционирование бесперебойной работы предприятия. Падение пассажиропотока не являлось предпосылкой к отсутствию работ. Ни на день производство не останавливалось, техническое обслуживание оборудования проводилось в штатном режиме, инфраструктура предприятия поддерживалась в рабочем состоянии для недопущения технологической остановки производственного процесса. В аэропорту были зафиксированы рекорды минимума. В апреле были дни, когда мы обслужили всего четыре рейса и когда количество обслуженных пассажиров было минимальным за всю историю - 162 человека.
В период пандемии не прекращались полеты в аэропорт Минска иностранным авиаперевозчиком Turkish Airlines. Авиакомпания "Белавиа" продолжала выполнять рейсы по более чем 30 направлениям. Абсолютно допускаю, что для кого-то минский аэропорт как работающее звено в логистике был чуть ли не единственной возможностью вернуться домой.
Вообще, средств, сил и ресурсов для обеспечения противоэпидемиологических мер в аэропорту и в целом обеспечения работы огромного авиапредприятия было задействовано немало. Сейчас уже вспоминаем этот период как не самое сложное время.- Сейчас помимо ковидных последствий прибавились еще и экономические санкции. Дала ли сложившаяся ситуация толчок для расширения географии полетов, открытия новых рейсов?
- В настоящее время происходит переориентация географии полетов аэропорта Минск в восточном и южном направлениях. Значительно расширилась маршрутная сеть в Российскую Федерацию - Нижний Новгород, Пермь, Псков, Уфу, Самару, Мурманск, Калугу, Череповец, Минеральные Воды. Из новых международных направлений белорусским перевозчиком открыт рейс в Нью-Дели, турецкой авиакомпанией выполняются рейсы в Стамбул.
Кроме того, могу сказать, что сложившаяся ситуация дала толчок к поиску альтернативных поставщиков, программ, решений. И пока, не без сложностей, конечно, но справляемся.
- Куда чаще всего летают пассажиры минского аэропорта? По каким направлениям рейсы наиболее востребованы?
- Наиболее востребованными и загруженными регулярными направлениями являются Москва, Санкт-Петербург, Дубай и Стамбул. По этим направлениям выполняется наибольшее количество рейсов: в Москву 12 ежедневных рейсов, в Санкт-Петербург - 4 ежедневных, в Дубай - 17 еженедельных рейсов, в Стамбул - до 14 еженедельных рейсов.
Самыми популярными чартерными направлениями являются Турция и Египет: в 2023 году по этим направлениям перевезено более 360 тыс. пассажиров.
- Планируете ли открытие новых направлений в ближайшей перспективе? Возможно, приход новых авиакомпаний на белорусский рынок?
- В целом, поиск и привлечение партнеров для расширения маршрутной сети и открытия новых направлений стал одним из основных пунктов работы в последний год.
Скажу на ближайшую перспективу. Планируется, что китайским перевозчиком Beijing Capital Airlines весной 2024 года будут выполняться прямые рейсы из курортного острова Хайнань в Минск.
Также обсуждается открытие регулярного рейса между Архангельском и Минском силами белорусского или российского авиаперевозчика, а также многое другое, но об этом пока говорить рано.
- Расскажите про внештатные посадки, которые случаются в аэропорту. Например, связанные со здоровьем пассажира либо с проблемами с самолетом. Как выстраивается работа в таких ситуациях?
- Работа всегда выстраивается на основании разработанных и утвержденных инструкций. То есть практически все ситуации имеют алгоритмы и пути решения. А грамотный подход и анализ угроз, помноженный на профессионализм наших сотрудников, равняется успеху и гаранту здоровья и безопасности пассажиров.
Выстроить скоординированную работу всех служб и подразделений, а также отработать практические действия помогают регулярные тренировки и масштабные учения.
Могу вспомнить случай, который произошел в нашем аэропорту пару лет назад. После посадки за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился пассажирский самолет Airbus A-320 авиакомпании "Узбекские авиалинии", выполнявший рейс из Ташкента в Минск. Инцидент произошел во время сильного снегопада и метели. На борту лайнера находились 115 пассажиров. Состав аварийно-спасательной команды аэропорта незамедлительно выехал в район авиационного инцидента и приступил к проведению аварийно-спасательных работ.
В кратчайшие сроки была осуществлена эвакуация пассажиров, которых доставили в здание аэровокзального комплекса. Эвакуационная команда оперативно выполнила технологическую процедуру по удалению воздушного судна с летного поля аэродрома. Пострадавших во время произошедшего инцидента не было. Все четко и оперативно справились со своими задачами, что позволило минимизировать время закрытия аэропорта на прием и отправку воздушных судов.- В августе 2023 года во время посещения Национального аэропорта Президент дал поручение касаемо первой взлетно-посадочной полосы, чтобы она была в хорошем рабочем состоянии. Как на данный момент с ней обстоят дела? Как работает вторая полоса?
- Первая полоса, будем называть ее ВПП-1 эксплуатируется с 1982 года, а начиная с 1998 года ежегодно стали выполняться работы по ремонту искусственных аэродромных покрытий ВПП-1.
В 2023 году первая взлетно-посадочная полоса приведена в эксплуатационную готовность для осуществления приема/выпуска воздушных судов. Для этого произведен текущий ремонт искусственного покрытия, обновлены маркировочные знаки, проведена настройка, наземные и летные проверки радиотехнических средств посадки, электрических систем и светосигнального оборудования. Получены необходимые удостоверения годности на указанное оборудование.
Вторая взлетно-посадочная полоса является главной в аэропорту как по своим техническим характеристикам, так и по использованию для взлета и посадки воздушных судов. Работает она бесперебойно в штатном режиме, содержится в постоянной эксплуатационной готовности и пригодна к приему/выпуску по III категории ИКАО всех воздушных судов, без ограничений.
Национальный аэропорт Минск в целом особое внимание уделяет состоянию всей инфраструктуры, вкладывает значительные ресурсы в ее содержание, и мы намерены продолжить деятельность по ее развитию.
- Поделитесь подробнее планами по строительству нового терминала аэропорта.
- Архитектурная концепция перспективного развития аэропорта была представлена в 2022 году. Это масштабный по своим размерам проект. Там все очень современно, продуманно, эргономично, много новых зданий и сооружений, в том числе и новый терминал. И этот проект обязательно воплотится в жизнь.
Строительство нового международного пассажирского терминала с дополнительными местами стоянки самолетов планируется в перспективе, при условии устойчивого роста пассажиропотока и достижении его показателей более 5 млн пассажиров в год.
- Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с планами по организации железнодорожного сообщения между Минском и Национальным аэропортом?
- Непосредственно сам аэропорт не является заказчиком проекта строительства железнодорожной ветки для электропоездов с остановочным пунктом в Национальном аэропорту Минск. По имеющейся информации, данный проект разработан институтом "Белжелдорпроект".
Полагаю, реализация проекта железнодорожного сообщения между Минском и Национальным аэропортом будет актуальной при значительном устойчивом росте пассажиропотока до показателей 8-10 млн пассажиров в год.
- Как налажена работа аэропорта в зимний период?
- В аэропорту выстроена четкая система взаимодействия различных подразделений. Это позволяет своевременно и в полном объеме реагировать на все возможные погодные изменения: будь то дождь, снег или сильные морозы. Координация отработана годами.
Учитывая частые сложные метеоусловия, в зимний период вопросам функционирования предприятия и безопасности полетов уделяется особое внимание. Естественно, подготовка к работе в неблагоприятных погодных условиях начинается заранее: проводится дополнительное привлечение работников снегоуборочных бригад; проверяется состояние снегоуборочной спецтехники, при необходимости проводятся профилактические мероприятия по обеспечению ее надежной работы; при необходимости привлекается дополнительное количество спецтехники; ведется постоянная работа по обеспечению предприятия необходимым количеством противогололедных химических реагентов.
В результате слаженной работы подразделений предприятия, аэропорт функционирует в штатном режиме при любых погодных условиях.
- Какой вы видите белорусскую авиагавань в ближайшем будущем - через 5-10 лет?
- Был бы рад, если бы мы смогли реализовать часть новой архитектурной концепции развития аэропорта, чтобы главные воздушные ворота страны предстали в совершенно новом облике. Хочу видеть разветвленную маршрутную сеть из аэропорта Минска по всем международным направлениям, большое количество авиакомпаний, активный прирост пассажиропотока. Национальный аэропорт Минск должен стать не только международным хабом, но и инновационным кластером, охватывающим филиалы, компании и предприятия.
- Расскажите о трудовом коллективе аэропорта. Чего бы вы пожелали своим коллегам?
- Коллектив аэропорта - это моя опора. Люди, на которых я могу положиться, которые мне помогают и подсказывают. Мы все работаем в одной команде и преследуем одну цель. На самом деле коллектив начал формироваться задолго до моего прихода в Национальный аэропорт Минск. Кто-то даже работает здесь со дня основания предприятия, а для кого-то аэропорт и вовсе стал первым и единственным местом работы. Сложились и трудовые династии, что меня, непременно, радует. К сожалению, приходит время и с некоторыми опытными, квалифицированными, знающими, преданными своему делу специалистами нам приходится расставаться. Я всем очень благодарен за труд, неравнодушное отношение к своему делу, за те силы, знания, которые многие здесь оставили, и опыт, который передали.
Коллектив обновляется, приходят новые лица, много молодых, но очень перспективных сотрудников. Учатся, перенимают опыт. Главное в нашем деле - любовь к авиации. Это то, что нас объединяет. То, что заставляет нас решать ежедневные задачи и делает из нас действительно высококлассных и ответственных специалистов, профессионалов своего дела.
Хочу пожелать своим коллегам, чтобы сочетание профессионализма и любви к авиации всегда позволяло получать удовольствие от своей деятельности и давало возможность как можно чаще взлетать к своим мечтам, постоянно даря людям такую же возможность.
БЕЛТА.-0-