По восточному календарю 2024 год пройдет под знаком Зеленого Деревянного Дракона. Фарфоровые, фетровые, стеклянные, кожаные, пластиковые, металлические фигурки символа грядущего года поселились на витринах магазинов разных стран мира, ведь образ змееподобного мифического существа знаком многим культурам. Свой дракон есть и у белорусов. Зовут его Цмок. Какой у него характер, норов и каким мифологический персонаж предстает в поверьях наших предков, корреспонденту БЕЛТА рассказала фольклорист, доктор филологических наук, профессор Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Валентина Новак.
Сведения о Цмоке зафиксированы в работах немногих этнографов, фольклористов, отмечает Валентина Новак. "Цмок живет и действует сам по себе, его не любят остальные "нечистики" из-за его спесивости", - таким описывает Цмока этнограф и фольклорист Николай Никифоровский в своем труде "Нечистики: Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе", - обращает внимание профессор.
Она добавляет, что, исходя из представленных в работе описаний, по внешности Цмок аккуратнее других "нечистиков" - любит купаться, ходить в баню и ежедневно моется. "Николай Никифоровский отмечает и такую деталь в портретной характеристике персонажа, как "природную лень и неподвижность", вследствие чего "Цмок не всегда откликнется на призыв человека или на призыв к помощи другого "нечистика", - продолжает преподаватель.
По зафиксированным этнографом рассказам, если Цмок подступил к жертве, обязательно домучает ее, однако предварительно взвесив, стоит ли она внимания и нарушенного покоя. И если не стоит, то Цмок презрительно отворачивается, оставляя жертву другим "нечистикам". Предусмотрительность и осторожность позволяют Цмоку жить дольше всех "нечистиков".
Известно о персонаже низшей мифологии и то, что он "реже пристает к простым деревенским людям". На людей семейных и вовсе не нападает. А первыми жертвами становятся "нарушители семейных и общественных обязанностей".
Цмок как дух в виде змеи представлен в труде "Белорусские поверья" писателя-этнографа Павла Шпилевского (псевдоним Древлянский), обращается Валентина Новак к еще одному источнику, в котором приведены сведения о трех родах цмоков. А именно: цмоке общем, домовике, лесовике. "Как следует дальше из описания, общему подчиняются другие "нечистики". У каждого семьянина есть домовик - цмок, который носит деньги, делает нивы плодородными, урожайными, а коров - дойными. А однажды цмоку-домовику не приготовили яичницу и он сжег весь дом", - описывает нрав существа фольклорист.
Если говорить о лесовике-цмоке, то это непримиримый враг домовика-цмока.
Зафиксировал сведения о Цмоке и фольклорист, этнограф Михаил Федоровский, добавляет Валентина Новак. "Змей, или Смок, огромный, как здание, бывает у него три, или шесть, или девять, или двенадцать голов", - приводит информацию она. Профессор уточняет, опираясь на приведенную этнографом информацию, что Смок - это наистрашнейший зверь на свете. А где он живет - или в лесу, или на облаках, это неизвестно, потому что он и по воздуху летает.
"Верили люди и в то, что летающие цмоки-змеи могут превращаться в красивых парней и ухаживать за девушками. Также в поверьях говорилось о том, что это существо владеет водами и устанавливает баланс между земными и небесными водами - высасывает воду из реки и перекачивает назад на небо", - разъясняет преподаватель.
Поддерживается это поверье и в "Словаре белорусского наречия" Ивана Носовича, делает акцент Валентина Новак. Основные значения слова "цмок" ("смок") в словаре - "насос, машина, употребляемая для перелива какой-либо жидкости"; "железная водосточная труба"; "пожарная труба"; "сказочное название змея".
"Сохранилось и такое поверье: если Перун убьет змея, то грозит всемирный потоп. И спастись получится, только если похоронить цмока-змея с помощью запряженного в лапоть петуха", - продолжает знакомить с представлениями предков фольклорист.
Рассказами о Цмоке поделились и жители Гомельского региона Беларуси во время фольклорных экспедиций студентов ГГУ имени Ф.Скорины. Примеры бережно собраны в сборнике "Беларуская міфалогія. Хрэстаматыя: вучэбны дапаможнік".
Например, в Ветковском районе от Анны Трофимовны Ходуньковой удалось узнать такое предание о временах, когда реки были большими и жили в них змеи, которые людей давили-душили. По утверждению старожила (а на момент записи ей, сельчанке, было почти 90 лет), были такие змеи, которые по 11 голов носили. Потом вода начала сходить, рек стало мало, а Цмок жил в воде один. Рога и рот у него были огромными, может, полтора метра, и человека проглотить он вмиг мог, вырисовывала словами иллюстрацию чудища сельчанка.
Как многоголового змея, очень большого, с хвостом и длинными когтями, описывала Цмока жительница деревни Салтановка Жлобинского района Валентина Павлюкова. "А з глоткі агонь пускае", - дополняла портрет существа она. Женщина признавалась, что точно не знает, где живет Цмок, вредный он или нет. "Мне кажацца, што Цмок злы, як і другія духі", - делилась своим наблюдением она.
А Анна Мышковец из деревни Секеричи Петриковского района утверждала: Цмок - змей страшный, он душу человека и животного пьет. Человек чахнет, умирает от болезни.
"Вужака", который молоко у коров отбирает, - такую характеристику Цмоку давала Анастасия Грабок из деревни Пересвятое Речицкого района. И прозвали его Цмоком за то, что воду сильно "цмокае", - раскрывала значение имени женщина. По ее словам, живет это существо в зарослях, кучах мусора, возле канав. А если повадится в сарай к корове, то и спасения нет. "Тады трэба яго вылавіць, ноччу падкарауліць, у сараі знянацку свет уключыць і тапаром парубіць", - подчеркивала Анастасия Грабок.
Верить или не верить в мифических существ, в их проделки - дело, конечно, каждого. Но бесспорно то, что мир мифологии всегда увлекает, завораживает и позволяет поверить в чудо, как и добрые новогодние праздники, заключила Валентина Новак.
БЕЛТА.-0-
Сведения о Цмоке зафиксированы в работах немногих этнографов, фольклористов, отмечает Валентина Новак. "Цмок живет и действует сам по себе, его не любят остальные "нечистики" из-за его спесивости", - таким описывает Цмока этнограф и фольклорист Николай Никифоровский в своем труде "Нечистики: Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе", - обращает внимание профессор.
Она добавляет, что, исходя из представленных в работе описаний, по внешности Цмок аккуратнее других "нечистиков" - любит купаться, ходить в баню и ежедневно моется. "Николай Никифоровский отмечает и такую деталь в портретной характеристике персонажа, как "природную лень и неподвижность", вследствие чего "Цмок не всегда откликнется на призыв человека или на призыв к помощи другого "нечистика", - продолжает преподаватель.
По зафиксированным этнографом рассказам, если Цмок подступил к жертве, обязательно домучает ее, однако предварительно взвесив, стоит ли она внимания и нарушенного покоя. И если не стоит, то Цмок презрительно отворачивается, оставляя жертву другим "нечистикам". Предусмотрительность и осторожность позволяют Цмоку жить дольше всех "нечистиков".
Известно о персонаже низшей мифологии и то, что он "реже пристает к простым деревенским людям". На людей семейных и вовсе не нападает. А первыми жертвами становятся "нарушители семейных и общественных обязанностей".
Цмок как дух в виде змеи представлен в труде "Белорусские поверья" писателя-этнографа Павла Шпилевского (псевдоним Древлянский), обращается Валентина Новак к еще одному источнику, в котором приведены сведения о трех родах цмоков. А именно: цмоке общем, домовике, лесовике. "Как следует дальше из описания, общему подчиняются другие "нечистики". У каждого семьянина есть домовик - цмок, который носит деньги, делает нивы плодородными, урожайными, а коров - дойными. А однажды цмоку-домовику не приготовили яичницу и он сжег весь дом", - описывает нрав существа фольклорист.
Если говорить о лесовике-цмоке, то это непримиримый враг домовика-цмока.
Зафиксировал сведения о Цмоке и фольклорист, этнограф Михаил Федоровский, добавляет Валентина Новак. "Змей, или Смок, огромный, как здание, бывает у него три, или шесть, или девять, или двенадцать голов", - приводит информацию она. Профессор уточняет, опираясь на приведенную этнографом информацию, что Смок - это наистрашнейший зверь на свете. А где он живет - или в лесу, или на облаках, это неизвестно, потому что он и по воздуху летает.
"Верили люди и в то, что летающие цмоки-змеи могут превращаться в красивых парней и ухаживать за девушками. Также в поверьях говорилось о том, что это существо владеет водами и устанавливает баланс между земными и небесными водами - высасывает воду из реки и перекачивает назад на небо", - разъясняет преподаватель.
Поддерживается это поверье и в "Словаре белорусского наречия" Ивана Носовича, делает акцент Валентина Новак. Основные значения слова "цмок" ("смок") в словаре - "насос, машина, употребляемая для перелива какой-либо жидкости"; "железная водосточная труба"; "пожарная труба"; "сказочное название змея".
"Сохранилось и такое поверье: если Перун убьет змея, то грозит всемирный потоп. И спастись получится, только если похоронить цмока-змея с помощью запряженного в лапоть петуха", - продолжает знакомить с представлениями предков фольклорист.
Рассказами о Цмоке поделились и жители Гомельского региона Беларуси во время фольклорных экспедиций студентов ГГУ имени Ф.Скорины. Примеры бережно собраны в сборнике "Беларуская міфалогія. Хрэстаматыя: вучэбны дапаможнік".
Например, в Ветковском районе от Анны Трофимовны Ходуньковой удалось узнать такое предание о временах, когда реки были большими и жили в них змеи, которые людей давили-душили. По утверждению старожила (а на момент записи ей, сельчанке, было почти 90 лет), были такие змеи, которые по 11 голов носили. Потом вода начала сходить, рек стало мало, а Цмок жил в воде один. Рога и рот у него были огромными, может, полтора метра, и человека проглотить он вмиг мог, вырисовывала словами иллюстрацию чудища сельчанка.
Как многоголового змея, очень большого, с хвостом и длинными когтями, описывала Цмока жительница деревни Салтановка Жлобинского района Валентина Павлюкова. "А з глоткі агонь пускае", - дополняла портрет существа она. Женщина признавалась, что точно не знает, где живет Цмок, вредный он или нет. "Мне кажацца, што Цмок злы, як і другія духі", - делилась своим наблюдением она.
А Анна Мышковец из деревни Секеричи Петриковского района утверждала: Цмок - змей страшный, он душу человека и животного пьет. Человек чахнет, умирает от болезни.
"Вужака", который молоко у коров отбирает, - такую характеристику Цмоку давала Анастасия Грабок из деревни Пересвятое Речицкого района. И прозвали его Цмоком за то, что воду сильно "цмокае", - раскрывала значение имени женщина. По ее словам, живет это существо в зарослях, кучах мусора, возле канав. А если повадится в сарай к корове, то и спасения нет. "Тады трэба яго вылавіць, ноччу падкарауліць, у сараі знянацку свет уключыць і тапаром парубіць", - подчеркивала Анастасия Грабок.
Верить или не верить в мифических существ, в их проделки - дело, конечно, каждого. Но бесспорно то, что мир мифологии всегда увлекает, завораживает и позволяет поверить в чудо, как и добрые новогодние праздники, заключила Валентина Новак.
БЕЛТА.-0-