Новости темы
"Репортаж"
Все отрасли отечественного легпрома: текстильная, швейная, трикотажная и кожевенно-обувная, производители аксессуаров и доки галантерейного дела, инфлюенсеры из фешен-индустрии, люди искусства, заинтересованные блогеры и журналисты, наконец, дотошные законодательницы мод и иконы стиля разного пошиба - многие-многие профессионалы и любители, желающие оставаться в курсе актуальных тенденций, к 48-й по счету BelTexIndustry готовились заранее и с упоением. И оно понятно, ведь бренд BTI обязывает соответствовать. Вот уже более 20 лет международная выставка-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой промышленности организуется в республике и собирает не менее 80 экспонентов из пяти стран. BTI-2024 планку повысит, объединив на одной площадке свыше 100 участников экспозиций, представляющих шесть государств: Беларусь, Турцию, Россию, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Модные показы, актуальные коллекции именитых дизайнеров, экспертные диалоги по самым острым для легкой промышленности темам, внушительные контракты и свежие бизнес-договоренности - оснований для того, чтобы BTI-2024 прогремела на все ближнее зарубежье и даже за его пределами, - масса. Корреспонденты БЕЛТА окунулись в фешен-круговорот.
Мода - бизнес. Прибыльный, перспективный и высококонкурентный
BelTexIndustry - выставка с историей, уже бренд, завоевавший славу самого авторитетного модного форума в Беларуси. Впрочем, одного из - и за пределами нашей страны. Председатель концерна "Беллегпром" Татьяна Лугина подчеркивает: в последние годы в связи с глобальными изменениями в экономике на внешнем контуре значимость очного общения, которое дает BTI, возросла в разы. Отсюда и интерес иностранных партнеров, проявляющийся, кстати, не только в наведении мостов по направлению сотрудничества "купи-продай", когда одна страна произвела товар, а другая его реализует. Уже проработан ряд проектов по выстраиванию производственно-кооперационных цепочек с производителями товаров легпрома из государств СНГ, учитывающих сильные стороны каждого компаньона. В случае Беларуси, например, речь идет о дизайнерских преимуществах, ведь отечественная легкая промышленность славится сильной школой конструкторско-дизайнерского направления и сложившимися традициями фешен-индустрии. Достаточно лишь взглянуть на работы начинающих дизайнеров, участников Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото "Мельница моды", чтобы понять - это чистая правда. А что же можно сказать о наших партнерах?
В списке самых надежных и постоянных - россияне. Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, член Общественной палаты России Андрей Разбродин в контексте развития перспективных направлений сотрудничества с Беларусью просил учитывать стремительное развитие Китая во всех сферах, чтобы быть готовыми конкурировать за потребителя с более дешевым, но зачастую не менее качественным и отвечающим модным тенденциям китайским товаром. "Китай преуспевает не только в производстве готовой продукции, их главная заслуга - продвижение технологий. Мы должны эту ситуацию принимать во внимание, а чтобы наш легпром сохранялся и оставался конкурентным, следует заняться глобальным вопросом кооперации на постсоветском пространстве", - делает прогноз президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности.
А мода? Без нее в массовом пошиве одежды никуда. На полях BTI концерн "Беллегпром" подписал меморандум о сотрудничестве с Русской ассоциацией участников фешен-индустрии, предусматривающий организацию национального павильона Беларуси на BEE-TOGETHER.ru в Москве в ноябре, приглашение отечественных дизайнеров к участию в ежегодном конкурсе промышленного дизайна одежды для молодых дизайнеров PROфешен Masters, помощь с кадрами и подготовкой специалистов, экспорт белорусской швейно-текстильной продукции в Россию, обмен опытом в области поддержки предприятий отрасли и борьба с контрафактом.
"Между Беларусью и Башкортостаном много общего: богатая история, самобытная культура и схожие векторы социально-экономического развития. Ваша республика всегда являлась одним из ключевых наших партнеров, занимая четвертое место во внешнеторговом обороте. Активная работа дает плоды: растет экономическое взаимодействие в поставках различных материалов, в том числе текстильных изделий. Закупают башкирские компании продукцию в том числе "СветлогорскХимволокно", "Могилевхимволокно", "Гронитекс". В 2023 году было закуплено товаров на сумму 140 млн российских рублей", - уточнил некоторые аспекты сотрудничества торговый представитель Республики Башкортостан в Беларуси Константин Климин.
Турцию, например, на выставке представляют девять предприятий текстильной промышленности. Их цель - поближе познакомить белорусского покупателя со своими товарами, оценить наш рынок, увидеть для себя свободные ниши и, конечно, сделать возможным удовлетворение спроса турецкого потребителя, которому полюбились изделия из прославленного белорусского льна. Это объясняет, почему сегодня в структуре взаимного товарооборота наибольшая доля приходится на продукцию текстильной промышленности. Торговый советник при посольстве Турецкой Республики Йелиз Торун заметила, что пока крупными совместными производственными проектами в легпроме Беларусь и Турция похвастаться не могут, однако желание запустить подобные присутствует с обеих сторон.
Мода - творчество. Молодежное, оригинальное, талантливое
Настоящим сюрпризом для гостей и участников BTI стала торжественная церемония открытия выставки. Организаторы стараются не повторяться и каждый год привносить в мероприятие свежие задумки. В этот раз, например, церемонию открытия выставки посвятили Году качества. Как пояснил заведующий отделом моды и дизайна Национального центра творчества детей и молодежи Игорь Иванов, один из разработчиков концепции, такая тема выбрана не случайно.
Ирина Акулович, Ольга Шпилевская, Надежда Лазаревич, Ольга Чемоданова, Виктория Сенкевич, Ольга Рыжикова, Полина Шуба, Юлия Алексеюк, Любовь Черкашина, Анастасия Кирилова, Александра Никифорова - модели церемонии открытия BTI, не нуждающиеся в дополнительном представлении. Их имена известны, и разработчики концепции надеются: популярность этих красивых и стильных женщин поможет росту востребованности товаров отечественного легпрома. С задачей качественно продемонстрировать качественную одежду едва ли кто-нибудь справился бы лучше, а сегодняшние модели дали фору даже опытным манекенщицам.
Авторами лучшей коллекции одежды для подростков в 2024 году жюри признало Светлану Ивашину и Анжелу Алексееву-Салашенко из Минского государственного колледжа легкой промышленности и комплексной логистики.
Мода - искусство. Доступное, понятное, современное
Заместитель директора по выставочной деятельности "БелЭкспо" Виктория Агафонова предположила, что профессиональную аудиторию могут заинтересовать и мастер-классы о рынке труда в сфере легкой промышленности, принципах успешной бизнес-стратегии на текстильном рынке Беларуси, макетировании одежды или о том, как натуральные товары сегодня формируют новую культуру потребления.
Так, специальный гость из России Мария Рогожина выступила для всех посетителей выставки с бизнес-презентацией об аренде бренда для производства товаров как эффективном маркетинговом инструменте. Профессионал более 12 лет работает в сфере аренды интеллектуальной собственности на должности руководителя В2В-издания "Вестник лицензионного рынка". Мария Рогожина - один из ведущих российских экспертов в сфере аренды и монетизации брендов и образов, спикер деловых программ 15 крупнейших отраслевых выставок и мероприятий, приглашенный эксперт деловых изданий "Коммерсант" и "Ведомости".
А вот фешен-стилист Иоланта Гайкович больше ориентирована на работу с творческой молодежью. Юная девушка занимается стилизацией съемок, создает уникальные образы для брендов, блогеров и модельных агентств. В кейсе Иоланты в том числе блогеры с аудиторией от 20 до 300К подписчиков. Опыт спикера на BTI для молодой девушки далеко не первый.
Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА-0-
Мода - бизнес. Прибыльный, перспективный и высококонкурентный
BelTexIndustry - выставка с историей, уже бренд, завоевавший славу самого авторитетного модного форума в Беларуси. Впрочем, одного из - и за пределами нашей страны. Председатель концерна "Беллегпром" Татьяна Лугина подчеркивает: в последние годы в связи с глобальными изменениями в экономике на внешнем контуре значимость очного общения, которое дает BTI, возросла в разы. Отсюда и интерес иностранных партнеров, проявляющийся, кстати, не только в наведении мостов по направлению сотрудничества "купи-продай", когда одна страна произвела товар, а другая его реализует. Уже проработан ряд проектов по выстраиванию производственно-кооперационных цепочек с производителями товаров легпрома из государств СНГ, учитывающих сильные стороны каждого компаньона. В случае Беларуси, например, речь идет о дизайнерских преимуществах, ведь отечественная легкая промышленность славится сильной школой конструкторско-дизайнерского направления и сложившимися традициями фешен-индустрии. Достаточно лишь взглянуть на работы начинающих дизайнеров, участников Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото "Мельница моды", чтобы понять - это чистая правда. А что же можно сказать о наших партнерах?
В списке самых надежных и постоянных - россияне. Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, член Общественной палаты России Андрей Разбродин в контексте развития перспективных направлений сотрудничества с Беларусью просил учитывать стремительное развитие Китая во всех сферах, чтобы быть готовыми конкурировать за потребителя с более дешевым, но зачастую не менее качественным и отвечающим модным тенденциям китайским товаром. "Китай преуспевает не только в производстве готовой продукции, их главная заслуга - продвижение технологий. Мы должны эту ситуацию принимать во внимание, а чтобы наш легпром сохранялся и оставался конкурентным, следует заняться глобальным вопросом кооперации на постсоветском пространстве", - делает прогноз президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности.
А мода? Без нее в массовом пошиве одежды никуда. На полях BTI концерн "Беллегпром" подписал меморандум о сотрудничестве с Русской ассоциацией участников фешен-индустрии, предусматривающий организацию национального павильона Беларуси на BEE-TOGETHER.ru в Москве в ноябре, приглашение отечественных дизайнеров к участию в ежегодном конкурсе промышленного дизайна одежды для молодых дизайнеров PROфешен Masters, помощь с кадрами и подготовкой специалистов, экспорт белорусской швейно-текстильной продукции в Россию, обмен опытом в области поддержки предприятий отрасли и борьба с контрафактом.
"Перед поездкой в Минск я пересмотрела свой гардероб и обнаружила в шкафу много костюмов, пошитых на гремящих на рынках белорусских предприятиях. Ваша одежда отличается превосходным качеством, приятно удивляют ткани, ко всему прочему эти модели фактически не изнашиваются, а уж в платьях и костюмах я понимаю", - смеется президент Русской ассоциации участников фешен-индустрии Татьяна Белькевич.
Импорт сырья, экспорт готовой продукции, давальческая переработка сырья, привлечение узбекских специалистов для работы на отечественных предприятиях, создание совместных производств на территории Узбекистана - спектр направлений сотрудничества белорусов с этой среднеазиатской страной в легкой промышленности широчайший, поэтому неудивительно, что узбекская делегация - одна из самых многочисленных на BTI. Временный поверенный в делах Узбекистана в Беларуси Алишер Бабаев подчеркнул, что легкая промышленность, в частности текстильная отрасль, - одна из ключевых сфер взаимодействия двух стран. Беларусь и Узбекистан сегодня не только нарастили взаимный товарооборот, но и расширили общие проекты по производству текстильной продукции. Планируется создание ряда крупных совместных промышленных предприятий.
"Между Беларусью и Башкортостаном много общего: богатая история, самобытная культура и схожие векторы социально-экономического развития. Ваша республика всегда являлась одним из ключевых наших партнеров, занимая четвертое место во внешнеторговом обороте. Активная работа дает плоды: растет экономическое взаимодействие в поставках различных материалов, в том числе текстильных изделий. Закупают башкирские компании продукцию в том числе "СветлогорскХимволокно", "Могилевхимволокно", "Гронитекс". В 2023 году было закуплено товаров на сумму 140 млн российских рублей", - уточнил некоторые аспекты сотрудничества торговый представитель Республики Башкортостан в Беларуси Константин Климин.
В скором времени в Уфе планируется открытие мультибрендового магазина товаров белорусской легкой промышленности "Да дому", прорабатывается вопрос создания торгового центра с широким представительством товаров отечественной легкой промышленности наподобие "Першага нацыянальнага гандлёвага дому".
Турцию, например, на выставке представляют девять предприятий текстильной промышленности. Их цель - поближе познакомить белорусского покупателя со своими товарами, оценить наш рынок, увидеть для себя свободные ниши и, конечно, сделать возможным удовлетворение спроса турецкого потребителя, которому полюбились изделия из прославленного белорусского льна. Это объясняет, почему сегодня в структуре взаимного товарооборота наибольшая доля приходится на продукцию текстильной промышленности. Торговый советник при посольстве Турецкой Республики Йелиз Торун заметила, что пока крупными совместными производственными проектами в легпроме Беларусь и Турция похвастаться не могут, однако желание запустить подобные присутствует с обеих сторон.
Мода - творчество. Молодежное, оригинальное, талантливое
Настоящим сюрпризом для гостей и участников BTI стала торжественная церемония открытия выставки. Организаторы стараются не повторяться и каждый год привносить в мероприятие свежие задумки. В этот раз, например, церемонию открытия выставки посвятили Году качества. Как пояснил заведующий отделом моды и дизайна Национального центра творчества детей и молодежи Игорь Иванов, один из разработчиков концепции, такая тема выбрана не случайно.
"При подготовке к церемонии открытия прошлого года мы решили, что на подиум должны выйти сотрудницы предприятий концерна "Беллегпром". Идея такова: одежду должны демонстрировать женщины, которые ее и шьют. Простые, трудолюбивые, талантливые и невероятно красивые, - пояснил Игорь Иванов. - В 2024 году тема продолжена, посыл схожий - в роли моделей себя пробуют представительницы самых разных сфер деятельности нашей страны: промышленности, медицины, образования, культуры, спорта, не имеющие за плечами профессионального опыта дефиле. Эти женщины каждый день своим трудом подтверждают утвержденную в республике высокую марку качества во всем".
Ирина Акулович, Ольга Шпилевская, Надежда Лазаревич, Ольга Чемоданова, Виктория Сенкевич, Ольга Рыжикова, Полина Шуба, Юлия Алексеюк, Любовь Черкашина, Анастасия Кирилова, Александра Никифорова - модели церемонии открытия BTI, не нуждающиеся в дополнительном представлении. Их имена известны, и разработчики концепции надеются: популярность этих красивых и стильных женщин поможет росту востребованности товаров отечественного легпрома. С задачей качественно продемонстрировать качественную одежду едва ли кто-нибудь справился бы лучше, а сегодняшние модели дали фору даже опытным манекенщицам.
Свои модели сегодня демонстрируют не только дизайнеры с именем. Первые пробы пера, испытанные конкурсными программами, оцененные компетентным жюри, проверенные подиумом, представляют начинающие модельеры. Большинство из них - участники уважаемой в профессиональном сообществе "Мельницы моды".
Студентка четвертого курса Академии искусств Диана Костюк - в списке победителей конкурса этого года. Девушка как самостоятельный дизайнер представила на суд жюри разработанную уникальную женскую коллекцию "Трансгенерация", где есть место как белорусским мотивам, так и личным настроениям. По первому профессионально-техническому образованию Диана - резчик по дереву. Использовать свой опыт в коллекции для делающего первые шаги в профессии модельера было очень важно. Древесным изделиям девушка нашла применение при разработке аксессуаров, сумок, обуви. "Сам психологический термин "трансгенерация" означает передачу опыта от старшего поколения младшему, причем опыта подсознательного. Это то, что оставляют нам в наследство родители, а мы накапливаем, как кольца на древесине, чтобы впоследствии передать с воспитанием уже своим детям. Моя идея прослеживается в мельчайших деталях созданных моделей", - сделала акцент победительница.
Авторами лучшей коллекции одежды для подростков в 2024 году жюри признало Светлану Ивашину и Анжелу Алексееву-Салашенко из Минского государственного колледжа легкой промышленности и комплексной логистики.
"Моя коллекция "Абрадvея" навеяна народными обрядами белорусов: "Русалле", "Купалле", "Ваджэнне стралы", "Багач", "Каляды", "Вяселле", "Гуканне вясны". Каждая капсула разработана под конкретный праздник, историю которого можно прочитать по одному элементу одежды, - раскрывает задумку дизайнер Светлана Ивашина. - На каждой модели ручная вышивка, что тоже является важным маркером, ведь наши прабабушки все делали вручную, каждый стежок и его цвет имели символическое значение. Нашел отражение в моделях и образ креста Евфросинии Полоцкой, эта женщина сложной и героической судьбы для меня ассоциируется с родной Беларусью".
Мода - искусство. Доступное, понятное, современное
Разработчики проекта BTI предусмотрели участие в форуме большого количества спикеров, интересных для профессиональной аудитории выставки. Экспозицию BTI посетил и глава собственного модного бренда, выпускающего одежду и предметы интерьера, представитель Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России и Международной ассоциации "Союз дизайнеров" Сергей Сысоев, где выступил с паблик-током о миссии фешен-дизайнера в условиях новейшего времени.
"В Минске я не первый раз, и мне очень нравится, что производят белорусские предприятия легпрома, которые сумели не только сохраниться, но и модернизироваться. Сидя в первом ряду на показах, я любовался классным отшивом изделий. Профессионал знает, что мало создать креативные модели, важно их грамотно, качественно отшить. И в случае белорусской моды качественный пошив - услада для глаз, - дал экспертную оценку именитый модельер. - В Москве я окружен молодыми российскими дизайнерами, но безумно люблю белорусских ребят, у которых горят глаза творчеством. У них очень много креатива и вкуса одновременно - это для меня ценно особо".
Для экспертов в области моды и специалистов, представляющих отрасль белорусской легкой промышленности, организаторы BelTexIndustry внесли в программу множество полезных мастер-классов, посвященных, в частности, тому, как заработать на известных брендах и образах, как достичь успехов в своей нише и раскрутить личный бренд. В образовательной программе столичного форума, кроме того, презентация на тему "Упаковка как элемент маркетинга", модный обзор трендов осень-зима 2024/2025, бизнес-диалог о том, как вложить рубль в рекламу и заработать гораздо больше, бизнес-презентация на тему, как настроить продажи.
Заместитель директора по выставочной деятельности "БелЭкспо" Виктория Агафонова предположила, что профессиональную аудиторию могут заинтересовать и мастер-классы о рынке труда в сфере легкой промышленности, принципах успешной бизнес-стратегии на текстильном рынке Беларуси, макетировании одежды или о том, как натуральные товары сегодня формируют новую культуру потребления.
Так, специальный гость из России Мария Рогожина выступила для всех посетителей выставки с бизнес-презентацией об аренде бренда для производства товаров как эффективном маркетинговом инструменте. Профессионал более 12 лет работает в сфере аренды интеллектуальной собственности на должности руководителя В2В-издания "Вестник лицензионного рынка". Мария Рогожина - один из ведущих российских экспертов в сфере аренды и монетизации брендов и образов, спикер деловых программ 15 крупнейших отраслевых выставок и мероприятий, приглашенный эксперт деловых изданий "Коммерсант" и "Ведомости".
О том, как поддержать отечественные бренды в белорусском и российском медиапространстве, содержательно рассказала небезызвестная Ксения Мосалева-Голд. Аудитории девушка знакома как автор и телеведущая программы о моде "фешен is our Профешн", выходящей в Беларуси на телеканалах "Европа +" и "8 канал", создатель фотопроекта "Топ-100 самых красивых женщин Беларуси", PR-директор и лицо компании "Expo-Russia".
А вот фешен-стилист Иоланта Гайкович больше ориентирована на работу с творческой молодежью. Юная девушка занимается стилизацией съемок, создает уникальные образы для брендов, блогеров и модельных агентств. В кейсе Иоланты в том числе блогеры с аудиторией от 20 до 300К подписчиков. Опыт спикера на BTI для молодой девушки далеко не первый.
"На BelTexIndustry мы обязательно организовали продажи товаров "Мерч Первого". Эта продукция вызывает неподдельный интерес у всех жителей и гостей нашей республики, поэтому мы не могли лишить посетителей выставки возможности приобрести подобное изделие", - добавила еще одну причину стать гостем форума начальник управления внутренней торговли и выставочной деятельности концерна "Беллегпром" Ольга Грабеня.
48-я Международная выставка-ярмарка по оптовой продаже товаров легкой промышленности BelTexIndustry только стартовала. Впереди еще много интересного для бизнеса, творчества, торговли, науки, и даже те, кто просто увлекается фешен-индустрией, сможет найти для себя локацию по вкусу. Для посетителей BTI открыта с 10.00 до 18.00 2 и 3 октября. В последний день, 4 октября, форум будет работать до 16.00. Строгие секьюрити пропускают всех, вход свободный, поэтому услышать громкий голос белорусской моды, с каждым годом все больше набирающий мощь, может каждый.
В день открытия об итогах говорить, конечно, не принято, но первые успехи уже налицо. Один пример из многих - достигнутая договоренность о создании в Беларуси национального маркетплейса. На площадку зайдут отечественные производители из абсолютно разных отраслей экономики. Уже сформирована двухуровневая рабочая группа, следующий шаг - утверждение и первое заседание.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ, Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА-0-