8 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Главный специалист управления дошкольного образования Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Елена Мулица во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказала об основных акцентах при организации инклюзии в образовании.
"В 2022 году обновился Кодекс об образовании. И в новой редакции теперь закреплен принцип инклюзии в образовании, а его реализация - как одно из основных направлений государственной политики в сфере образования. Этот принцип подразумевает такую организацию получения образования, при которой все дети вне зависимости от их особенностей (психологических, культурных, социальных, языковых и так далее) включены в общую образовательную систему. При этом учреждения учитывают их особые образовательные потребности и оказывают им необходимую педагогическую, социальную и иные виды поддержки. В рамках реализации принципа инклюзии мы работаем в разных направлениях. Прежде всего, это обеспечение специальных условий в учреждениях образования для детей различных категорий. Так, приобретение специального оборудования, специальных средств обучения является одним из мероприятий государственной программы "Образование и молодежная политика" на 2021-2025 годы. Более 200 учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования приобретают такое оборудование ежегодно. Важным является и обеспечение доступной среды в учреждении образования. Элементами доступной среды оборудовано около 80% учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. В рамках государственной программы "Социальная защита" на 2021-2025 годы мы ведем речь о создании среды с комплексным подходом, когда территория или здание учреждения образования обеспечивается теми или иными архитектурными особенностями, визуальными, вспомогательными устройствами, которые позволяют ребенку лучше ориентироваться в окружающем пространстве. В ходе реализации госпрограммы запланировано создание комплексной доступной среды в 250 учреждениях образования", - рассказала Елена Мулица.
Еще один акцент, который делается в рамках создания специальных условий, - это устоявшаяся практика внедрения дополнительных штатных единиц педагогических работников, которые позволяют осуществлять персональное сопровождение в образовательном процессе.
"Сегодня такое сопровождение осуществляется для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые имеют выраженные нарушения передвижения, а также для незрячих детей. Если говорить о статистике, то количество, например, сопровождающих, которые работают с детьми с РАС, ежегодно увеличивается. По оперативной информации, за 2022 год дополнительно в учреждениях образования было введено примерно 1,8 тыс. ставок таких работников: воспитатель дошкольного образования на уровне дошкольного образования, либо воспитатель на уровне общего среднего образования. На начало 2023/2024 учебного года таких ставок у нас уже практически 2,5 тыс.", - проинформировала главный специалист.
Немаловажным остается формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса. "Речь идет и о родителях, и о педагогах, и о самих детях. У нас с 2015 года реализовывалась Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Беларуси. Сейчас эти вопросы обозначены в рамках других стратегических документов, в частности, Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года, в Национальном плане действий по реализации в Беларуси положений Конвенции о правах инвалидов и других документов. Дети с ОПФР включаются во все сферы деятельности учреждения образования. Традиционным стало проведение совместных мероприятий, которые не только приурочены к какому-то значимому дню, допустим, Дню человека с синдромом Дауна или Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, но и являются повседневной практикой учреждения образования. Большое внимание уделяется охвату детей с ОПФР дополнительным образованием детей и молодежи. В 2022/2023 учебном году он составил 59,6%. Мы уделяем большое внимание сотрудничеству с общественными объединениями и организациями, которые занимаются проблематикой детей с особенностями психофизического развития, а также сотрудничеству с самими родителями. Зачастую родители и являются членами этих общественных объединений, поэтому мы видим в них помощников, тех, кто действительно лучше всего знают своих детей и могут оказать помощь на разных этапах образовательного процесса (педагогу в том числе), не устраняясь, а помогая в образовательном процессе", - отметила Елена Мулица.
Инклюзивный характер носят проводимые республиканские мероприятия. "Например, республиканский фестиваль художественного творчества "Вясёлкавы карагод", в котором участвуют дети с особенностями психофизического развития, дети-сироты. С 18 по 20 октября уже в 15 раз пройдет республиканское комплексное спортивно-массовое мероприятие "Усе разам", направленное на развитие двигательной активности обучающихся центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, второго отделения специальных школ для детей с интеллектуальной недостаточностью. В этом конкурсе нет победителей и нет проигравших. Те упражнения, которые предлагаются в программе, носят игровой характер и имитируют те или иные социально-бытовые действия, которые любой из нас совершает ежедневно. Одна из главных целей мероприятия - сформировать позитивное отношение к проблеме детей с инвалидностью и с особенностями развития", - проинформировала представитель Минобразования.-0-
Фото Татьяны Матусевич