ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Пятница, 5 декабря 2025
Минск-Уручье Сплошная облачность +6°C
Все новости
Все новости

Эксперт: ИИ - это не альтернатива учителю, а новый мощный инструмент его профессиональной деятельности 

Опубликовано:

Логотип БелТА
Общество
12 ноября 2025, 18:18

Эксперт: ИИ - это не альтернатива учителю, а новый мощный инструмент его профессиональной деятельности 

Фото из архива
Фото из архива
Фото из архива
12 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Искусственный интеллект никогда не сможет выполнить роль педагога. Такое мнение высказала корреспонденту БЕЛТА проректор по научной работе Академии образования, доктор педагогических наук Ольга Зеленко во время VIII Международной научно-практической конференции "Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы", которая продлится два дня на базе Академии образования.

По словам Ольги Зеленко, благодаря таким встречам можно понять, что система движется в русле образовательных трендов, которые волнуют не только Беларусь и Россию, но и мировое образовательное пространство. "Сегодня мы можем сконцентрировать внимание на ключевой фигуре в образовательном процессе - на личности педагога. Педагог - это человек, который является посредником между содержанием образования - это то, что нужно усвоить, - и образовательным результатом учащихся. Именно педагог обеспечивает процесс усвоения материала, но с учетом уже конкретных людей. Ведь содержание образования - безликое, в нем есть теоремы, правила, законы. Но усваивает это содержание человек со своими индивидуальными особенностями, мотивами, потребностями. Только от педагога зависит, как это содержание будет усвоено. Для этого необходимо понимать, кто перед тобой, как с этим человеком работать, как его мотивировать, как ему помочь преодолеть себя. Здесь роль педагога незаменима. Никогда никакая технология, в том числе искусственный интеллект, не сможет выполнить эту роль", - подчеркнула проректор.

В ходе конференции коллеги из Санкт-Петербурга представили педагогической общественности доклад на тему "Учитель и искусственный интеллект: сотрудничество или конфликт компетенций". 

"ИИ не является альтернативой учителю, а выступает новым мощным инструментом его профессиональной деятельности, который перестраивает роль учителя от транслятора знаний к наставнику, организатору учебно-познавательного процесса, - отметила профессор кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского Ольга Шилова. - Школьные учителя уже замечают, что учащиеся используют искусственный интеллект. Возникает вопрос, что с этим делать, как учить думать. Здесь перспективной идеей будет задуматься над тем, а какова моя роль в этой новой цифровой образовательной среде, где искусственный интеллект может быть партнером, цифровым помощником, инструментом моей профессиональной деятельности. Конфликт между учителем и ИИ зарождается там, где традиционные педагогические функции начинают эффективно выполняться алгоритмами. Это зоны, где искусственный интеллект демонстрирует объективное превосходство. Например, обработка больших данных, проверка знаний, генерация контента. Учитель, который продолжает идентифицировать себя исключительно как источник информации, проигрывает ИИ в скорости и масштабности. Граница, которую искусственный интеллект не способен преодолеть - сфера человеческого интеллекта, наша "зона безопасности", описанная через сущностные компетенции учителя. Такие как эмоциональный интеллект - эмпатия, мотивация, доверие и другие; воспитание ценностей - трансляция нравственных ориентиров, критического мышления, формирование гражданской позиции через личный пример; а также педагогическая импровизация и глубинный индивидуальный подход".

По мнению эксперта, наиболее удачной моделью сотрудничества при этом является "ИИ как цифровой ассистент". "В этой модели роль учителя эволюционирует от исполнителя к создателю мотивирующей среды, куратору развития личности. В настоящий момент адекватной видится стратегия сотрудничества и синергии. Для устойчивого развития образования важна не замена, а появление педагога нового типа - учителя, наставника, в арсенале которого гармонично сочетаются высокие гуманистические идеалы и передовые цифровые технологии", - констатировала Ольга Шилова.

В работе конференции принимают участие представители научного сообщества, учреждений дополнительного образования взрослых, организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на районном (городском) уровне, руководители и педагоги-практики учреждений общего среднего, дошкольного, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи из всех регионов Беларуси, а также представители педагогической общественности из 17 регионов России. Среди обсуждаемых вопросов развитие инклюзивной культуры педработников, концепция совершенствования допобразования педагогов, образовательные проекты для учителей.-0- 
Топ-новости
Свежие новости Беларуси