24 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Около 15-16% товаров в розничной сети белорусы покупают в кредит, сообщил во время круглого стола в газете
"Потребительское кредитование - один из важных факторов роста розничного товарооборота: на долю заемных ресурсов приходится в среднем около 15-16% продаж", - отметил Павел Филиппов.
Как показал анализ ситуации последних нескольких лет, темпы роста товарооборота опережали доходы населения в среднем на 2-2,2 процентного пункта. Дополнительные объемы формировались не только кредитами, но и наблюдалась чистая продажа валюты населением. Со временем эта диспропорция нивелировалась: за восемь месяцев текущего года при росте доходов на 6,8% товарооборот повысился только на 5%.
"Меняется поведенческая модель домашних хозяйств, постепенно трансформируясь из потребительской в сберегательно-потребительскую. Это нормальный процесс при стабильной экономике и росте доходов. Увеличиваются депозиты населения. Люди уже приобрели некий набор необходимых товаров длительного пользования, у них появились возможности сбережений для трат в будущем", - рассказал Павел Филиппов.
Чистая продажа валюты снижается. Если в прошлом году в январе - августе граждане реализовали $1,075 млрд, то за аналогичный период 2019-го - около $500 млн. Замедлились и темпы роста потребительского кредитования. По данным торговых организаций, реализация товаров длительного пользования с помощью кредитных инструментов снизилась в среднем на 1-2 процентных пункта. Прирост непродовольственного сегмента составил 107% и соответствует увеличению доходов населения.
В целом в кредитном портфеле населения на потребительские кредиты приходится только 40% задолженности домашних хозяйств, а 60% - на финансирование жилищного строительства.
Павел Филиппов считает, что на рынке должен быть представлен широкий спектр разнообразных финансовых инструментов. Вопрос чрезмерной закредитованности населения пока не стоит. Доля просроченных потребительских кредитов составляет всего 0,66% к общей сумме.
"Кредиты позволяют торговле поддерживать на определенном уровне объемы продаж, снижать сроки оборачиваемости товаров, прежде всего длительного пользования", - отметил Павел Филлипов.-0-