19 апреля, Минск /Елена Прус - БЕЛТА/. Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля предлагает декриминализацию трех составов преступлений в сфере незаконной предпринимательской деятельности. Об этом сообщил на пресс-конференции в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора ДФР Виктор Франскевич.
Так, департамент считает целесообразным декриминализировать составы преступлений, предусмотренные статьей 233 (незаконная предпринимательская деятельность) Уголовного кодекса: предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной; предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно; предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации в установленном законодательными актами порядке.
По словам Виктора Франскевича, с момента криминализации деятельности, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной, данная норма оказалась практически не применима органами уголовного преследования из-за отсутствия в законодательстве конкретной формулировки понятия "предпринимательская деятельность, которая в соответствии с законодательными актами является запрещенной", а также отдельного перечня видов такой деятельности.
Относительно предпринимательства без лицензии заместитель директора ДФР пояснил, что на протяжении последних лет прослеживается устойчивая динамика к сокращению перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, при сохранении за лицензирующими органами функции контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. При этом Уголовный кодекс содержит отдельные нормы, устанавливающие специальную ответственность за занятие конкретными видами предпринимательской деятельности, охрана которых требует повышенного внимания. Таким образом, наличие в УК общей нормы, предусматривающей ответственность за занятие предпринимательской деятельностью без специального разрешения, то есть без учета степени общественной опасности конкретного вида деятельности, в настоящее время потеряло свою актуальность. Этот вывод подтверждается и статистическими данными: если в 2007-2010 годах выявлялось по 135-143 преступления ежегодно, то в 2016 году - только 18.
Обоснованием декриминализации предпринимательской деятельности, осуществляемой без госрегистрации, является очевидная несоразмерность ответственности совершенному деянию на фоне реализуемого заявительного принципа регистрации предпринимательской деятельности. "Основной целью занятия предпринимательской деятельностью без государственной регистрации является сокрытие полученных доходов. Соответственно и оценивать такую деятельность необходимо через призму неуплаты налогов в бюджет. В этой связи полагаем, что данную норму необходимо исключить, дополнив статью 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) квалифицирующим признаком, устанавливающим повышенную уголовную ответственность за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, сопряженное с осуществлением деятельности без надлежащей государственной регистрации, а также примечанием, устанавливающим порядок определения налоговой базы и налогообложения такой деятельности", - сказал Виктор Франскевич.
Проанализирован опыт зарубежных коллег в данной сфере. "В некоторых странах применяется привлечение к уголовной ответственности за получение незаконного дохода от предпринимательской деятельности, - добавил Виктор Франскевич. - В Беларуси при привлечении к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность физическому лицу предъявляется весь оборот незаконного дохода, и по иску прокуратуры человек должен возместить его. По уголовным делам проходят сотни миллионов рублей - суммы, которые практически нереально возместить".
Начальник отдела процессуального контроля организационно-инспекторского управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Михаил Литвин дополнительно пояснил предложение ДФР по поводу декриминализации предпринимательской деятельности, осуществляемой без госрегистрации. "Предлагается более щадящий подход - насчитывать налоги с незаконно полученного дохода. Полностью ответственность не исключается", - подчеркнул он.
Что касается четвертого состава преступлений по статье 233 - относительно финансовых пирамид, то ДФР пока не сформировал свою позицию с учетом мнений других госорганов, отметил Виктор Франскевич. "Деятельность финансовых пирамид наносит ущерб физическим лицам. Фактически это мошенничество, а не незаконная предпринимательская деятельность", - считает замглавы ДФР.-0-
Все материалы брифинга можно прочитать по ссылке