24 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект "Аб змяненні законаў па пытаннях культуры", передает корреспондент БЕЛТА.
Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров 17 сентября 2021 года и принят в первом чтении 21 декабря 2021 года. Документ обусловлен необходимостью совершенствования правового регулирования культурной деятельности, особенно связанной с охраной историко-культурного наследия и культурно-массовых мероприятий, с учетом практики применения Кодекса о культуре.
В ходе доработки законопроекта для рассмотрения во втором чтении были внесены поправки, большинство из которых направлено на устранение пробелов и юридических неточностей в отдельных положениях как проекта, так и кодекса, в том числе поправки, связанные с необходимостью внесения в соответствие с положениями кодекса, а также нормами, устанавливающими более строгие требования к организации и проведению культурно-зрелищных мероприятий и выставок.
"Проведена напряженная работа по доработке законопроекта ко второму чтению. Доработаны положения, касающиеся всех положений культурной деятельности - историко-культурные ценности, проведение культурных мероприятий, музейное, библиотечное дело", - отметила заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Лилия Кирьяк.
В частности, законопроект содержит следующие нововведения. Устанавливается компетенция Президента определять особенности финансирования отдельных видов государственных организаций культуры, предоставлять отдельным категориям деятелей культуры материальную поддержку. Обязанности граждан в сфере культуры дополняются обязанностями по сохранению исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа. Упрощен порядок вывоза из Республики Беларусь культурных ценностей, не предусмотренных международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Таким образом, при получении письменного уведомления о том, что заключение (разрешение) на вывоз таких ценностей не требуется, юридические лица, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня, осуществляющих государственные полномочия в сфере культуры.
"Закрепляется за госорганами культуры преимущественное право приобретения культурных ценностей, находящихся в частной собственности, в случае принятия их собственниками решения об отчуждении, - отметила депутат. - Творческим союзам предоставляется право осуществлять помимо творческой деятельности иные направления культурной деятельности. Вводятся понятия "часть материальной историко-культурной ценности" и "комплексная историко-культурная ценность", что имеет практическое значение для решения проблемных вопросов, связанных с подписанием охранных обязательств и сохранением исторической среды историко-культурных ценностей".
Министерство культуры вправе присвоить культурному объекту статус историко-культурной ценности и лишить его такого статуса. Местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня получили право согласовывать научно-проектную документацию на выполнение ремонтно-реставрационных работ на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории 3, в том числе о приемке данных историко-культурных ценностей в эксплуатацию с выдачей заключения об их соответствии научно-проектной документации, уточнила парламентарий. Кроме того, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение режимов содержания и использования недвижимых материальных историко-культурных ценностей и их охранных зон. Вводится запрет на проведение ремонтно-реставрационных работ над материальными историко-культурными ценностями без авторского надзора, уточнены требования к размещению средств наружной рекламы на памятниках архитектуры, установлено, что их размер не должен превышать 700х700х300 мм.
Для произведений монументального и монументально-декоративного искусства при рассмотрении вопроса о присвоении им статуса историко-культурной ценности исключается требование, согласно которому с момента первоначального создания произведения должно пройти не менее 40 лет.
Закреплены современные формы и методы библиотечного обслуживания и взаимодействия библиотек, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий (оцифровка документов, доставка документов, виртуальные пользователи библиотек). Музеям предоставляется право разрабатывать собственные (внутримузейные) инструкции о порядке учета, каталогизации, научной обработки и хранение музейных предметов, научных пособий и сырья на основании типовых инструкций. За штатными музейными работниками закреплено исключительное право на осуществление экскурсионного обслуживания посетителей.
Сокращен перечень организаторов культурно-зрелищных мероприятий, которым не требуется свидетельство на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия в Республике Беларусь, введен запрет на организацию и проведение культурно-зрелищных мероприятий и зрелищных мероприятий без получения свидетельства, когда требуется его получение. Вводится реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий и запрещается проведение культурно-зрелищных мероприятий организаторами, не включенными в реестр.
Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс (в части освобождения от налога на добавленную стоимость, льготы по уплате государственной пошлины и ее возврата или зачета) и закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь" (в части терминологии и определения сферы действия закона). Предлагаемые законопроектом изменения направлены на создание эффективной правовой основы функционирования и развития сферы культуры, которая отвечала бы актуальным задачам государственной культурной политики и интересам общества.-0-