21 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Доцент кафедры истории южных и западных славян БГУ кандидат исторических наук Сергей Александрович в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА рассказал о политике полонизации на территории Западной Беларуси.
"Это целый комплекс мер от полонизации мирной - ползучей, то есть создания таких условий, чтобы человек пришел к католичеству, чтобы человек "записался" поляком. Допустим, избрание в местные органы власти - надо, чтобы ты был грамотный, а грамотным считался во второй Речи Посполитой человек, владеющий польским языком. Если ты владел белорусским, то ты считался неграмотным, то есть двигаться в политическую сферу ты не мог, был ограничен. Некоторые выбирали ополячивание, католицизм с целью экономических выгод: возможность получить кредит, прикупить больше земли. В конце концов брачные отношения: невеста - католичка, жених - православный, и, как правило, жених переходил в католицизм", - рассказал Сергей Александрович.
Историк добавил, что белорусы очень плохо отнеслись к разделу по живому. "Еще недавно были другие отношения, были люди, которые боролись за советскую власть, революцию, возвращались с фронтов Гражданской войны. А тут они оказывались в буржуазном государстве. Поэтому период с 1921 по 1926 год можно характеризовать как период партизанской борьбы с помощью, между прочим, БССР, когда здесь готовились кадры, чтобы отправлять и там поднимать эту борьбу против польской власти, помещиков, польских капиталистов. Иногда это были и диверсии. Например, развитие революционных ячеек: в 1923 году была образована Коммунистическая партия Беларуси, через год - Коммунистический союз молодежи Западной Беларуси", - отметил Сергей Александрович.
Доцент БГУ подчеркнул, что белорусский народ не принял Польшу как желанную родину. "Поляки стремились ввести эту полонизацию. Там, где необходимо было действовать террором, они действовали, это, например, подавление восстаний. Статистика показывает, что из 4 тыс. деятелей КПЗБ 3 тыс. человек постоянно находились в тюрьме, то есть партия постоянно находилась в тюрьме, было очень несладко. А еще концентрационные лагеря. Польская власть не церемонилась. Мало того, 1921-1926 годы - период, когда польская власть показала слабину. В 1926 году к власти вновь приходит Пилсудский и он зажимает режим еще больше: проводит режим пацификации, умиротворения в отношении различных революционных элементов (тюрьма, высылка, каторга), а еще режим санации, оздоровления. Он понимал, что нужно что-то делать, чтобы укрепить здесь польское положение. Очень хороший пример - осадники, солдаты и унтер-офицеры польской армии, отличившиеся в боях с советской властью, армией Тухачевского. Им здесь раздавалась земля - большие наделы до 10 га, они имели право носить оружие, хранить его дома, в то время как белорусскому крестьянину нужно было отчитываться за "дубальтоўку", - рассказал Сергей Александрович.
Он добавил: "Полонизация проводилась и так: корпус лесной стражи, как правило - только поляки. Железнодорожники, кроме мелкой обслуги, опять же, стремились только поляков брать. В школах также. Белорусскому населению на первых порах отводилась роль обслуги. Со временем они должны были трансформироваться в поляков, влиться в польское общество. Польские власти в отношении белорусского населения вели себя более жестко по сравнению с отношением к украинцам. Ведь различия были национальные, гораздо более заметные".-0-
Почему белорусы так долго молчали о геноциде своего народа во время ВОВ. Мнение историка