Эта дата сопровождает Евгения Литвиновича всю жизнь. Сейчас он живет в доме на улице 17 Сентября в Жабинке. Когда во время учебы на историческом факультете Брестского государственного университета имени Пушкина пришло время писать дипломную работу, выбрал тему, связанную с воссоединением Западной и Восточной Беларуси. И три следующих года подолгу искал малоизвестную информацию об этом событии в Государственном архиве Брестской области, который находился… на улице 17 Сентября.
Евгений Литвинович живет на улице 17 Сентября- В западной части Беларуси этой дате придают особое значение. Если для большинства жителей восточных земель БССР в 1939 году изменились в основном только очертания республики, то для нас - весь жизненный уклад, - рассказывает и.о. редактора газеты "Жабінка актуальна" Евгений Литвинович. - Я провел много времени в архивах и могу точно сказать: Западная Беларусь при поляках была исключительно аграрно-сырьевым придатком. Вкладываться в развитие этой территории никто не собирался. Более того, у местных жителей забирали земли под нужды польских панов, поэтому простым людям наделов не хватало. Их фактически вынуждали уезжать. Да и сами белорусы как народ были полякам не нужны, поэтому на корню пресекались все возможности самодостаточного развития: обучение в школах шло только на польском языке, на нем же велся документооборот, церкви отдавали под костелы.
"Красноармейцев встречали хлебом-солью и цветами".
Навязать язык и религию - такими нехитрыми, но очень действенными способами белорусских "западников" хотели максимально отдалить от "восточников". Глобально этот план провалился: белорусы в разделенных частях некогда одной страны продолжали ощущать себя единым народом. Однако кое-что панам все же сделать удалось. Один из жителей Жабинки вспоминал, что, встретив в первые дни освободительного похода 1939 года русскоговорящего солдата, не смог его понять. Такого языка 14-летний жабинковец никогда не слышал! Только когда боец Красной армии поинтересовался: "Где паны, не сбежали?", хлопец, который наконец услышал знакомое слово, удивленно ответил: "Мы здесь все паны, а девчата - паненки. Так у нас принято друг к другу обращаться".
Анатолий Бензерук многие годы изучал историю Жабинковского районаКазалось бы, менталитет жителей западных и восточных белорусских земель из-за целенаправленной полонизации начал меняться. Но и это вопреки желанию панов не стало причиной напряженных отношений разделенного народа. В 1939 году воссоединению были рады действительно все белорусы.
- Красноармейцев встречали хлебом-солью и цветами, потому что в Западной Беларуси жителей восточных районов никогда не воспринимали как чужаков, - уверяет Евгений Викторович. - Мне кажется, тогда каждый чувствовал, что стал свидетелем важного исторического события - торжества исторической справедливости.
Историк и писатель Анатолий Бензерук почти 30 лет отдал изучению истории родной Брестчины, а исследованиям Жабинковского района посвятил с десяток книг. В его личном архиве сотни, если не тысячи фото, на которых запечатлены разные события. Есть и уникальные снимки 1939 года. На одном из них жабинковцы с нетерпением ждут красноармейцев, приветствуя их транспарантами "Да здравствует Красная Армия. С.С.С.Р".
- В наш населенный пункт советские солдаты вошли 22 сентября, а до этого на протяжении почти суток фактически не было никакой власти. Немецкие войска, которые заняли эту территорию, 21 сентября направились к Бресту, поляки бросили здесь все и всех еще раньше, - уточняет Анатолий Ростиславович. - Чтобы сохранить в местечке порядок до прибытия Красной армии, местные жители организовали отряд самообороны. Благодаря ему сутки безвластия прошли спокойно - без воровства, грабежей и убийств.
Встреча Красной армии на Гродненщине. 1939 годСоветские танковые колонны, которые пришли в Жабинку со стороны Каменца, встречали с радостью. Воспоминаний об этом множество. О желании наших прадедов снова объединиться говорит и тот факт, что 28-30 октября 1939 года на Народном собрании Западной Беларуси все делегаты, в том числе от Жабинковщины, единодушно высказались за вхождение западнобелорусских земель в состав БССР.
В том, что насильно разделенный Рижским договором 1921 года народ почти два десятилетия сохранял ощущение родства, была заслуга и антипольского подполья. Тех, кто выступал против панов, в западной части Беларуси было действительно много. В конце 1923-го в тюрьмах "крэсаў усходнiх" насчитывалось 1,3 тысячи заключенных, а с 1934 года "общественно опасные элементы" начали отправлять в печально известный Березо-Картузский концлагерь. Чтобы понять, в каких условиях содержались там белорусы, достаточно слов коменданта концлагеря Греффнера: "Отсюда есть только две дороги: в больницу или могилу".
Неудивительно, что в конце концов политика польских панов вызвала у жителей Западной Беларуси массовое возмущение. Прошли демонстрации и забастовки, а в 1922 году началась партизанская борьба. Небольшая Жабинка в 1930-е стала одним из центров подпольных антипольских ячеек. А в Бресте в одном из домов на улице Московской тайно печатали листовки на русском, белорусском, еврейском и польском языках с призывами не воевать с Красной армией, ведь среди солдат - "наши сыновья, отцы и братья".
Жители Жабинки ждут Красную армию. 1939 годОсобое значение воссоединения белорусских земель подчеркивали еще во времена БССР. В честь судьбоносной даты во многих городах назвали улицы. Улица 17 Сентября в Жабинке довольно тихая, с десятками крепких хат, но заметная. С одной стороны - крупная автодорога, с другой параллельно - железнодорожное полотно. Перпендикулярно - трасса Р-7, по которой 86 лет назад в местечко и пришла Красная армия. Поэтому, проезжая мимо города-спутника Бреста, при желании можно увидеть улицу 17 Сентября.
- Она одна из центральных в Жабинке, - рассказывает Евгений Викторович. - К слову, во многих городах западной части Беларуси улицы в честь 17 сентября 1939 года находятся в центре, что подчеркивает важность события на государственном уровне.
"Люди проявляли невероятное единство".
Евгений Литвинович может долго рассказывать о переменах к лучшему, которые Западной Беларуси принесло воссоединение. В архивах полно документов, подтверждающих, что благодаря советской власти строили школы, в которых учили бесплатно на разных языках, в том числе на белорусском. Возводили предприятия и больницы, где лечение мог получить каждый, развивали систему ЖКХ. Но историк уверен: то, насколько быстро и мощно сплотился народ, по-настоящему отчетливо показала вскоре Великая Отечественная война.- Жители западной части БССР спасали и укрывали от фашистов всех оказавшихся здесь советских людей, независимо от того, где те родились, - говорит Евгений Викторович.
Народное собрание Западной Белоруссии в Белостоке в октябре 1939 года. Слева - первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. ПономаренкоАнатолий Бензерук, которому во время работы над книгой "Галавасек" о Великой Отечественной войне удалось пообщаться с рядом свидетелей, подтверждает: чужого горя тогда не было.
- Люди проявляли невероятное единство, - рассказывает литератор и историк. - Помню, к нам в Жабинку приезжал из России Владимир Андреичев, в то время генеральный директор очень крупной компании. Война застала его семью на нашей земле. Владимира с братом и мамой собирались расстрелять, но по дороге к яме, которая должна была стать для них могилой, каким-то чудом им удалось сбежать. Долго прятались на сеновалах то у одного местного жителя, то у другого, то у третьего. Нигде не отказывали в помощи, поэтому семья и осталась в живых.
Единство белорусы, да и в целом советский народ, продемонстрировали и после Победы. В послевоенные годы восстанавливать западную территорию БССР с востока приезжали эшелоны техники и людей. Благодаря общим усилиям поднять из руин населенные пункты удалось быстро.
Читайте также:
"Так мы ассоциируем себя с государством и обществом". В чем смысл Конституции?
Что такое гибридная система образования и почему она полезна Беларуси?
Анатолий Бензерук уверен: делать все вместе у белорусов в крови. Эта национальная черта развивалась поколениями, основываясь на традиции толоки.
- Сообща наши предки собирали урожай. Если нужна была помощь по любому вопросу, просто бросали клич. Толока возникала очень быстро, - говорит Анатолий Ростиславович. - Белорусы рассуждают так: сегодня нуждаются в твоей помощи, а завтра ее можешь попросить сам. Поэтому на просьбы у нас быстро отзываются. Посмотрите, с каким энтузиазмом люди участвуют в благотворительных акциях, собирают средства на лечение. Толока!
Владимир Андреичев обязан жителям Жабинки спасением от нацистов в годы Великой Отечественной войныПо мнению Анатолия Бензерука, именно благодаря 17 сентября 1939 года удалось исполнить большую мечту белорусов быть единым народом.
- Беда для любой нации - жить на два дома, к тому же враждующих, - уверен Анатолий Ростиславович. - Есть множество народов, в том числе довольно крупных, которые мечтают о своем государстве, но не имеют его. О стране, где они сами смогут решать, каким путем идти. У белорусов есть свое государство и право гордо именоваться нацией. Это был серьезный шаг к своей государственности, толчок для развития. Без этого современной Беларуси могло и не быть.
"Беда для любой нации - жить на два дома".
Историк уверен: для нас враждовать с кем-либо, а уж тем более со своим же народом - противоестественно. Миролюбие всегда было отличительной особенностью нашей нации.- Эта черта характера ковалась в войнах, для которых белорусские земли часто становились полигоном. В XVII веке из ста лет у нас только 27 были мирными. При этом белорусы никогда ни на кого не нападали - ни разу за свою историю, - обращает внимание Анатолий Бензерук. - Только представьте: целые поколения росли в атмосфере смерти, часто не было уверенности, что человек доживет до конца дня. Неудивительно, что в этих условиях мир стал одной из главных ценностей.
В прошлом году во время Республиканского фестиваля национальных культур представители 35 диаспор прошли по улицам ГродноТак наша непростая история стала основой для уникальной модели общественного согласия, в которой сплелись взаимное уважение, толерантность и дружелюбие. Мы придерживаемся ее до сих пор, оставаясь сторонниками дипломатии и инициаторами мирных переговоров. Неудивительно, что среди стран - основательниц ООН, этой глобальной платформы для мирного решения конфликтов и споров, значится и Беларусь.
- Уже 80 лет мы озвучиваем с трибуны ООН исключительно мирные инициативы. Некоторые, возможно, подтрунивают над нашим "абы не было вайны", но поверьте, белорусы знают, о чем говорят, - рассуждает Анатолий Ростиславович. - Мы понимаем, например, что допускать горячих конфликтов в Европе нельзя. Там не бывает маленьких стычек. История показывает, что Европа - место, где зарождаются мировые войны. В том числе и поэтому мы не раз предлагали свою территорию для переговоров по украинскому вопросу. Если мир в Европе, он везде.
Внешняя политика государства должна отвечать интересам народа - один из важнейших уроков 1939 года. Польшей в то время он был провален. Именно потому, что власти отстаивали интересы только привилегированной части общества, страна разлетелась на куски. Беларусь предпочитает учиться на чужих ошибках. Учитывая "польский урок 1939-го", наш Президент на международной арене последовательно отстаивает интересы всего народа, подчеркивая: мы идем своей дорогой, главное - не мешайте!
В столичном парке Народного единства высадили аллею из 80 деревьев краснолистного дуба, символизирующих 80 лет со дня Победы. 2025 годЭтот путь привел современную Беларусь к согласию в обществе. Его поддержание стало делом государственной важности. И это тоже урок 1939 года. Тогда стараниями советской власти на воссоединенной территории Беларуси создали равные условия для всех, тем самым показав: каждый - важен.
- История знает много примеров, когда одна часть общества получала особые преференции и это приводило к стычкам, а в ряде случаев - к гражданской войне, - отмечает Евгений Литвинович.
Собеседник напоминает о кровавой резне в Руанде, где противостояние народов тутси и хуту стоило жизни примерно миллиону человек. А ведь в 20-х годах прошлого столетия деление этих народов было в основном классовым: богатый хуту мог "сменить этнос" и получить более привилегированный статус тутси. В Беларуси подобное даже представить невозможно.
"Европейцам, да и не только им, такое даже не снилось".
- У нас не подчеркивается доминирование какой-либо этнической группы, нет расслоения на богатых и бедных, какого-то олигархата, что могло бы расколоть общество. Зато есть социальные гарантии и поддержка тех, кому она нужна. Три года декрета для молодых родителей, бесплатное образование и лечение, пособия и выплаты, льготы и многое-многое другое, - перечисляет Евгений Викторович. - Думаю, в 2020 году в том числе и это помогло удержать народ от шага в бездну. Белорусы здраво взвесили, чего могут лишиться, если поведутся на невнятные обещания со стороны оппозиции, и поняли: терять-то есть что! Взять, казалось бы, такую "мелочь", как услуги ЖКХ. У нас их может себе позволить каждый. Не буду далеко ходить за примером. В конце июля я оплачивал "жировку" за дом в Жабинке. За воду, вывоз мусора, электричество и прочее отдал до 40 рублей. Думаю, европейцам, да и не только им, такое даже не снилось.
Областная патриотическая акция "Беларусь, вперед!", посвященная Дню народного единства. Могилев, 2024 годВ странах, где расшатать общество через социальные проблемы невозможно, в ход часто идет, казалось бы, беспроигрышный вариант - разжигание религиозной розни. Такие разногласия рано или поздно приводят к конфликтам и даже к войнам. Так происходило, например, в бывшей Югославии, в современном Судане. Религиозными противоречиями во многом обусловлен и нынешний арабо-израильский конфликт. Но в случае с Беларусью эта карта бита. Потому что невозможно организовать противостояние там, где вместо предосудительного отношения - уважение и признание.
- У нас конфликтов на религиозной почве не было, ведь мы всегда поддерживали многоконфессиональность, Беларусь во все времена находилась на водоразделе цивилизаций, которые основаны на различных верованиях, - подчеркивает Анатолий Бензерук. - Поэтому, например, именно на наших землях в 1596 году стало возможно подписание Берестейской церковной унии. Эта идея о конфессиональном единстве, включающем элементы разных религий, могла реализоваться только у нас.
Равное отношение к разным вероисповеданиям в Беларуси не только сохранилось, но и закреплено законодательно. И даже ставя в 2025 году задачу определить духовные центры в стране, наш Президент придерживался принципиальной позиции: принять участие в этом процессе должны представители всех основных конфессий.
Ярким концертом 17 сентября 2024 года завершился патриотический форум "Если мы едины" в "Минск-Арене", дав старт масштабной республиканской акции "Марафон единства"Знаменитая белорусская толерантность строится также на понимании, что разные взгляды и культуры не разъединяют, а обогащают нацию. В условиях глобальных вызовов такой подход уже кажется необычным и является особенно ценным. Так же, как и пример нашего дружелюбия.
- Мы всегда и для всех открыты: ряду стран на санкции отвечаем безвизом - приезжайте, чтобы почувствовать настоящее белорусское гостеприимство. Готовы к мирному диалогу. Например, предлагаем той же Польше восстановить хотя бы железнодорожное сообщение, потому что от этого будет лучше всем, в том числе самим полякам, - говорит Евгений Литвинович. - Не могу вспомнить ни одного действия нашего Президента и правительства, которое было бы направлено против мира. Более того, глава государства не раз озвучивал ряд инициатив, способствующих поддержанию глобального мира. Но для кого-то, по всей видимости, он не выгоден.
Белорусы всегда уточняют: мир - это не замалчивание конфликтов или их отсутствие, а способность решать противоречия той самой толокой, уважая все позиции. Веками этому противопоставляли проверенное правило "разделяй и властвуй", на котором построены целые цивилизации, в том числе англосакская. Ему с радостью следуют народы, так и не выучившие уроки истории. Но белорусы, помня 1939 год, придерживаются другого мнения: только вместе мы - сила. Разделенным - никогда не властвовать. Даже над собой.
Олег ДЬЯЧЕНКО, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам:
- В моей семье о том, что 17 сентября 1939 года завершилась национальная трагедия белорусов, знают не понаслышке. В историческом "польском походе" Красной армии участвовал мой родственник Евдоким Леньков, родной брат бабушки Анастасии. Из деревни Куты Могилевской губернии на службу его призвали с односельчанами Исааком Каминским, Федосом и Андреем Савицкими.У жителей Западной Беларуси не было сомнений, что красноармейцы идут с освободительной миссией, ведь после подписания в 1921 году несправедливого Рижского мирного договора часть нашего народа оказалась под властью Польши против своей воли. О том, хотят ли сами белорусы жить "за польскім часам", никто не спрашивал. За 18 лет они пережили со стороны панов полонизацию, экономическое и политическое бесправие, которое особенно усилилось при военной диктатуре Юзефа Пилсудского. И так - вплоть до начала Второй мировой войны, пока трусливое польское правительство не покинуло страну, позволив фашистам разгромить свою государственность.
В это непростое время в СССР приняли решение взять под защиту жителей западных земель Беларуси. Встречали моего двоюродного дедушку и других красноармейцев не как агрессоров, а как освободителей. Кстати, судьба определила Евдокиму дважды участвовать в освобождении Беларуси - в сентябре 1939-го и в августе 1944-го. За время войны он побывал в плену в лагере для военнопленных в Таганроге, откуда бежал, согласно семейному преданию, "задавив двух фашистов своими руками". Через оккупированную территорию добрался в родные места и партизанил в Белыничском районе на Могилевщине. После ее освобождения и расформирования партизанского полка снова отправился на фронт. Участвовал в кровопролитных боях за населенные пункты белорусской Белосточчины и погиб в последний день операции "Багратион". Это случилось 29 августа 1944 года у хутора Радогощ. Евдокиму было всего 26 лет.
Евдоким Леньков был одним из тех, кто освобождал Западную БеларусьЕго похоронили в одной из двух братских могил на окраине хутора. Последнее пристанище вместе с моим родственником там нашли еще 20 бойцов, многие из них с Могилевщины. Знаю все имена.
Наша семья бережно хранит память о Евдокиме Ленькове, который вместе с другими простыми парнями отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины. Ужасает и возмущает вандализм и уничтожение в Эстонии, Латвии, Литве и Польше памятников советским воинам-освободителям. Это не укладывается в сознании и по той причине, что, скажем, за освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков своими жизнями заплатили более 600 тысяч красноармейцев. Среди них немало наших земляков.
Белорусам этой войны с мертвыми не понять. Мы трепетно храним память о героическом прошлом, и в этом наш народ тоже един.
| Елена КРЫЛОВА, журнал "Беларуская думка". Фото из архива БЕЛТА, а также предоставлены Анатолием Бензеруком и Олегом Дьяченко.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.