Спросите у знающего, где добывают первоклассные алмазы, и вас с высокой долей вероятности направят в Африку, настоящую кладовую всевозможных самоцветов, поинтересуйтесь о сапфирах - и получите совет наведаться в шахты в Мадагаскаре или на Шри-Ланке, любителям кровавых рубинов порекомендуют совершить экскурсию в Мьянму, а если речь зайдет об изумрудах, то маршрут следует прокладывать до Колумбии. Поставлена на промышленные рельсы добыча уникальных самоцветов и гораздо поближе от дома - в России. Настоящей сокровищницей по праву считается Урал, где добывают едва ли не все кристаллы, интересующие ювелиров и коллекционеров: как и уже упомянутые алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, так и александриты, топазы, турмалины, морганиты, аквамарины… А корреспондент БЕЛТА направляется в Научно-практический центр Национальной академии наук по материаловедению, где тоже "добывают" уникальные самоцветы, правда, несколько иные и несколько иначе.
"В нашем центре научились выращивать алмазы, сапфиры, рубины, александриты и изумруды. Это абсолютно разные технологии, а качественно делать свою работу - сложно всегда", - отмечает ведущий научный сотрудник лаборатории оксидных материалов Андрей Солдатов и сразу дает ответ на вопрос, какой же камень "добыть" труднее.
Предлагает взглянуть на технологию выращивания изумрудов. Сырьем для производства этого камня в лабораторных условиях является натуральный берилл - он имеет тот же химический состав и кристаллическую структуру, что и природный изумруд, но отличается бледно-зеленоватым цветом, непрозрачен, характеризуется множеством дефектов, а потому не представляет особой ценности.
"Наша технология заключается в том, что мы растворяем природный берилл в определенном растворителе, куда добавлены хромофорные, то есть определяющие цвет, добавки, а затем кристаллизуем зеленый берилл заново, - комментирует ученый. - Технология, так называемый флюсовый метод, весьма сложная. Достаточно отметить, что она разрабатывалась около пяти лет. Сам процесс ведется при температурах около 1000°С на протяжении трех месяцев. При этом по ходу процесса скорость снижения температуры изменяется несколько раз, а раствор в расплаве постоянно перемешивается. Для выращивания используется платиновая посуда и оснастка. Есть и еще некоторые технологические приемы, позволяющие получать достаточно совершенные кристаллы весом порядка 100 карат, что равняется 20 г". Взглянув на весь этот непростой процесс со стороны, понимаешь, что "добыча" самоцветов - дело и в самом деле хитрое, даже если ведется не под землей, а в стенах лаборатории. Доказательством может служить факт того, что выращивание изумрудов, кроме белорусских ученых, освоили лишь специалисты России и США. Повышает престиж научных достижений и то, что установки для производства зеленых камней ученые НПЦ по материаловедению собрали своими силами, часть комплектующих и приборов закупив у коллег из России. А вот алмазы здесь выращивают полностью на российском оборудовании.
Даже несмотря на то, что выращенные в лаборатории аналоги природных камней драгоценными не являются, спрос на них есть, однако, по словам специалистов, не хватает рекламы.
"Я вспоминаю выставку "Беларусь интеллектуальная" прошлого года, после которой наши продажи увеличились в три раза. Помимо ювелирных изделий, мы также принимали заказы на лазерные фильтры и даже брекеты. Основная наша покупательская аудитория, конечно, женщины, но встречаются и мужчины", - делает оговорку ведущий научный сотрудник НПЦ по материаловедению.
Конкуренция на рынке искусственных камней достаточно велика, а потому в своей продукции важно обнаружить изюминку. Здесь она есть и проявляется в ювелирных вставках фантазийной огранки или "а-ля XVIII-XIX век" и даже в дефектах роста кристаллов как эксклюзивной индивидуальности украшения.
"А что у тебя там? - Золото, бриллианты! - Брось эти шуточки!"
Искусственные камни кажутся настолько совершенными, что не посвященный в историю их появления человек едва ли отличит подделку от драгоценности природного происхождения. А возможно ли в принципе определить подлинность на глаз? За ответом обратимся к экспертам.
"В большинстве случаев отличить синтетический драгоценный камень от натурального зрительно невозможно. Однако некоторые признаки могут вызывать сомнения в натуральности. Например, неестественные едкие цвета камня, плохая огранка и полировка, отсутствие каких-либо включений или внутренних дефектов, - объясняет начальник отдела металловедческих, почвоведческих и геммологических экспертиз центрального аппарата ГКСЭ Андрей Коновалик. - Стоит учитывать, что чем крупнее камень, тем более пристальным и глубоким должно быть его исследование. С каждым годом технологии совершенствуются, и сегодня искусственные камни зачастую сложно определить. Каждый отдельный экземпляр требует детального и специфического изучения с помощью современного оборудования".Для установления происхождения камней специалисты Государственного комитета судебных экспертиз применяют как стандартные геммологические методы, так и сложные инструментальные исследования. Среди стандартных методов Андрей Коновалик выделил изучение размера, цвета, огранки и полировки камней, исследование "внутреннего мира" камня на наличие специфических включений, неоднородностей и зон роста с применением лупы и микроскопа, наблюдение особенностей люминесценции с помощью ультрафиолетовой лампы. На следующем этапе проверки эксперты начинают применять приборное оборудование: дихроскоп, полярископ, портативные скрининговые приборы, детекторы по теплопроводности и электропроводности. Впоследствии для более сложных и детальных исследований может практиковаться рентгенофлуоресцентный анализ, ИК-спектрометрия и электронная микроскопия. Едва ли все перечисленное доступно белорусам в домашних условиях. Так что же делать, если проверить неймется?
"Из общедоступного дома можно использовать увеличительные приборы, например, лупу и ультрафиолетовый фонарик, - дает совет сотрудник ГКСЭ. - При помощи лупы можно рассмотреть "внутренний мир" камня: наличие каких-либо минеральных включений, особенно если они имеют правильную геометрическую форму, свидетельствует о натуральности камня, а газовые пузыри наоборот - признак искусственного аналога. Неестественные цвета камня при его осмотре ультрафиолетовым фонариком также вызывают сомнения в подлинности".
Однако надежнее все же довериться профессионалам. За год в Государственном комитете судебных экспертиз исследуется несколько тысяч камней, среди которых встречаются настоящие драгоценности немалой стоимости и их имитации, не представляющие особой ценности. По словам Андрея Коновалика, чаще всего обратившиеся за помощью к экспертам белорусы хотят убедиться в ценности доставшихся по наследству украшений, история которых неизвестна, или установить подлинность камней, делимых между мужем и женой при бракоразводном процессе. В топ-3 мотиваций и проверка натуральности ювелирных изделий, приобретенных за границей.
Что же, пройдя все необходимые этапы анализа, можно раз и навсегда развеять сомнения, натуральным камнем вы обладаете или нет. Но стоит признать, его искусственный аналог, пусть и не такой редкий и ценный, взгляд привлекает не меньше. Все же тенденция такова, что стильная бижутерия от именитых модных домов зачастую не уступает в цене природной драгоценности.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото НПЦ по материаловедению.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.