27 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Стало известно, на кого ставила нацистская Германия в проекте создания белорусской автокефалии. Об этом рассказали в фильме "Восставшие на святое" на телеканале "Беларусь 1", сообщает БЕЛТА.
22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз. Военно-политическое руководство Третьего рейха рассчитывало на молниеносную победу. Согласно стратегической программе, отраженной в директиве №21 под кодовым названием "План Барбаросса", кампания должна была завершиться еще в 1941 году. "Общеизвестно отношение Гитлера к христианству. Им сказаны официально слова, что появление христианства - основное зло для человечества. А большевизм - это незаконный ребенок христианства, и все это нужно уничтожить", - отметил историк спецслужб Алексей Васильев.
В Германии процесс разрушения христианских канонов начался еще в 1930-е годы, после прихода к власти Гитлера. Большинство населения в конфессиональном плане относилось к лютеранам либо католикам. Однако идеология национал-социализма отрицала роль церкви в политической жизни. Начался процесс возрождения древнегерманского языческого культа. "В первые годы нацистской власти в Германии этот культ практиковался в узком, ограниченном кругу. В первую очередь в подразделениях СС, в высшем руководстве рейха. Но уже после войны исследователи нашли в нацистских архивах перспективный план. Предполагалось, что к 1960 году на всей территории Третьего рейха все религии будут уничтожены и вместо них будет насаждаться неоязыческий нацистский культ", - уточнил кандидат богословия протодиакон Павел Бубнов.
Главными идеологами нацистского государства являлись автор так называемой расовой теории и разработчик "окончательного решения еврейского вопроса" - Альфред Розенберг и личный секретарь Гитлера Мартин Борман. Оба придерживались ультранацистских взглядов. И хотя методы реализации религиозной политики на оккупированных территориях у них были разные, цель была одна.
"Цель была уничтожить Русскую православную церковь, введя и поддерживая различные направления, пытаясь разобщить священников, оказавшихся на оккупированной территории. Идеологически попытаться убедить их, во-первых, не оказывать никакого сопротивления оккупационным властям, а во-вторых - не помогать зарождающемуся партизанскому подпольному движению никаким образом", - рассказал историк спецслужб кандидат исторических наук Юрий Зверев.
На оккупированных территориях для нацистов первоочередной задачей было организовать дальнейшее беспрепятственное продвижение войск, а также решить вопросы экономической, социальной жизни и создать органы немецкой власти. Сделать это было непросто: вермахт и гражданская администрация столкнулись с активным сопротивлением народа. Кроме жестоких и тиранических методов запугивания, для усмирения населения нацисты сделали ставку на религию.
"В первые месяцы оккупации был издан ряд приказов, директив верховным командованием вермахта, главным управлением имперской безопасности и другими оккупационными органами, где регламентировался порядок открытия церквей, проведения служб, привлечения священнослужителей к деятельности на оккупированной территории", - дополнил Юрий Зверев.
В Беларусь нацисты привели подготовленных управленцев - уроженцев Беларуси, которые покинули родину еще в 1920-х годах. Кроме того, немцы привлекли к работе местных священников. Во главе Полесско-Пинской епархии вновь стал Александр Иноземцев. Вместе с нацистами в Минск из Пружан прибыл и иеромонах Владимир Финьковский - тот самый, который самовольно занял собор в Пружанах и провозгласил себя настоятелем. Оккупационные власти назначили его администратором Белорусской православной церкви. В июле 1941 года он совершил первое богослужение в Спасо-Преображенской церкви Минска.
"Сохранилось свидетельство органов СД, что Финьковский являлся лучшим пропагандистом, которого можно использовать в своих целях. Он восхвалял немецкую власть, власть фюрера и так далее. И в своей комнате повесил портрет фюрера. Работал на немецкую власть", - отметил настоятель Александро-Невского собора Пружан, благочинный церквей Пружанского района протоиерей Михаил Носко.
"Он являлся агентом СД, давал информацию о других священнослужителях: кто поддерживает нацистский режим, кто категорически против, кто занимается чисто церковными делами", - дополнил историк спецслужб Алексей Васильев.
Финьковский, ощущая поддержку нацистских спецслужб, развернул весьма активную деятельность. Не будучи епископом, превышая канонические полномочия, стал назначать священников на должности настоятелей приходов. Своими действиями он заявил о себе как о главе Православной церкви Беларуси. Тем временем в оккупированном нацистами Минске развернулась идеологическая кампания в сфере религиозной политики. Уже летом активно открывали храмы - только в Минске были открыты десятки приходов.
"Гитлер считал, что в то время было нельзя отказаться от православной церкви, но православные церкви на местах, в национальных государствах не должны были подчиняться Русской православной церкви. Это касалось и Беларуси", - пояснил замначальника Академии национальной безопасности Беларуси доктор исторических наук Геннадий Краско.
В этой сфере главной задачей Третьего рейха было отделить Белорусскую православную церковь от Московского патриархата. Сделать ее самостоятельной как можно быстрее. "Оккупационные власти поставили такую задачу еще в 1941 году - создать Белорусскую автокефальную православную национальную церковь", - дополнил ректор Минской духовной академии Архимандрит Афанасий (Соколов).
Ответственными за работу по провозглашению Белорусской автокефальной церкви стали коллаборанты, назначенные в оккупационной администрации на ответственные должности: бургомистр Минского округа - агент Абвера Родослав Островский, руководитель минской полиции Дмитрий Космович, работник генерального комиссариата "Беларусь" Иван Косяк. Эта делегация прибыла в Жировичи, где в монастыре проживал экзарх Русской православной церкви Пантелеймон Рожновский. Владыке был выдвинут ультиматум - он может возглавлять церковную жизнь в оккупированной Беларуси, но только при условии белоруссизации и провозглашения автокефалии Белорусской православной церкви. Владыка Пантелеймон, который был ярым противником польской автокефалии, за что и был отправлен в ссылку в Жировичи, не поддержал идею и о создании белорусской автокефальной церкви.
"Как только в Варшаве, уже оккупированной немцами в 1939 году, заметили движение выходца с Западной Беларуси Пантелеймона на церковную политическую арену, ему сразу направили с Варшавы помощника", - уточнил замначальника Академии национальной безопасности Беларуси доктор исторических наук Геннадий Краско. Таким помощником стал архиепископ Могилевский Филофей Нарко. Де-факто во главе Православной церкви Беларуси оставался владыка Пантелеймон, де-юре руководителем структуры был Нарко.
В марте 1942 года в Минске прошел церковный Собор, где была поставлена задача восстановления структуры церкви. Допуская проповеди в храмах и ведение делопроизводства на белорусском языке, митрополит Пантелеймон не изменил своим принципам и отказался от автокефалии.
Филофей Нарко был не просто священником, он являлся агентом Абвера. "Согласно определенным документам, хранящимся в архивах органов государственной безопасности, прослеживается связь Филофея с рядом представителей оккупационной власти. Это и генеральный комиссар Беларуси - Кубе, и ряд его сотрудников", - дополнил Юрий Зверев.
Филофей активно поддержал идею проекта белорусской автокефалии. Одним из путей реализации плана стало открытие православных пастырских курсов. Они действовали в Минске, Новогрудке, Логойске. Руководил обучением сам Филофей Нарко. На учебу приглашались люди, оставшиеся на оккупированной территории, не только белорусы. В архивах сохранился аттестат одного из учеников и направление выпускника на работу дьяконом в Минский кафедральный собор. Руководителем экзаменационной комиссии также был владыка Филофей. За период оккупации было создано несколько наборов пастырей. Обучение продолжалось полгода. Удалось выпустить от 20 до 40 священнослужителей. Один из них затем на допросе рассказывал, что "при выпуске присутствовали два работника СД. Один был одет в немецкую форму офицера, другой - в штатскую одежду".
30 августа 1942 года в Спасо-Преображенском храме в Минске, который в годы войны был кафедральным собором, под руководством Филофея Нарко начал работу "Всебелорусский православный Собор". "Был разработан документ под названием "Статут Белорусской автокефальной православной церкви". И в этом статуте говорилось, что мы предлагаем образовать Белорусскую автокефальную церковь, но признание этого акта произойдет только после признания всеми помесными православными церквями, в первую очередь Русской церковью", - отметил кандидат богословия протодиакон Павел Бубнов.-0-