В Беларуси 2 мая начинается регистрация на основной этап централизованного тестирования по учебным предметам и стартует вступительная кампания. Произошли ли изменения в правилах приема в учреждения высшего и среднего специального образования? Соответствуют ли задания ЦТ школьной программе и планируется ли скорректировать систему подсчета баллов? Сколько мест в вузах в этом году будет открыто на бюджетные отделения? Какие специальности будут наиболее востребованы в нынешнем году и появятся ли новые? На эти и другие вопросы о вступительной кампании 2020 года ответили участники круглого стола.
Итоги читайте в заметках наших корреспондентов.
Участники:
Касперович: изменение пороговых значений баллов ЦТ не планируется
Изменение пороговых значений баллов ЦТ в этом году не планируется, сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович.
По его словам, по этому вопросу проведен ряд круглых столов, обсуждений. "Первый вариант, вынесенный на обсуждение и рассмотрение, - оставить пороговые значения на уровне прошлого года, второй - увеличить их, третий - вовсе аннулировать. При этом аннулирование пороговых значений ни в коем случае не следует расценивать как открытый вход в систему высшего образования. Оно предполагает лишь то, что исключительно конкурсная ситуация будет определять тех, кто поступит", - рассказал Сергей Касперович.
В итоге с учетом тех рисков и позитивных моментов, которые присутствуют во время реализации каждого из этих вариантов, было принято предварительное решение о сохранении пороговых значений на уровне прошлого года. "Вопрос приема затрагивает большое количество граждан. Поэтому любое действие должно быть осмыслено и серьезно взвешено. Данная аргументация как раз и легла в основу того, что на текущий момент мы склоняемся к тому, чтобы сохранить пороговое значение на уровне прошлого года", - отметил начальник главного управления.
В Беларуси планируют законодательно закрепить льготное поступление выпускников аграрных классов
Министерство образования работает над законодательным закреплением льготного поступления выпускников профильных аграрных классов, сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович.
"Во время предстоящей приемной кампании не планируются существенные изменения ни в плане организации, ни в плане общих подходов, - рассказал Сергей Касперович. - Если говорить о тех вопросах, над которыми работает Министерство образования, то сегодня можно выделить два аспекта. В частности, мы работаем над тем, чтобы уже с 2020 года создать возможности для льготного поступления выпускников профильных аграрных классов по алгоритму, подобному тому, который применяется в отношении выпускников педклассов. Кроме того, работаем над расширением льгот для тех, кто прошел срочную военную службу".
Если говорить о сроках вступительной кампании, то здесь подход следующий. "Для абитуриента фактически начальным моментом является процедура регистрации на централизованное тестирование. Планируется, что она продлится с 2 мая по 1 июня, затем непосредственно ЦТ, резервные дни ЦТ. Конкретные даты будут доведены до общественности несколько позже", - отметил начальник главного управления.
С 15 июня начнется прием документов на уровень профессионально-технического образования. Планируется, что на уровень высшего образования прием с учетом всех этапов ЦТ, на бюджетную и на платную формы начнется 16 июля, на уровень среднего специального образования - с 20 июля. Завершить зачисление на уровень высшего образования планируется до 10 августа, среднего специального - до 18-го, профессионально-технического - до 24 августа (без учета заочной формы получения образования).
"Приемная кампания построена таким образом, что прием на все уровни образования осуществляется фактически синхронно. Завершающие этапы выстроены так, чтобы отдельные абитуриенты, которые потерпели фиаско, например, на уровне высшего образования, могли еще поступить на уровень среднего специального образования на бюджет или на платную форму, а также на уровень профессионально технического образования", - подчеркнул Сергей Касперович.
Задания ЦТ полностью соответствуют школьной программе - Миксюк
14 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Задания ЦТ полностью соответствуют школьной программе, заявил директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.
"При разработке тестовых заданий мы всегда привлекаем высококвалифицированных авторов - это обычно учителя-практики. Затем тестовые задания проходят многостадийную внутреннюю и внешнюю экспертизу. В итоге мы готовы представить информацию, в каком учебнике, в каком параграфе, на какой странице рассмотрена та или иная тема, которая позволяет решить это задание и за рамки которой оно не выходит", - рассказал Юрий Миксюк.
Что касается новаций этого года, то они незначительные. "С определенными изменениями абитуриенты уже знакомы с первого этапа репетиционного тестирования. В частности, это расширение вариативности выбора ответа. Ранее по одной части предметов ЦТ мы использовали 5 возможных вариантов ответа, а по другой - четыре. Теперь там, где было 4, добавили еще один вариант. Это фактически для добросовестного абитуриента никакого значения не имеет и не сказывается на времени выполнения заданий, - отметил директор РИКЗ. - Второй момент касается математики и физики. У нас раньше было 30 заданий в тесте. В этом году добавили еще два задания первого уровня сложности для того, чтобы более объективно оценивать, скажем так, не сильно подготовленных абитуриентов, а также уменьшить дискретность набираемых баллов за определенное количество верных ответов. То есть это опять же на пользу всем абитуриентам".
Юрий Миксюк подчеркнул, что не стоит пытаться угадать правильный ответ. "Вероятность угадывания фактически сведена к нулю. Поэтому призываю абитуриентов настраиваться на добросовестную работу. Нужно приходить и показывать свои знания. И тот, кто будет лучше подготовлен, тот и получит больше баллов", - сказал он.
Директор гимназии №1 имени Ф.Скорины города Минска, учитель математики высшей категории, кандидат педагогических наук, отличник образования Наталия Бушная также подтвердила, что содержание тестов соответствует учебным программам общеобразовательных школ. "И абсолютно все учащиеся, а не только те, кто обучаются в профильных классах и на повышенном уровне изучают определенные предметы, способны выполнить тестовые задания, причем на самые высокие баллы. Для этого нужно просто желание и воля. Никакие репетиторы и курсы не нужны, просто необходимо самостоятельно много работать и доверять учителю. Есть учебное пособие, учитель, учащийся - вот триада, которая позволяет достичь необходимого результата", - отметила она.
Минобразования рассказало о наиболее востребованных специальностях у заказчиков кадров
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал о наиболее востребованных специальностях у заказчиков кадров.
"На уровне профессионально-технического образования в этом году планируется серьезная корректировка структуры подготовки в рамках существующего набора специальностей и профессий. Это нормальная практика, когда одни лицеи и колледжи закрывают подготовку по невостребованным профессиям, другие открывают. Если говорить об уровне среднего специального образования, то здесь открывается ряд новых специальностей, которые направлены на подготовку специалистов по новым направлениям, с ярко выраженной межпредметностью. Это такие специальности, как "эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования", "организация технического сервиса транспортных средств", "производство биотехнологической продукции", "организация гостиничных услуг". Проектирование данных специальностей в полной мере ориентировано на заказ в кадрах", - рассказал Сергей Касперович.
Он напомнил, что в 2019 году была открыта подготовка по специальности "лингвистическое обеспечение сурдокоммуникаций" в лингвогуманитарном колледже - филиале Минского государственного лингвистического университета. В этом году планируется продолжить набор по данной специальности.
Если говорить об уровне высшего образования, то здесь при введении новых специальностей акцент сделан на то, чтобы их содержание позволяло готовить специалистов для широкого круга видов экономической деятельности. "Мы видим обновление содержания образования не только через новые специальности и специализации, но и через изменение учебных планов, их корректировку, введение новых дисциплин. Такую работу ежегодно проводит каждый вуз. Поэтому набор в каждом конкретном учебном году новых абитуриентов - это фактически набор на новую образовательную программу", - отметил начальник главного управления.
Так, на первой ступени высшего образования открыто новое направление специальности "экономическая безопасность промышленного предприятия". Набор по данному направлению проводит Белорусский национальный технический университет. В этом же университете введены новые специализации "аддитивные технологии в литейном производстве", "инновационное оборудование для получения продуктов из отработанных строительных конструкций", "технические средства диагностики и лечения", "технические средства замены органов и реабилитации". Введены такие специальности, как "промышленная водоподготовка и водоочистка", "промышленный дизайн", "управление в сфере международного сотрудничества". "Как вы видите, достаточно широкий спектр направлений. Они в полной мере соответствуют тем новым потребностям, которые возникают у работодателей", - подчеркнул Сергей Касперович. Кроме того, проводится изменение наименования отдельных специальностей.
"Востребованность специальностей - это не одномерная величина, потому что здесь необходимо учитывать два важных аспекта. Первый - востребованность со стороны абитуриентов, второй - со стороны работодателей, - добавил начальник главного управления. - Востребованность специальностей и специалистов - вопрос, который носит в значительной степени прогностический характер. Потому что, набирая абитуриентов сегодня, мы должны думать о перспективе 5 и более лет. Для этого в Беларуси действует комплексная система прогнозирования потребностей в кадрах, которая позволяет учитывать баланс интересов молодежи, заказчиков кадров и учреждений образования".