В нынешнем году централизованное тестирование начнется 16 июня. Что Республиканский институт контроля знаний предлагает будущим абитуриентам для подготовки к ЦТ? Какая работа проводится по совершенствованию теста? Не стал ли он сложнее для абитуриентов? Соответствуют ли задания ЦТ школьной программе? Какие меры будут предприняты для проведения ЦТ в условиях пандемии? На эти вопросы ответили участники круглого стола.
Участники:
![](https://img.belta.by/images/storage/person/thumb/000057__2162.jpg)
![](https://img.belta.by/images/storage/person/thumb/000057__3348.jpg)
![](https://img.belta.by/images/storage/person/thumb/000057__1037.jpg)
![](https://img.belta.by/images/storage/person/thumb/000057_95944.jpg)
РИКЗ рассказал об алгоритмах подготовки абитуриентов к ЦТ
Заместитель директора по основной деятельности Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказала об алгоритмах подготовки абитуриентов к централизованному тестированию.
"Для того чтобы упорядочить подготовку будущих абитуриентов к вступительным испытаниям в форме централизованного тестирования и восполнить пробелы в их знаниях, РИКЗ круглогодично проводит в три этапа бланочное репетиционное тестирование (РТ) с последующей обработкой бланков ответов и анализом результатов выполнения тестов по технологии ЦТ. На РТ абитуриентам предоставляется возможность ознакомиться со структурой теста, типами, формами и уровнем сложности заданий, выработать стратегию подготовки к ЦТ, систематизировать изученный материал, восполнить пробелы в знаниях без помощи репетитора, отработать технологию заполнения бланка ответов, чтобы избежать на ЦТ технических ошибок и оптимально распределить время, отведенное на выполнение теста, получить консультацию по вопросам выполнения тестовых заданий", - рассказала Наталья Вайтехович.
Материалы тематического консультирования включают само задание, его решение или комментарии к нему, правильный ответ и ссылку на учебник или учебное пособие с указанием параграфа, в котором изложен данный материал. В ходе РТ абитуриенты знакомятся с правами и обязанностями участников ЦТ. В условиях эпидемиологической обстановки абитуриентам РИКЗ предоставлена возможность прохождения в три этапа РТ в режиме online.
![Наталья Вайтехович Наталья Вайтехович](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/000105_D62A9A8D9536FEC5432586AA0031F1A2_443030.jpg)
"Для качественной подготовки к ЦТ на сайте РИКЗ организовано на безвозмездной основе проведение дистанционного репетиционного тестирования (ДРТ). Для прохождения ДРТ предлагаются варианты тестов по 15 учебным предметам, тематическое консультирование для выполнения работы над ошибками, а также образцы бланка ответов и подробная инструкция по его заполнению. После выполнения теста испытуемые могут получить свой результат (балл) выполнения теста ДРТ, а также номера верно и неверно выполненных заданий", - отметила замдиректора.
Кроме того, при подготовке к вступительной кампании на сайте РИКЗ ежегодно размещаются необходимые абитуриентам материалы: информация по регистрации для участия в ЦТ, адреса пунктов регистрации и проведения тестирования, график ЦТ, памятка участнику, инструкция по заполнению бланка ответов, информация о получении результатов ЦТ, спецификации тестов. При самостоятельной подготовке к ЦТ РИКЗ рекомендует использовать сборники с тестовыми заданиями ЦТ 2020 года и предыдущих лет.
"Такая подготовка во многих направлениях позволяет нам говорить о том, что при определенной мотивации и алгоритме подготовки - это успешная сдача централизованного тестирования", - добавила Наталья Вайтехович.
Вайтехович: в Беларуси создана целая система экспертизы тестов для ЦТ
Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора по основной деятельности Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович.
"Тесты - это инструментарий, которым мы измеряем уровень подготовки наших абитуриентов, ранжируем их для того, чтобы они могли продолжить учебу в учреждениях высшего и среднего специального образования. Поэтому у нас процедура создания тестового материала начинается с того, что подбираются временные творческие коллективы. Как правило, авторы - это практики: учителя, преподаватели, которые знают учебные программы и хорошо определяют уровень сложности тестовых заданий. Далее у нас идет многоступенчатая экспертиза. По каждому предмету работает целая группа экспертов, и мы можем сказать, что на сегодняшний момент у нас создана целая система экспертизы. Потому что у нас экспертиза проводится по многим направлениям", - рассказала Наталья Вайтехович.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/000105_D62A9A8D9536FEC5432586AA0031F1A2_81140.jpg)
По ее словам, одним из важных направлений является определение соответствия тестового задания определенной теме, учебным программам и программам вступительных испытаний. "В целом смотрится сбалансированность по уровню сложности, по предоставлению информации. Невербальная поддержка также отсматривается, чтобы она была качественно подготовлена. Апробация материала у нас проходит в рамках репетиционного тестирования, - отметила замдиректора. - Если на репетиционном тестировании мы говорим, что наши потенциальные абитуриенты отрабатывают навыки работы с тестом, заполнения бланка ответов, то мы получаем статистическую и аналитическую информацию, которая позволяет нам также работать над тестовыми заданиями. То есть те задания, которые имеют неудовлетворительные статистические характеристики, они выбраковываются. То есть мы их не закладываем в базу в последующем, перерабатываем либо корректируем для того, чтобы действительно наша база тестовых заданий пополнялась качественным материалом".
Наталья Вайтехович подчеркнула, что для более точного измерения уровня подготовки абитуриентов произошли некоторые изменения в плане структуры теста. "Тест у нас традиционно состоит из части А, где мы предлагаем закрытые задания с выбором ответа, и части Б, где абитуриенту необходимо самому вписать ответ. В этом году у нас произошло некоторое уменьшение количества заданий в части А и увеличение заданий в части Б. Произошли изменения в уровнях сложности заданий - мы по предметам ввели пятый вариант ответа. По предметам увеличилось количество практико-ориентированных заданий, и в общем-то мы нацелены на то, чтобы абитуриент при работе над тестами не просто демонстрировал теоретические знания, но вместе с тем показал, как он может эти знания применять", - сказала она.
Достаточно много заданий с невербальной формой поддержки, когда вводятся в задания диаграммы, графики. "Таким образом, с одной стороны, мы делаем тест более разнообразным, а с другой - это позволяет экономить время. Потому что не надо абитуриенту делать какие-то графики, чертить схемы - все это уже предоставлено в тесте, - добавила замдиректора. - У нас все эти изменения отражены в спецификации. Только два предмета - русский и белорусский языки - практически остались без изменений. То есть и длина теста осталась прежняя, и количество вариантов".
Миксюк: сложность тестов ЦТ в 2021 году не изменилась
Об этом сообщил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк.
"Я бы хотел успокоить абитуриентов в их волнении. Нужно просто иметь хорошие знания, а тест позволит их объективно и добросовестно оценить. Все делается для того, чтобы именно так и было. Поэтому небольшие изменения в тестах - дополнительно введены дистракторы, сокращена часть А и увеличена часть Б - это делалось для того, чтобы защитить добросовестных абитуриентов. При этом мы четко ставили себе задачу: тест сложнее быть не должен", - сказал Юрий Миксюк.
![Юрий Миксюк Юрий Миксюк](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/000105_D62A9A8D9536FEC5432586AA0031F1A2_866872.jpg)
По его словам, чтобы убедиться в том, что тест действительно не стал сложнее, был проведен сравнительный анализ результатов абитуриентов, которые выполняли репетиционное тестирование первого и второго этапов. "Второй этап уже прошел по новой структуре теста. Мы убедились на примере математики, что среднее количество верно выполненных заданий несколько выросло. Если рассматривать абитуриентов, которые участвовали в первом и втором этапах, то во втором они показали такой же или лучше результат. В целом абитуриенты стали решать больше задач, их результаты тоже несколько выросли. Значит, те меры, которые мы предпринимали для того, чтобы тест не был сложнее, и те результаты, которые мы уже имеем, говорят, что тест сложнее не стал", - подчеркнул он.
Юрий Миксюк добавил, что абитуриентам остается прийти на ЦТ со своими знаниями, с отработанной технологией, сосредоточиться и полностью посвятить себя ответу на тест. "Знания абитуриента будут объективно и достойно оценены", - заключил директор РИКЗ.
Анализ соответствия заданий ЦТ школьной программе проводится постоянно - Уклейко
Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА проректор по методической работе Академии последипломного образования Светлана Уклейко.
"Анализ заданий репетиционного тестирования, их соответствие учебным программам, программам вступительных испытаний - это не ноу-хау этого года. Эта работа проводится на постоянной основе совместно с Национальным институтом образования, РИКЗ. Но хотелось бы обратить внимание на несколько важных аспектов. Первое - экспертиза заданий репетиционного тестирования осуществляется рабочими группами, в состав которых входят методисты Академии последипломного образования и Национального института образования, а также учителя-практики по каждому учебному предмету. При этом нужно отметить, что подавляющее большинство - это учителя или высшей квалификационной категории, или квалификационной категории "учитель-методист". Это специалисты с высоким уровнем профессиональной компетентности", - рассказала Светлана Уклейко.
![Светлана Уклейко Светлана Уклейко](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/000105_D62A9A8D9536FEC5432586AA0031F1A2_926063.jpg)
В составе рабочей группы учителя представляют все основные виды учреждений общего среднего образования - гимназии, школы, лицеи. "Представлены учителя учреждений образования, расположенных как в городской местности, так и сельской. То есть, группа составлена очень сбалансированно и в то же время разнопланово, - отметила проректор. - Следующий аспект - сам алгоритм действий. Каждый член рабочей группы проводит экспертизу заданий репетиционного тестирования автономно, независимо друг от друга. Каждый делает свое заключение и представляет его руководителю рабочей группы. Затем начинается этап обобщения, где руководитель группы анализирует все представленные заключения. Выводы делятся на две группы: общие и индивидуальные. Безусловно, когда появляются какие-то индивидуальные выводы, то проходит повторная экспертиза. Итоговое заключение по каждому учебному предмету анализируется совместно с сотрудниками Академии последипломного образования и Национального института образования, а затем представляется в Министерство образования и Республиканский институт контроля знаний".
Светлана Уклейко подчеркнула, что именно такая работа сейчас проводится рабочими группами. "Еще предстоит этап обобщения результатов. Далее - совместная работа с РИКЗ. В ближайшее время планируем материалы передать в Министерство образования, чтобы дальше уже активно работать, не задерживая процесс подготовки к централизованному тестированию", - заключила она.
Консультации по подготовке к ЦТ в учреждениях общего среднего образования пройдут 11-15 июня
Об этом сообщила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА директор Национального института образования Валентина Гинчук.
"Уже не первый год после проведения выпускных вечеров для одиннадцатиклассников в учреждениях общего среднего образования по запросам выпускников и их родителей организуются консультации по подготовке к централизованному тестированию. Эта практика хорошо зарекомендовала себя в прошлом году и будет продолжена. Выпускные вечера планируется провести 10 июня, а с 11 по 15 июня в учреждениях общего среднего образования будут проведены консультации по подготовке к ЦТ", - рассказала Валентина Гинчук.
![Валентина Гинчук Валентина Гинчук](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/000105_D62A9A8D9536FEC5432586AA0031F1A2_424554.jpg)
По ее словам, программы вступительных испытаний, по которым проводится централизованное тестирование по всем учебным предметам, соответствуют учебным программам. "Все программы вступительных испытаний размещены на Национальном образовательном портале, доступны для всех заинтересованных, - отметила директор института. - Программы вступительных испытаний составлены в соответствии с требованиями учебных программ, по которым учились нынешние одиннадцатиклассники".
Для того чтобы можно было подготовиться к ЦТ, повторить необходимый учебный материал на Национальном образовательном портале размещены электронные версии всех учебных пособий, которые актуальны для подготовки к централизованному тестированию в 2021 году. "В помощь абитуриентам по учебным предметам математика, физика и химия размещены видеоматериалы, которые были подготовлены в рамках соглашения между Министерством образования и МТС. Десять наиболее сложных учебных тем по каждому из указанных предметов нашли отражение в этих видеоматериалах, они могут оказать хорошую помощь в подготовке к централизованному тестированию", - добавила Валентина Гинчук.
РИКЗ рассказал о мерах для проведения ЦТ в условиях пандемии
Заместитель директора по основной деятельности Республиканского института контроля знаний Наталья Вайтехович во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказала о мерах, принятых для проведения ЦТ в условиях пандемии.
По ее словам, Министерство образования приняло противоэпидемические меры, позволяющие обеспечить абитуриентам безопасные и комфортные условия участия в ЦТ. Оптимально распределена нагрузка между пунктами ЦТ с учетом противоэпидемических требований. Аудитории пунктов тестирования оборудованы мебелью, позволяющей рассадить абитуриентов не более чем по четыре человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по два человека за столом при проходе с одной стороны, обеспечив расстояние между абитуриентами с максимальным дистанцированием (не менее 1 м). При входе в пункт и аудиторию обязательно наличие антисептических средств.
![](https://img.belta.by//uploads/lotus/presscenter/000105_D62A9A8D9536FEC5432586AA0031F1A2_572992.jpg)
"Когда пункты тестирования нам передают акты готовности, то они по каждой аудитории представляют схемы рассадки, и здесь мы уже наглядно перед началом тестирования видим, как планируется рассадка абитуриентов. Это дистанцирование, заполненность аудитории. То есть максимальное количество абитуриентов регламентируется, с тем чтобы было удобно работать и вместе с тем наблюдателям и организаторам было удобно контролировать этот процесс", - отметила замдиректора. К слову, все специалисты, которые сопровождают ЦТ, также будут обеспечены масками, перчатками, антисептиками.
Кроме того, в связи с эпидобстановкой изменился порядок регистрации абитуриентов для участия в ЦТ. В этом году удаленная предрегистрация еще усовершенствована. "Мы проделали серьезную работу, чтобы вот в таких непростых условиях, в которых приходится проводить централизованное тестирование, абитуриентам было комфортно и безопасно это делать. Поэтому система регистрации была доработана, - рассказал директор РИКЗ Юрий Миксюк. - Теперь в личном кабинете абитуриент может в онлайн-режиме в удобное для него время оперативно выбирать предмет и пункт тестирования. То есть проводить фактически все процедуры по записи на централизованное тестирование, корректировать их при необходимости по прошествии определенного времени, использовать возможность отслеживать статус по оплате и так далее. Фактически все это он может проделать сидя дома за компьютером или смартфоном. Абитуриенту остается пока только прийти в пункт опять же в удобное для него время, подтвердить свои данные подписью и получить пропуск. Но я хочу отметить, что эта система нацелена на будущее. Она имеет хорошие перспективы в том плане, что если у абитуриента в ближайшее время уже появится личная электронная подпись, то он сможет в принципе не посещать пункт записи на ЦТ, а все проделать дистанционно".-0-
Фото Максима Гучека