ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Суббота, 14 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -6°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
29 мая 2019, 07:00

Местное самоуправление: на пути к совершенствованию

Местное самоуправление в Беларуси имеет глубокие исторические корни. На протяжении многих веков в нашей стране существовали различные формы участия граждан в решении вопросов местного значения. Исходя из реалий настоящего времени, все большее значение для повышения роли местного самоуправления приобретает создание эффективных правовых механизмов для реализации инициатив граждан. А значит, предстоит усовершенствовать действующую законодательную базу. Почему именно сейчас возникла необходимость корректировки закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", и какие назрели изменения, обсудили эксперты в пресс-центре БЕЛТА.

Участники:

Александр Попков Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению
Татьяна Конончук Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы
Зенон Гришкевич Председатель Залесского сельского Совета депутатов Сморгонского района
Игорь Голубицкий Начальник управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Григорий Василевич Заведующий кафедрой конституционного права БГУ, заслуженный юрист Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор
Татьяна Вертинская Заведующий отделом внешнеэкономических отношений и международной интеграции Института экономики НАН Беларуси

- Вопросы совершенствования местного самоуправления в настоящее время обсуждаются на различных уровнях. Что сегодня в нашей стране понимают под местным управлением и самоуправлением? Насколько такая форма участия граждан в решении вопросов местного значения востребована в обществе?

Григорий Василевич: Местное самоуправление - это возможность людей в тех организационных формах, которые предусмотрены законодательством, решать вопросы местного значения с учетом общегосударственных интересов. Систему местного самоуправления в нашей стране составляют местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (ОТОС). Местных Советов депутатов насчитывается 1309. Самый многочисленный - это первичный уровень, который включает 1174 местных Совета, где работает около 20 тыс. депутатов. Это большая армия. Плюс более 75 тыс. человек работают в органах территориального общественного самоуправления.

По инициативе Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению было проанализировано соответствие белорусского законодательства Европейской хартии местного самоуправления. По моему мнению, мы выглядим не хуже, чем некоторые страны, подписавшие Европейскую хартию. Но это не значит, что все идеально. Существует ряд проблем, которые необходимо решать. Инициативных людей в стране очень много. Если мы хотим развивать местное самоуправление, то надо создать правовые условия для реализации их инициатив, уменьшить формализм, заорганизованность.

Татьяна Вертинская
Татьяна Вертинская

Татьяна Вертинская: Существует много типологий органов управления и самоуправления. В Беларуси реализуется так называемая государственная модель местного самоуправления. Это означает, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления организационно не отделены. Во всех законодательных актах они сформулированы как местное управление и местное самоуправление. Это был очень важный момент в условиях перехода к рыночной экономике, чтобы сохранить управляемость государством, когда роль местных Советов заключалась не только в учете мнений граждан, но и в том, чтобы обеспечить баланс и реализовать государственные интересы на местах. Вместе с тем такое сращивание имеет и негативную сторону. Поскольку президентская вертикаль очень сильная, это привело к некоторому дисбалансу и требует корректировки.

Однако не только эта особенность отличает белорусскую модель. Если рассматривать экономическую основу местного самоуправления, то это отношение к собственности. В Беларуси коммунальная собственность является разновидностью государственной. В других странах объектами коллективной собственности владеют местные муниципалитеты.

Что касается финансовой основы, то местные бюджеты пополняются, формируются за счет ряда налогов. Но та сумма налогов, которые могут определять сами местные органы власти, составляет всего лишь около 6%, что ограничивает самостоятельность местных органов власти. Это в какой-то мере компенсируется двумя формами, которых в других странах не существует: местное самоуправление и территориальное общественное самоуправление. Особенно важно самоуправление в сельской местности, поскольку оказывает всевозможную помощь населению.

Я участвовала во многих международных проектах по местному самоуправлению. И в каждом из них отмечено большое количество местных инициатив. Люди заинтересованы в развитии своих территорий, они пытаются найти резервы развития, предлагают нестандартные идеи. К сожалению, порой это заканчивается только реализацией данного проекта. Поэтому нужно ставить вопрос о том, чтобы дальнейшая судьба проекта находила продолжение в связке с государственными органами, чтобы нашлись источники поддержки местных инициатив.

В то же время нужно показывать важность местного самоуправления. Все-таки пока часть населения настроена иждивенчески. Связь между местными органами власти и населением чаще реализуется в виде жалоб, а не предложений. Поэтому сейчас нам важно найти активные формы взаимодействия с населением.

Григорий Василевич: Развитие местного самоуправления необходимо и для вышестоящих структур. Чтобы наверх шли четкие и очевидные импульсы, какие есть проблемы. А местные Советы и органы исполнительной власти должны знать региональные проблемы. Должна быть обеспечена связь. Местный совет, районный совет может инициировать решение вопроса, о котором "верхи", возможно, даже и не знают.

Александр Попков
Александр Попков

Александр Попков: К сожалению, достаточного понимания, что такое местное управление и самоуправление, у большинства наших граждан сегодня нет. Есть осознание, что четко организованная государственная власть решает все вопросы. Но каждый гражданин, проживая в стране, принимает участие в реализации тех направлений, которые обеспечивают ее развитие, и должен нести ответственность за конечный результат.

Принимая председателя Конгресса местных и региональных властей Совета Европы Андерса Кнапе, Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что в Европе много хорошего в части местного самоуправления, но у Беларуси есть свое понимание пути, который надо пройти. Это очень правильно.

В данном контексте хорошо вспомнить историю, которая свидетельствует, что местное самоуправление в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Уже в XII веке на территории нынешней Беларуси было местное самоуправление, и оно работало. В Полоцке, Турове главным органом управления территории было вече, сходы, соймы. А где появился первый Статут Великого княжества Литовского? На территории современной Беларуси! И он стал даже прототипом для конституции США. Самостоятельность в управлении - Магдебургское право - в XIV-XVII веках имели почти 60 наших городов.

В современной Конституции Беларуси закреплено, что местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы работы с населением. Сегодня существует 12 кодексов и 27 законов, указы и постановления, которыми руководствуется местное управление и самоуправление. То есть предоставлены огромные возможности и права.

Однако сейчас стоит говорить о том, что иногда эти права не реализованы в полной мере. На каком-то этапе наши люди перестали решать проблемы самостоятельно: все ждут, что будут приняты законы на уровне государства и все больные вопросы будут сняты. Нужно решить, как вовлечь граждан в решение общих местных проблем.

Во время работы круглого стола
Во время работы круглого стола

- То есть назрела необходимость совершенствования закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" и внесения изменений в уже устоявшуюся за долгие годы систему.

Александр Попков: Вопрос совершенствования системы местного управления и самоуправления возник не сегодня. В 2006 году по поручению главы государства был разработан указ №21 "О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения". Сейчас этот документ утратил силу, но стал основой для многих нормативных актов. Следующим этапом стало принятие закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" и дальнейшее масштабное изучение вопроса в 2013-2014 годах. Ряд предложений тогда сочли преждевременными, но сегодня по поручению Президента снова вернулись к изучению этих вопросов с учетом международного опыта.

А зарубежный опыт как раз показывает, что население и образуемые им органы гораздо лучше сами могут решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы, государственные чиновники при централизованном управлении местными делами.

Несмотря на то, что в стране заложены конституционные основы местного самоуправления, приняты базовые нормативные правовые акты, деятельность местных органов власти не приносит ожидаемых результатов. Сегодняшние реалии требуют от органов местного самоуправления не только простого выполнения своих функций по предоставлению услуг населению, но и проявления инициативы, направленной на устойчивое развитие территорий.

Что мы имеем сейчас? На первичном уровне работает около 14 тыс. депутатов сельских Советов, около 4 тыс. - базового уровня. В общей сложности это 18,1 тыс. депутатов - серьезнейшая сила. Органы территориального общественного самоуправления - это еще 75 тыс. человек. Сегодня надо думать, каким образом организационно выстроить систему решения вопросов, которые связаны с местным самоуправлением. И, видимо, по этой причине главой государства обозначены направления совершенствования Конституции, некоторых законов, в том числе о местном управлении и самоуправлении.

Необходимо дать возможность нашим гражданам решать те вопросы, которые есть на местах. Многие из них не решаются из-за недостатка финансовых ресурсов, поскольку местные бюджеты это не обеспечивают. А ведь смысл местного самоуправления и вообще всей региональной политики заключается в том, чтобы решать вопросы, с которыми сталкивается конкретный человек. Не просто выполнять какие-то экономические или прогнозные показатели, а именно решать проблемы человека. Это вопросы здравоохранения, продовольствия, заработной платы, занятости и многое другое. Необходимо создавать точки роста по развитию тех или иных регионов, выравнивать условия, которые будут формировать их экономику.

Мы видим целесообразность совершенствования местного самоуправления в стране, систематизации работы в данном направлении и формирования единого документа для урегулирования всех вопросов. На стадии его проработки предстоит определить концептуальные положения, которые лягут в основу будущего закона.

Татьяна Конончук
Татьяна Конончук

Татьяна Конончук: Вопросы совершенствования местного самоуправления актуальны всегда и в любой стране. В Беларуси создана хорошая законодательная база. Для ее совершенствования важно учитывать, с одной стороны, насколько население готово к решению этих вопросов на современном этапе, с другой - какие условия созданы для этого. Сегодня стоит задача не просто каким-то коренным образом изменить законодательство, касающееся деятельности населения по решению вопросов местного значения, но конкретизировать, детализировать механизмы.

Очень важно, чтобы население понимало суть местного управления и самоуправления. От этого будет зависеть, насколько люди реально будут заинтересованы, вовлечены в процесс принятия решений, их выработку. Однако сказать, что население сегодня недостаточно активно, мы тоже не можем, потому что не все условия для этого созданы.

Считаю, что вопросы будут решаться более эффективно, если вместо использования такого инструмента, как обращения граждан, вести диалог с населением. Не будет обращений по многим вопросам, если, планируя программу, составляя план на следующий год, собрать представителей органов территориального общественного самоуправления города, района и обсудить приоритеты: где необходимо отремонтировать участок дороги, решить вопрос водообеспечения, социальной защиты населения. Если люди будут видеть, что именно нужно сделать в первую очередь и какова концентрация ресурсов, будет снят ряд ненужных вопросов по обращениям граждан.

Важным для совершенствования местного самоуправления считаю содействие самоорганизации граждан по месту жительства. На практике мы мало используем инициативу граждан. Хотя опыт реализации программ международной технической помощи показывает, что на местах рождаются очень востребованные населением инициативы. Причем люди в первую очередь предлагают решить не свои личные, а именно общественные вопросы: обустроить детскую площадку на территории населенного пункта, очистить озеро, уделить внимание особо охраняемой природной территории. Такое коллективное сознание - это наше достояние. В этом плане мы можем совершенствовать законодательные механизмы.

Александр Попков: Важно понимать, что закон о местном самоуправлении защищает интересы граждан на местах. Ни одно решение на уровне государства не должно приниматься без учета мнения органов местного самоуправления. Но, принимая законы, обсуждая и принимая резолюции, согласовывая с облисполкомами, мы не всегда учитываем настроения людей. А это самое главное - интересы конкретного человека, которые защищены законом.

Поэтому нужны инструменты для реализации положений, которые уже заложены в нашем законодательстве. И прежде всего мы должны научить наши кадры.

Григорий Василевич
Григорий Василевич

Григорий Василевич: Я разделяю точку зрения о том, что за счет организационно-правовых мер можно укрепить и развивать местное самоуправление. Полагаю, что даже сейчас, на основе имеющегося законодательства, можно в этом плане сделать многое.

Люди, работающие в ОТОСах, должны быть активными участниками (хотя бы с правом совещательного голоса) сессий местных Советов депутатов при решении кадровых, программных, бюджетных вопросов и др. Они еще ближе к гражданам, чем депутаты, и их голос должен быть услышан. Полагаю, делать это можно уже сейчас.

Также необходим обмен опытом между областями. Давно пора создать республиканскую ассоциацию местного самоуправления, и, по-моему, мы к этому движемся.

В контексте дискуссии о том, какая должна быть избирательная система - пропорциональная, мажоритарная или смешанная, я когда-то высказывал идею апробировать смешанную избирательную систему на областном уровне. То есть областные Советы избирать по смешанной системе: часть по избирательным округам, часть - от политических партий. Потом посмотрим, нужно ли это на уровне республики.

Также считаю, что напрасно звучат идеи исключить из Конституции право отзыва депутатов. Да, это право не реализуется, но пусть оно будет хотя бы с точки зрения контроля за депутатами со стороны населения. Установлен высокий порог для такой инициативы - не менее 20% граждан, обладающих избирательным правом. Но в век информационных технологий можно и нужно развивать электронную демократию: сбор подписей может быть организован посредством сети Интернет, так же как и реализация гражданами права народной инициативы. Здесь законодательство надо развивать. Тем более что в местные Советы депутатов шли с соответствующими программами, была некая конкуренция. Считаю, что консолидированная программа всех депутатов (на областном, районном уровнях) должна быть опубликована на сайтах местных Советов. Контроль со стороны общественности, как реализуются эти программы, должен быть.

Александр Попков: Самое главное при подготовке нового закона о местном самоуправлении - избежать формализма. Ведь лет пять назад, когда вносили изменения и дополнения в закон о местном самоуправлении, ставился вопрос о целесообразности существования сельских Советов. Поскольку их роль порой принижается, к их мнению не всегда прислушиваются, да и финансирование их откровенно недостаточно.

Зенон Гришкевич
Зенон Гришкевич

Зенон Гришкевич: На мой взгляд, действующий закон выполняет возложенные на него задачи. Но если говорить о системности его исполнения, то есть и плюсы и минусы. Начиная с того, что не все знают, что такое местное управление и самоуправление. На каждом первичном уровне должна быть своя система в работе. Активные граждане есть, их достаточно, но людей нужно поддержать и стимулировать.

Что касается финансовой составляющей первичного уровня самоуправления, то 1% от общего бюджета - это очень мало. Мы просто задыхаемся: времени и средств решить все вопросы не хватает. Даже имея фонды, активных жителей, старост и депутатов.

Приведу простой пример. Сегодня в агрогородке Залесье 18 улиц, которые не обслуживаются ни одной специализированной организацией. Люди не понимают: дорожный сбор они уплачивают, но почему нет дорог? Что им ответить? Из таких ситуаций в данных условиях я не вижу выхода.

Да, есть опыт работы по проектам международной технической помощи. Но этим мы не перекроем существующие проблемы.

Очень большое значение имеют органы территориального общественного самоуправления, старосты деревень. Они активные и выполняют львиную долю работы на местах. К примеру, у меня 23 деревни, я не везде могу доехать, каждый день расписан. Поэтому должно быть связующее звено с сельисполкомом и сельсоветом, для того чтобы мы владели информацией о том, что происходит на периферии.

Татьяна Конончук: Население само решило, что сельским Советам быть. Если вы спросите любого сельского жителя, куда он идет за помощью, то он никогда не скажет, что в исполком. Он идет в сельсовет. Другое дело, что надо разгрузить сельские Советы от дублирования функций местных исполкомов, излишнего делопроизводства и формализма. В этом вопросе необходимо совершенствовать законодательство.

К тому же органам местного самоуправления действительно не хватает финансовых средств. Зависимость местных Советов от вышестоящих бюджетов очень высока. Было предложение в депрессивных районах какой-то процент налогов дополнительно оставлять на местах. Но даст ли это возможность развития этих территорий? На современном этапе не всегда. Прежде надо граждан научить инициативности и принятию решений на местном уровне.

С другой стороны, финансовая поддержка очень нужна и важна. Если брать районный уровень, то пусть даже небольшой районный бюджет выделит 1% на поддержку местного самоуправления. Эти деньги будут направлены на реализацию тех же инициатив, на софинансирование каких-то проектов, что повысит устойчивость территорий и будет способствовать занятости, а значит, и экономическому развитию.

Сегодня же мы видим роль органов территориального общественного самоуправления зачастую лишь в вопросах благоустройства, наведения порядка, каких-то социальных решениях. Но они могли бы быть задействованы и в решении вопросов занятости населения - это очень важно.

Игорь Голубицкий
Игорь Голубицкий

Игорь Голубицкий: Если мы посмотрим на Советы первичного уровня, то можем заметить, что они немного не сбалансированы. Местный Совет функционирует в пределах административно-территориальной единицы – они могут быть с численностью населения и 3 тыс., и 20 тыс. человек. Конечно, объем и масштаб вопросов, которые приходится решать местным Советам, тоже разный. Поэтому есть определенный дисбаланс.

Не случайно сейчас обсуждается вопрос именно усовершенствования системы местного самоуправления, а не глобальной реформы, ведь за этим всегда стоят люди. В начале 1990-х годов не пошли на сильную ломку, потому что в тех условиях, когда экономическое состояние было плачевным, государство не могло устраниться от решения проблем простых граждан. Поэтому сохранили ту систему, и она себя оправдала.

Сейчас ситуация другая: появились точки роста, и настало время усовершенствовать систему местного самоуправления в целом, чтобы можно было объединять граждан, которые сами могли бы более эффективно решать вопросы местного значения.

Да, пока мы не можем сказать, что все органы местного самоуправления готовы решать самостоятельно все вопросы местного значения. Где-то население более активное, а где-то - менее. Но надо стремиться к тому, чтобы повышать эту активность.

Татьяна Вертинская: Можно существенно изменить ситуацию, не прибегая к значительным изменениям законодательства, реализуя организационные формы. Для кого мы собираемся совершенствовать закон? Прежде всего, для будущего поколения. А это цифровое поколение. Цифровые технологии могут совершенно изменить систему местного самоуправления.

Беларусь как IT-страна уже значительно продвинулась в этом направлении. Для более активного вовлечения людей в решение местных вопросов нужно создавать новые информационные платформы, где можно будет высказывать свое мнение о той или иной ситуации, вносить предложения. Это станет основой для взаимодействия с молодежью, позволит перейти от системы традиционного местного управления к электронному управлению, формированию своего рода местного электронного правительства или просто местных органов власти на электронной основе.

У нас же есть такие наработки на национальном уровне. Мне кажется, это не потребует существенных изменений в законодательстве, хотя дополнительные нормативные правовые акты, безусловно, понадобятся. Но это значительно усовершенствует и оптимизирует работу исполкомов.

Александр Попков
Александр Попков

Александр Попков: Все это правильно. Но мы должны думать, как формировать и создавать условия, при которых местное управление и самоуправление сможет влиять на экономическое развитие регионов.

Как показывают социологические исследования, белорусов сегодня в первую очередь интересуют рабочие места. Необходимо, заглядывая в завтрашний день, просчитывать, как трудоустроить молодых людей в регионах, на их малой родине, обеспечить достойный уровень заработной платы, равнодоступность социальных услуг. И в этом очень большую роль может играть местное управление и самоуправление.

В Беларуси 2018-2020 годы проходят под знаком Года малой родины. Уже на старте трехлетки появилось большое количество инициатив. Наше население отзывчиво на интересные идеи и готово их реализовывать. Мы должны дать соответствующие инструменты, в том числе на уровне местного управления и самоуправления.

- Мы уже успели детально обсудить нынешнее состояние системы местного управления и самоуправления. Высказывались взгляды, как ее можно менять. Хотелось бы и конкретики. Какие изменения предлагается внести в законодательство с учетом мировой практики и национальных интересов?

Александр Попков: Над конкретными предложениями предстоит серьезно потрудиться рабочей группе, которая сформирует концептуальные положения обновленного закона о местном управлении и самоуправлении. Будет изучен мировой опыт, проведены дискуссии. Площадкой для соответствующих обсуждений может стать Совет по взаимодействию с органами местного самоуправления при Совете Республики. Когда будет выработана концепция, ее предложат для обсуждения на всех уровнях — на местах, в парламенте и прессе.

Сельские Советы - это наш актив. Но нужно посмотреть на инструменты, которые у них есть, могут ли они эффективно решать все вопросы жизнеобеспечения населения. Поддерживаю высказанную во время круглого стола мысль о необходимости сформировать фонд поддержки местного самоуправления. Так мы могли бы снять все проблемы.

Игорь Голубицкий: В основе всех изменений закона должна быть серьезная работа экономистов, юристов, социологов. В мире действуют разные модели местного управления и самоуправления. Перенимая зарубежный опыт, надо исходить из того, насколько они будут востребованы в Беларуси, близки людям.

Нельзя игнорировать и тот факт, что выборы в местные Советы депутатов первичного уровня нередко проходят на безальтернативной основе. Это говорит о том, что они не настолько влиятельны, чтобы решать самые важные в регионе вопросы. Такие решения, как правило, принимаются на базовом (районном) уровне.

Во время работы круглого стола
Во время работы круглого стола

Григорий Василевич: Я предложил бы строить работу по совершенствованию законодательства с привлечением широкого круга участников. Хорошо, что есть специалисты, которые вырабатывают концепцию. Но параллельно, а может даже и заранее, нужно организовать сбор идей и предложений, провести в интернете общественное обсуждение, что нужно отразить в концепции проекта.

Татьяна Вертинская: Действительно, к совершенствованию местного самоуправления нужно подходить системно. Этот процесс затронет и административно-территориальное деление, и финансовые основы, и вопрос разграничения полномочий, и многие другие. Поэтому сначала нужно все эти аспекты отработать в какой-то концептуальной модели, а затем, возможно, частично апробировать на практике.

Но что-то можно делать уже сейчас. В ходе нашей дискуссии прозвучали инициативы, которые уже получили положительную оценку, и они могут внедряться в практику и в законодательство.

Например, в Беларуси уже созданы две ассоциации местных Советов депутатов (в Гродненской и Могилевской областях). Но они работают совершенно по другой модели, чем аналогичные ассоциации за рубежом. Пока они функционируют практически как общественные организации и ориентированы в основном на население.

Между тем ассоциации местных Советов должны стать площадками для диалога между местными органами власти и населением. Для этого нужно изменить их правовой статус, четко определить, как они будут интегрироваться в государственные органы, какое значение будут иметь принимаемые ими решения и проводимая ими экспертиза государственных законодательных актов. Возможно, стоит подумать о разработке модельного устава ассоциации местного самоуправления или даже специального закона.

Еще одна форма участия граждан в решении вопросов местного значения – организации территориального общественного самоуправления. Согласна, что вопрос финансовой поддержки ОТОСов должен быть закреплен законодательно. Это будет стимулировать участие жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально значимых сферах.

Как пример могу привести город Барановичи, где впервые организация территориального общественного самоуправления стала юридическим лицом. Это дало ей возможность решать финансовые вопросы. Полагаю, что этот опыт может быть транслирован и отражен в законодательстве.

Как уже говорили коллеги, в Конституции Республики Беларусь закреплены формы непосредственной демократии. Но чтобы они реализовались, необходима правоприменительная практика. Это тоже задача законодателей.

У нас есть положительный опыт разработки при поддержке международных организаций стратегий устойчивого развития областей и районов. Эти стратегии разрабатывались с участием местных органов власти и, что очень важно, с участием населения. Люди сами определяли приоритеты развития своих территорий. Но, к сожалению, в нашем законодательстве в области государственного прогнозирования и планирования не предусмотрена разработка таких стратегий, есть только программы. Значит, можно и нужно ставить вопрос об изменении законодательства и вводить как обязательную категорию разработку местных стратегий устойчивого развития. Это очень полезно.

Необходимо решать и финансовые вопросы, начиная с прогнозирования. Финансы у нас прогнозируются на год, а все остальное – на пять лет. Нестыковка. Минфин уже разработал стратегию реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь, но она по каким-то причинам сегодня не востребована в полной мере.

То есть такие, казалось бы, мелочи, могут существенно изменить ситуацию. А вот изменять в целом законодательство – это вопрос большой перспективы. Возможно, с отработкой каких-то моделей на пилотных территориях. Так как это очень ответственный и дорогостоящий процесс, цель которого - реализовать государственную политику более эффективно и с участием населения.

Зенон Гришкевич
Зенон Гришкевич

- Сколько времени потребуется на разработку концепции совершенствования закона о местном управлении и самоуправлении?

Александр Попков: Есть определенная дорожная карта по подготовке изменений в закон, она содержит целый перечень организационных мероприятий, которые мы должны провести. В обязательном порядке будет учитываться мнение людей. Для этого будет создан соответствующий интернет-ресурс, где будут аккумулироваться мнения и предложения граждан.

Первое и самое главное, что необходимо предусмотреть, - это проблема кадров. Сейчас у нас зачастую нет альтернативности – как на выборах депутатов сельских Советов, так и при выборах председателя сельского Совета или назначении на должность председателя исполкома. Для этого надо готовить кадры, надо формировать у людей понимание, что от них многое зависит. Сейчас все ждут, что кто-то им обеспечит те или иные блага. А нужно перестроить сознание людей так, чтобы и местная власть, и население были готовы решать многие вопросы совместно.

Второе – нужно продумать экономическую составляющую, так как реализация любого закона, направленного на решение глобальной проблемы, предполагает определенные финансовые затраты.

Полагаю, что в течение этого года мы предложим концепцию совершенствования закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», которая станет предметом всестороннего обсуждения.

- Татьяна Сергеевна упоминала об ассоциациях местных Советов депутатов. Сейчас действуют две - в Гродно и Могилеве, создается ассоциация в Витебске. А как другие регионы? Когда мы будем готовы к созданию национальной ассоциации?

Александр Попков: Когда в закон о местном самоуправлении заложили создание ассоциаций местных Советов депутатов и национальной ассоциации, никто не представлял, что это такое. Прошло уже девять лет, а мы сегодня задаемся вопросом, что такое ассоциация. А почему на этот вопрос не ответили на стадии формирования закона?

Да, сегодня ассоциации созданы в Гродно, в Могилеве, в Витебске. Но мы еще не наполнили это начинание соответствующим содержанием. Надо создавать ассоциации, которые действительно будут отражать интересы соответствующих территорий: их развитие, формирование местной экономики, обеспечение доступности услуг, создание рабочих мест и т.д. И которые будут влиять на принятие государственных решений.

Игорь Голубицкий: При подготовке проекта нового закона в 2010 году изучался и зарубежный опыт. Европейская хартия местного самоуправления предусматривает возможность создания ассоциаций. Законодательно закрепив возможность создания ассоциаций местных Советов депутатов, а также национальной ассоциации, мы сформировали правовые условия для их деятельности. А если сегодня они как-то не так функционируют, то можно менять ситуацию.

Александр Попков: То есть пока идея не овладела массами… Поэтому сегодня мы начали поиск, изучаем зарубежный опыт. Слепо переносить его в какие-то нормы закона нельзя. По ментальности мы разные. К тому же в Европе традиции местного самоуправления формировались многие десятилетия, а то и столетия. Но мы должны этот путь пройти более быстрыми темпами. И не наделать глупостей.

Как сказал Президент Беларуси на встрече с представителями Конгресса местных и региональных властей, мы будем изучать и использовать европейский опыт с учетом особенностей и перспектив развития нашей страны и нарабатывать собственный.

В начале 1990-х годов, когда разваливалась страна и нужны были твердые скрепы, четко организованная вертикаль власти помогла сохранить наше государство. Сегодня мы уже прошли определенные этапы развития и видим, что можем говорить о более широких властных полномочиях на местах. Время пришло.

- Спасибо за беседу.

Фото Юрия Орешкина

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси