ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 18 ноября 2024
Минск-Уручье +3°C
Все новости
Все новости
Круглый стол
21 марта 2022, 15:00

Круглый стол, посвященный военно-патриотическому воспитанию

Потребности современного общества сейчас диктуют необходимость формирования у участников образовательного процесса - учащихся школ, учреждений высшего и среднего специального образования - выверенной, нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Великой Отечественной войны, к фундаментальным ценностям общества и сохранению исторической памяти.

Работа по патриотическому воспитанию юных граждан нашей страны достигается посредством системного, комплексного подхода и во взаимодействии со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. Здесь задействованы воспитательные потенциалы учебных предметов, совершенствование допризывной подготовки молодежи, развитие системы кадетского образования. Большую роль играет поисково-исследовательская деятельность учащихся и студентов, работа музеев учреждений образования, акции патриотической направленности.

О новых формах работы с учащимися и их родителями по военно-патриотическому воспитанию рассказали участники круглого стола.

Участники:

Венера Воронович Методист высшей категории управления учебно-методической работы ГУО "Академия после дипломного образования"
Лидия Жур Заместитель директора по учебно-методической работе Республиканского центра экологии и краеведения
Наталья Катович Начальник управления воспитательной и идеологической работы научно-методического управления "Национальный институт образования"
Геннадий Белявский Директор ГУО "Средняя школа №223" города Минска
Александр Иванов Руководитель военно-патриотического воспитания ГУО "Гимназия №43" города Минска

На уроках о Хатыни нужно делать акцент на региональные краеведческие материалы

Рассказывая школьникам о геноциде мирного населения во время Великой Отечественной войны, нужно делать акцент на событиях в той местности, где проживают дети. Таким мнением поделилась начальник управления воспитательной и идеологической работы научно-методического учреждения "Национальный институт образования" Наталья Катович во время прошедшего в БЕЛТА круглого стола, посвященного военно-патриотическому воспитанию.

"Символом геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной стала судьба Хатыни. Сегодня во всех учреждениях образования пройдет единый урок "О чем звонят колокола Хатыни", посвященный 79-й годовщине трагедии. И при информировании учащихся мы рекомендуем делать акцент на событиях в той местности, где проживают дети. Тогда они будут иметь наибольший эффект", - уточнила Наталья Катович. Она также добавила, что в Национальном институте образования разработаны планы-конспекты по проведению этих уроков для разных категорий учащихся. При проведении урока будут полезны также материалы интернет-проекта "Белорусские деревни, сожженные во время Великой Отечественной войны".

Наталья Катович отметила, что Национальный институт образования создал рекомендации и информационные материалы по проведению работы с учащимися учреждений среднего общего образования по ознакомлению с темой геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Эти материалы, как методические, так и информационные, были разработаны по материалам Генеральной прокуратуры Беларуси. Они размещены на национальном образовательном портале. Основными нормативно-правовыми документами в этой сфере являются закон Республики Беларусь о геноциде белорусского народа, концепция непрерывного воспитания детей и молодежи и программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы.

"История нашего народа полна трагических событий. Самое страшное и скорбное - Великая Отечественная война. Белорусы - одна из наиболее пострадавших в этой войне наций. Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, немецко-фашистские захватчики начали проводить политику геноцида, направленную на истребление белорусского народа. Нашим детям сложно сегодня понять ситуацию, которая была в то время. У них уже нет близких родственников - участников войны, живых свидетелей тех трагических событий, от которых они могли бы услышать рассказ. Именно поэтому важно искать новые формы работы в этом направлении. И в принципе активизировать работу по военно-патриотическому воспитанию в Год исторической памяти", - отметила Наталья Катович.

Новая форма и подход. Специалисты предлагают изучать историю через эмоции и чувства

Для эффективной работы в сфере патриотического воспитания можно использовать метод структурированной драмы. Об этом рассказала методист высшей категории управления учебно-методической работы Академии последипломного образования Венера Воронович во время прошедшего в БЕЛТА круглого стола, посвященного военно-патриотическому воспитанию.

"Это новая форма и подход. Суть которого заключается в том, чтобы познавать и изучать что-то через эмоции и чувства. Уже прошел ряд семинаров. Так, на одном из них мы разбирали подвиг Николая Киселева, который вывел за линию фронта через "Суражские ворота" более 200 человек. На базе документов, воспоминаний участники семинара перевоплощались в действующих лиц истории. Эмоции пропускали через себя, что позволяло достигать нужного результата", - уточнила Венера Воронович.

Она также подчеркнула, что вместе с тем остаются актуальными и прежние формы работы. Например, уроки "Наш край", которые позволяют глубже вникать в историю своей родной местности. Экскурсионная деятельность, просмотры фильмов о Великой Отечественной войне.

"Набирает все большую популярность такая форма работы, когда в онлайн-формате взаимодействуют несколько учреждений. Например, прямо на уроке проходит онлайн-экскурсия по музею истории Великой Отечественной войны, общение с экскурсоводом. Есть подобная практика и в Брестской крепости. Или же когда школы проводят совместные онлайн-занятия. Дети получают задания, вместе работают, обсуждают результаты", - отметила Венера Воронович.

Учить нужно не только учеников, но и родителей. Директор школы о примерах патриотического воспитания

Во главе патриотического воспитания должна быть семья, а педагоги помогут. В таком случае оно будет наиболее эффективным. Об этом сказал директор средней школы № 223 Минска Геннадий Белявский во время прошедшего в БЕЛТА круглого стола, посвященного военно-патриотическому воспитанию.

"Сегодня учить нужно не только учеников, но и родителей. И мы стараемся активно взаимодействовать с семьями. Например, родители вместе со своими детьми активно включились в свое время в создание музея Великой Отечественной войны у нас в школе: приносили материалы, награды своих родственников", - рассказал Геннадий Белявский. Он также отметил, что в учреждении образования проводятся родительские встречи, личные беседы, реализуется проект "Родительский университет", работа в котором была систематизирована в последнее время.

"Положительным примером, который ярко доказал правильность мнения о том, что все, в том числе и патриотизм, начинается с семьи, стал наш проект к 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Мы составили карту из 80 памятных мест. Часть из них посетили все вместе: педагоги, родители и дети. Минск-Логойск-Борисов-Бегомль. Да, были трудности. Но родители откликнулись и это важно. У нас получился целый автопробег. Когда родители вместе с детьми что-то делают, то это имеет наилучший результат и эффект", - подчеркнул директор школы.

"Мы живем в достаточно сложное время, в рамках сравнительной характеристики, преемственности между прошлым, настоящим и будущим. Мы должны сопоставить те моменты, взглянуть на людские жизни и судьбы, что с ними произошло 22 марта 1943 года. Важно понимать, как дорого то, что мы сохранили, чем мы можем гордиться и дорожить", - заключил Геннадий Белявский.

Мобильное приложение "Дневник путешественника" разрабатывают для школьников

22 марта, Гродно /Корр. БЕЛТА/. Мобильное приложение "Дневник путешественника" разрабатывают для школьников. Об этом рассказала заместитель директора по методической работе Республиканского центра экологии и краеведения Лидия Жур во время прошедшего в БЕЛТА круглого стола, посвященного военно-патриотическому воспитанию.

"Это мобильное приложение - аналог бумажного варианта дневника путешественника, где можно будет в электронном виде оформить информацию о тех местах воинской славы, которые дети посетили, выложить и поделиться этой информацией. Мы пока находимся на начальной стадии разработки, но многим уже интересно. Дети, особенно младшего школьного возраста, любят художественно оформлять свои работы, что позволяет лучше запомнить, отложить в памяти то, что им удалось увидеть. И приложение будет этому только помогать", - уточнила Лидия Жур.

Практика ведения дневников путешественника была введена по проекту "Звездный поход". Это путешествия по местам воинской славы. С началом туристического сезона ребята активно включаются в него и попутно оформляют свои маршрутные листы. Затем делают небольшие зарисовки или даже исследовательские работы. Пока же дневник путешественника существует в бумажном формате: для учащихся начальной школы и для учеников средних и старших классов.

"Дети старшего возраста после походов по местам боевой славы пишут отчеты. Это еще одна возможность обдумать, проконтролировать все то, что они прошли, отложить в памяти определенные вехи. Тем более для презентации этих работ есть конкурс "Познай Родину - воспитай себя", где можно представить свой маршрут и впечатления от посещения объектов", - добавила Лидия Жур.

По ее словам, в Беларуси большое внимание уделяется образовательному туризму. В стране реализуется пилотный проект, благодаря которому дети бесплатно могут посещать различные объекты, в том числе военно-исторические, которые изучаются в рамках школьной программы. Такая программа разработана и для студентов вузов. Сегодня акцент в образовании делается на развитие онлайн-форм. "Дети любят такой подход, они заинтересованы, сами стараются участвовать, создают 3D-музеи. Кстати, в последнее время мы работаем над созданием единой информационной платформы "Патриот.by", к ней подключены более 70 учреждений образования. Платформа позволяет большому количеству людей присоединяться к разным мероприятиям и при этом быть не просто слушателями, а активно включаться в процесс", - добавила заместитель директора по методической работе Республиканского центра экологии и краеведения.

Вместе с поиском новых форм работы продолжается реализация уже привычных. "Проводятся информационные часы, диспуты, пресс-конференции, интегрированные уроки. Работает более 400 поисковых объединений, в которых состоят свыше 4 тыс. учащихся, которые напрямую занимаются поисково-исследовательской деятельностью, участвуют в раскопках согласно законодательству. Продолжают работу военно-патриотические клубы, открываются новые. Дети с удовольствием их посещают. И, безусловно, Министерство обороны прикладывает все усилия, чтобы детям было интересно, чтобы они стремились за новыми знаниями, в том числе по теме Хатыни. А это всего лишь одна часть военно-патриотического блока, которая сегодня очень актуальна", - добавила замдиректора.

Лидия Жур отметила, что по теме геноцида белорусского народа школьники ведут поисковую работу на базе музеев в учреждениях образования. В стране таких насчитывается около 1,5 тыс. Из них более 200 имеют военно-историческую направленность. Материалы для них собирают в том числе сами дети. Они находят материалы о своих близких, земляках, у них появляется большой интерес.-0-

Пресс-центр

Если вы хотите провести у нас свое мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с нами:

тел.: +375 (17) 311-33-70

e-mail: pressuser@belta.by

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Энгельса, д. 30, к. 303 (ст.м. "Купаловская", рядом с ТЮЗом).

Контактное лицо: Ермачёнок Инна Эдуардовна

Топ-новости
Свежие новости Беларуси